Хачкары

Тема в разделе "Культура", создана пользователем Волшебница, 18 мар 2006.

  1. Волшебница

    Волшебница

    Регистрация:
    10 мар 2006
    Сообщения:
    1.034
    Симпатии:
    0
    Хачкары (арм. хачкар - крест-камень), армянские средневековые памятники (мемориальные и др.) в виде вертикально поставленных каменных плит с резным изображением большого креста в сложной орнаментальной композиции. Ставились отдельно и группами. Распространены с 9 в. Произошли, вероятно, от раннехристианских стел.

    [​IMG]
     
  2. МИРНАЯ

    МИРНАЯ

    Регистрация:
    20 мар 2006
    Сообщения:
    198
    Симпатии:
    0
    Адрес:
    Астрахань
  3. МИРНАЯ

    МИРНАЯ

    Регистрация:
    20 мар 2006
    Сообщения:
    198
    Симпатии:
    0
    Адрес:
    Астрахань
  4. Волшебница

    Волшебница

    Регистрация:
    10 мар 2006
    Сообщения:
    1.034
    Симпатии:
    0
    Хачкар-это врата, вход в мир армянского искусства, в армянскую историю и жзнь. Но хачкар - это не просто каменный крес, это художественный символ армян. Внем отразилась их декоративный вкус, тонкое чувство красоты и в какойто мере история народа.
    Армянские крестные камни - поразительное явление в художественнойкультуре средних веков, явление яркое и полнокровное.
     
  5. Mar

    Mar

    Регистрация:
    2 апр 2006
    Сообщения:
    3.091
    Симпатии:
    0
    Адрес:
    Москва
    Хачкар - это исключительно армянское искусство и я этим горжусь :!:
    Мой папа даже когда-то этим занимался :)
     
  6. Волшебница

    Волшебница

    Регистрация:
    10 мар 2006
    Сообщения:
    1.034
    Симпатии:
    0
    он вырезал хачкары на камнях? Или маленькие деревяные хачкары делал?
    Я слышала, что в Армении есть школа по этому виду искусству.
     
  7. Mar

    Mar

    Регистрация:
    2 апр 2006
    Сообщения:
    3.091
    Симпатии:
    0
    Адрес:
    Москва
    Да, он вырезал хачкари на камнях, но в спец школу не ходил, просто руки золотые 8) (это я так, нескромно сказала :wink: )
     
  8. Волшебница

    Волшебница

    Регистрация:
    10 мар 2006
    Сообщения:
    1.034
    Симпатии:
    0
    Нет все очень даже скромна, я лично люблю когда дети хвастаются своими родителями. Это как-то по армянски :)
     
  9. Mar

    Mar

    Регистрация:
    2 апр 2006
    Сообщения:
    3.091
    Симпатии:
    0
    Адрес:
    Москва
    Да, согласна! Все должны гордиться своими родителями!
     
  10. Волшебница

    Волшебница

    Регистрация:
    10 мар 2006
    Сообщения:
    1.034
    Симпатии:
    0
    Появление хачкаров связано с принятием в 301 году Арменией христианства и креста как символа вечной жизни. Первостепенную роль в принятии христианства сыграли Григорий Просветитель Армении, ставший первым Католикосом Армянской Церкви.
    Григорий Просветитель устанавливал деревянные кресты на местах языческих жертвенников и изображений, а также в тех местах, где в дальнейшем должны были быть воздвигнуты церкви и монастыри . Но деревянные кресты могли быть легко разрушены, уничтожены и поэтому их стали заменять каменными крестами.
     
  11. Piligrimo4ka

    Piligrimo4ka

    Регистрация:
    7 июн 2006
    Сообщения:
    3.152
    Симпатии:
    2
    Род занятий:
    студентка
    Адрес:
    с большой деревни
    Хачкары уничтожены, армянское кладбище превращено в стрельбище

    В Азербайджане окончательно решили вопрос армянского исторического наследия в Нахиджеване. Армянское кладбище в Старой Джульфе (Старой Джуге), где были установлены порядка 10 тысяч армянских хачкаров (крест-камней), превращено в военное стрельбище.

    Напомним, что в декабре 2005 года несколько десятков азербайджанских солдат, вооруженных молотами, лопатами и тяжелой техникой, ворвались на армянское кладбище (Нахиджеван) и принялись громить армянские хачкары, надгробия и памятники, сохранившиеся после аналогичных действий азербайджанцев в 2002 году. Эти события были засняты с иранской стороны. В феврале текущего года Европарламент принял резолюцию, осуждающую варварское уничтожение армянского исторического наследия со стороны Азербайджана.
    http://kornelij.livejournal.com/15860.html-источник
     
  12. КАХЕЕЦ

    КАХЕЕЦ

    Регистрация:
    26 авг 2006
    Сообщения:
    227
    Симпатии:
    0
  13. КАХЕЕЦ

    КАХЕЕЦ

    Регистрация:
    26 авг 2006
    Сообщения:
    227
    Симпатии:
    0
    [​IMG]

    Ալավերդի / Օձուն

    В душу запала...
     
  14. Piligrimo4ka

    Piligrimo4ka

    Регистрация:
    7 июн 2006
    Сообщения:
    3.152
    Симпатии:
    2
    Род занятий:
    студентка
    Адрес:
    с большой деревни
    вообще очень красиво... Я восхищена... Давид,а как ты на арм написал? я тож хочу:(
     
  15. Волшебница

    Волшебница

    Регистрация:
    10 мар 2006
    Сообщения:
    1.034
    Симпатии:
    0
  16. Тигран

    Тигран

    Регистрация:
    31 май 2006
    Сообщения:
    1.911
    Симпатии:
    1
  17. Bari

    Bari

    Регистрация:
    2 сен 2006
    Сообщения:
    73
    Симпатии:
    0
    Род занятий:
    географ
    Адрес:
    Москва
    Ребят, а кто нить может поподробнее рассказать о том, что изображено на хачкарах кроме креста, снизу солнце или что то такое ... ведь все же наверное имеет определенный смысл....хотелось бы знать
     
  18. Piligrimo4ka

    Piligrimo4ka

    Регистрация:
    7 июн 2006
    Сообщения:
    3.152
    Симпатии:
    2
    Род занятий:
    студентка
    Адрес:
    с большой деревни
    Я узанала у кузины об этом.... Просто ее отец сам делал хачкары. Некоторые армяне в хачкарах,кроме изображения креста,просто узоры рисуют или как сказать точно-то,вообщем,в этих узорах они прячут иногда свои иннициалы. НО это может заиметить не каждый. Кто-как.... вот так вот,а так это просто узоры!
     
  19. Bari

    Bari

    Регистрация:
    2 сен 2006
    Сообщения:
    73
    Симпатии:
    0
    Род занятий:
    географ
    Адрес:
    Москва
    ок, спасибо, джаник)
    может у кого то еще есть какая то информация?
     
  20. Волшебница

    Волшебница

    Регистрация:
    10 мар 2006
    Сообщения:
    1.034
    Симпатии:
    0
    Изучению хачкара, я потратила не один год :)
    Все сразу писать, конечно, трудно. Но постепенно я буду просвещать то, что сама знаю.

    Изучение и правильное толкование символов - один из наиболее сложных разделов истории раннехристианского искусства. Орнаментальная символика в христианстве изначально имела очень важное значение, поскольку ее скрытый смысл понимали только посвященные. Это помогало первым христианам сохранять тайну своей веры в окружении язычников и отчасти избегать гонений.
    С древних времен орнамент - воплощение идеи порядка, идеи стабильности, и, в конечном счете, гармонии - "запечатленной в размеренном чередовании элементов"
    Наибольшее развитие и разработку орнамент получил в хачкарах и в искусстве художников-миниатюристов, вводивших в украшения Священного писания особые орнаментальные листы (хароны).
    Все важнейшие мотивы армянской орнаментики, встречающиеся в миниатюре, вышивках, набойках и хачкарах (зерно, проросшее крестом, идущие к источнику птицы, фантастические животные, виноградные гроздья и плоды граната), обладали для человека средневековья не столько поэтическим, сколько религиозным смыслом.
    Изображение зерна символизировало жертвенную смерть Иисуса Христа. Смысл этого символа основывался на словах Иисуса Христа: "Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную" (Иоанн, XII в. 25-26). Зерно (пшеница или ячмень) также приравнивалось к символу хлеба. Хлеб символизировал Причастие . Основание символа можно видеть в Евангельском тексте, словах Спасителя: "Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда". (Иоанн, VI в. 35). В "Толковании Евангелия" Б.И. Гладков сравнивает семя-зерно со Словом Божиим: "Царство Божие подготовляет вступающих в него людей к Царству Небесному; началось оно с пришествием Христа, бросившего в сердца людей слово Божие, подобно тому как земледелец бросает семя в землю".
    Символика виноградной лозы для христиан также была связана с таинством Причастия. Слова самого Спасителя указывают на сравнение Его и учеников с виноградной лозой (Иоанн XV в. 1-5). То же значение имеет и виноградная кисть. Источником жизни вечной (Иоанн IV,14) и Древом в Евангелии назван Спаситель, а птицы символизировали христианские души.
    Изображение цветов и плодов граната, так часто встречающихся в армянском искусстве, были символами искупительной Кровавой Жертвы.

    Деревья, цветы символизировали рай. Рай символизировал и растительный орнамент в целом, оплетавший изображение и заполнявший все поле хачкара. Пальметтки - один из часто встречающихся растительных мотивов, означали пальмовые ветви, которыми встречали Господа при входе в Иерусалим. Часто среди растений и цветов изображались птицы. "Именно так художники орнаменталисты представляли себе красоту Небес, равной которой нет в земной природе", - писала Шамельян Л.Н. об орнаментах, - "Цветы представляют здесь и красоту и Божественное Благословение, а плющ, овивающий их стебли - это символ преданности и вечной жизни, поскольку он продолжает расти и на погибших деревьях. Птицы - это символ души, идея отделения духовного начала от земного".
    В орнаментах часто встречается изображение восьмилопастной звезды-колеса. В древних армянских орнаментах она символизировала солнце, но христианская традиция углубляет это значение: круг в орнаменте - символ небесного, символ духа. Символика звезд с разным количеством лучей многозначна, пишет Шамельян Л.Н. "Например, пятиконечная звезда - один из самых древних символов человека, в православных храмах трактуется как пять ран на теле распятого Христа. Шестиконечная звезда - образ сотворения мира, восьмиконечная - символ Богоматери и, вместе с тем, нимб Бога-отца Саваофа, "Венец Отеческой Славы".
     

Поделиться этой страницей