Творчество Арама Ильича Хачатуряна

Тема в разделе "Культура", создана пользователем lilyo4ek, 20 дек 2008.

?

Любите ли Вы классическую музыку?

  1. Да

    0 голосов
    0,0%
  2. Нет

    0 голосов
    0,0%
  1. lilyo4ek

    lilyo4ek

    Регистрация:
    5 апр 2007
    Сообщения:
    5.034
    Симпатии:
    0
    решила открыть такую тему в связи тем, что сама совсем недавно обнаружила ,
    что классическую музыку слушать можно, даже порою нужно.
    Искренне надеюсь, что эта тема заинтересует не только меня, но и других.
    Сей4ас бытует такое мнение, что классика, это такое те4ение,
    которое актуально лишь только для тех, кому уже за 50,
    лично я с этим совсем не согласна, ибо я уверена, что классика,
    это тоже направление музыки, которое мб интересна и для молодого поколения.
    Итак, этой теме будет обсуждаться твор4ества Великого Армянского Композитора Арама ХА4атуряна.

    Пишите, оставляйте свои мнения, возможно я сумею Вам помо4ь с поиском той или иной композиции..
    Специально тему открыла не в разделе "Музыка", а в этом разделе "культура", так как это, прежде всего, именно Культура Армянского Народа!


    с уважением, Лилит
     
  2. lilyo4ek

    lilyo4ek

    Регистрация:
    5 апр 2007
    Сообщения:
    5.034
    Симпатии:
    0
    Арам Хачатурян – талантливейший композитор, произведения которого вошли в музыкальную классику ХХ века. Его имя пользуется широчайшей известностью, произведения исполняются во всех уголках мира, на лучших театральных сценах, концертных эстрадах и в самых отдаленных местах корифеями музыкального исполнительства. Музыка Хачатуряна звучит сегодня по радио, телевидению, в кино. ЮНЕСКО ставит имя Хачатуряна среди самых известных композиторов ХХ века, а в перечне наиболее популярных произведений нашего времени помещает на одно из первых мест его «Танец с саблями» из знаменитого балета «Гаяне».
    Арам Хачатурян родился 6 июня 1903 года в Коджори – предместье Тифлиса (ныне Тбилиси) в армянской семье переплетчика. «Старый Тифлис – звучащий город, – писал он впоследствии, – музыкальный город. Достаточно было пройти по улицам и переулкам, лежащим в стороне от центра, чтобы окунуться в музыкальную атмосферу, создаваемую самыми разнообразными источниками…»
    Немаловажно и то, что в Тбилиси тогда было отделение РМО – Русского музыкального общества, а также музыкальное училище и итальянский оперный театр. Сюда приезжали виднейшие деятели культуры Федор Шаляпин, Сергей Рахманинов, Константин Игумнов. Наконец, здесь жили талантливые музыканты, сыгравшие видную роль в становлении грузинской и армянской композиторской школ.
    Все это составляло основу ранних музыкальных впечатлений Арама Хачатуряна. Своеобразный многонациональный интонационный «сплав» прочно входил в его слуховой опыт. Именно этот «сплав» спустя годы и послужил залогом того, что музыка Хачатуряна никогда не ограничивалась рамками национальности и всегда апеллировала к самой широкой аудитории. Следует особо отметить, что и самому Хачатуряну всегда было чуждо любое проявление национальной ограниченности. С глубоким уважением и живым интересом относился он к музыке разных народов. Интернационализм является одной из характерных черт, особенностей мировоззрения и творчества Хачатуряна.
    Несмотря на рано проявившиеся музыкальные способности, Арам Хачатурян впервые познакомился с нотной грамотой лишь в 19 лет, когда в 1922 году, приехав в Москву, поступил в Музыкальный техникум имени Гнесиных в класс виолончели. Параллельно композитор получил и образование биолога на физико-математическом факультете Московского Университета.
    Музыкальное развитие Хачатуряна происходило необычайно быстро. За короткий срок он не только наверстал упущенное, но и выдвинулся в число лучших учеников, удостоившись права выступать на ученических концертах в Малом и Большом залах Московской консерватории.

    Информация взята с официального сайта композитора.
     
  3. lilyo4ek

    lilyo4ek

    Регистрация:
    5 апр 2007
    Сообщения:
    5.034
    Симпатии:
    0
    СТАНОВЛЕНИЕ КОМПОЗИТОРА

    Окончательно композиторская судьба Хачатуряна определилась в 1925 году, когда в училище открылся класс композиции. Получив в нем первичные навыки сочинительства, в 1929 году он поступил в Московскую Государственную консерваторию, где уже формировался как композитор под руководством Николая Яковлевича Мясковского.
    Неизгладимое впечатление произвело на Арама Хачатуряна посещение С.Прокофьевым в 1933 году класса Мясковского. Творчество гениального композитора все больше и больше захватывало молодого музыканта. В свою очередь, сочинения Хачатуряна настолько заинтересовали Прокофьева, что он увез их с собой в Париж, где они тогда же и были исполнены.
    Первое опубликованное произведение Хачатуряна – «Танец» для скрипки и фортепиано – уже носит в себе некоторые характерные черты стилистики композитора: импровизационность, многообразие приемов варьирования, а также имитации тембровых эффектов широко распространенных в восточной инструментальной музыке, а в особенности – знаменитые «хачатуряновские секунды», ритмические остинато. Сам композитор замечает: «Эти секунды у меня от многократно слышанных в детстве звучаний народных инструментов: сазандар-тар, кеманча и бубен. От восточной музыки идет и мое пристрастие к органным пунктам».
    Постепенно Хачатурян переходил от мелких форм к более развернутым, от «обработки» народно-песенного и танцевального материала к его «разработке». В 1932 году родилась Сюита для фортепиано, первая часть которой – «Токката» – завоевала широкую известность и вошла в репертуар многих пианистов. Она выдержала испытание временем. Созданная Хачатуряном в юные годы, «Токката» и сейчас сохранила всю свою прелесть и силу воздействия. «Прошло много лет со дня возникновения этой динамичной блестящей пьесы, но исполнение ее и поныне вызывает энтузиазм публики, – пишет композитор Родион Щедрин. – Нет профессионала, который не знал бы ее наизусть, не относился бы к ней с чувством горячей симпатии.»
    В 1933 году было исполнено новое произведение – «Танцевальная сюита» для симфонического оркестра. Композитор Дмитрий Кабалевский писал: «Первое исполнение этого произведения, излучавшего солнечный свет, радость жизни, душевную силу, прошло с огромным успехом и сразу же ввело молодого композитора, еще не расставшегося со студенческой скамьей, в первые ряды советских композиторов.»
    Здесь было много нового. Молодой автор показал свое незаурядное оркестровое мастерство и склонность к симфоническому мышлению. В празднично-нарядной, красочной партитуре «Танцевальной сюиты» ясно проступали контуры ярко индивидуального оркестрового стиля Хачатуряна.
    В 1935 году в зале Московской консерватории в исполнении оркестра под руководством Э.Сенкара прозвучала Первая симфония, представленная композитором-выпускником как дипломная работа на окончание консерватории. Она завершала плодотворнейший период учебы и вместе с тем начинала новый этап в жизни и творчестве композитора, вступавшего в пору зрелости. Аудитория, пресса, коллеги и друзья отмечали большую художественную ценность нового сочинения, оригинальность и общественную значимость его содержания, богатство мелодий, щедрость гармонических и оркестровых красок и особенно яркий национальный колорит музыки.


    НА ВЕРШИНЕ СЛАВЫ

    С наступлением зрелости большое место в творчестве Хачатуряна занимает музыка для драматических спектаклей. Наиболее показательные в этом жанре сочинения – это музыка к «Валенсианской вдове» Лопе де Вега (1940) и к «Маскараду» Лермонтова (1941). Симфонические сюиты, созданные на основе музыки к спектаклям, получили самостоятельную концертную жизнь.
    С не меньшим вниманием и интересом относится Хачатурян и к киноискусству, показывая отличное ощущение его специфических законов, понимание действенной роли музыки в раскрытии замысла синтетического целого. Среди многочисленных фильмов, в которых звучит его музыка, особое место занимают «Пепо» и «Зангезур».
    Но наиболее ярко дарование Арама Хачатуряна раскрылось в его симфонических произведениях. С громадным успехом прозвучали и быстро завоевали симпатии слушателей концерты для фортепиано с оркестром (1936) и для скрипки с оркестром (1940). В них получили дальнейшее развитие тенденции, наметившиеся еще в «Танцевальной сюите» и Первой симфонии, но возникло и много нового. Прежде всего – это появление у композитора концертности, ставшей впоследствии одной из характернейших особенностей его стиля. К жанру концерта композитор обращался неоднократно и сделал в нем немало интересных и смелых открытий.
    Лишь только композитор выдвинулся в ряды самых известных и талантливых музыкантов, как в 1941 году началась Великая Отечественная Война. Но и в эти трудные годы многие из произведений Хачатуряна продолжали исполняться, давая ему стимул для дальнейших творческих поисков.
    В 1942 году была завершена партитура балета «Гаяне» на либретто К.Державина. В этом произведении композитор талантливо синтезировал традиции классического балета и народно-национального музыкального и хореографического искусства. Балет «Гаяне» прочно вошел в репертуар отечественных и зарубежных театров. Широчайшую известность завоевали и три симфонические сюиты, составленные Хачатуряном из музыки «Гаяне».
    В 1943 году была закончена Вторая симфония Хачатуряна. В этом сочинении военных лет раскрылись новые, необычные стороны его творчества, Здесь музыка обогатилась новыми красками, ей стали ведомы и героика и трагедия. «Вторая симфония – это, пожалуй, первое сочинение Хачатуряна, в котором трагическое начало поднимается на такую высоту, – писал Дмитрий Шостакович. – Но, несмотря на свою трагическую сущность, это произведение полно глубокого оптимизма и веры в победу. Сочетание трагического и жизнеутверждающего приобретает здесь большую силу.»
    В 1944 году Хачатуряном был написан государственный гимн Армении. Еще через год закончилась война, и вскоре появилась Третья симфония – «победная». Действительно, Третья симфония – это взволнованная, полная патетики ода, своеобразный гимн победителям. В связи с Третьей симфонией Хачатуряна можно вспомнить слова академика Б.В.Асафьева: «Искусство Хачатуряна зовет: «Да будет свет! И да будет радость!»…
    Летом 1946 года композитором был создан Виолончельный концерт, который с большим успехом был исполнен в Москве С.Кнушевицким. В то же время был создан и вокальный цикл на стихи армянских поэтов. Если инструментальный концерт уже давно стал для композитора одним из самых любимых жанров, то к вокальному циклу он обращался по существу впервые.
    В 1954 году родилось наиболее значительное произведение Арама Хачатуряна – героико-трагический балет «Спартак». По глубине идейного замысла, яркости художественного воплощения, масштабности драматургии и формы и, наконец, по смелости решения актуальных творческих проблем современного музыкально-хореографического искусства он занял достойное место среди лучших балетов ХХ века.
    60-е годы в творчестве Хачатуряна ознаменованы еще одним концертным «всплеском» – один за другим появляются три концерта-рапсодии: Концерт-рапсодия для скрипки с оркестром (1961), Концерт-рапсодия для виолончели с оркестром (1963) и Концерт-рапсодия для фортепиано с оркестром (1968). Композитор неоднократно делился мыслями о своем желании написать четвертый Концерт-рапсодию, где концертирующими выступали бы все три инструмента, объединяющиеся в конце произведения… В 1971 году триада Концертов-рапсодий была удостоена Государственной премии.
    Много сил отдавал Хачатурян педагогической работе. Долгие годы он руководил композиторским классом в Московской консерватории имени П.И.Чайковского и музыкальном институте имени Гнесиных. Развивая педагогические принципы своего учителя Мясковского, опираясь на собственный жизненный и творческий опыт, Хачатурян создал свою композиторскую школу.
    Личная жизнь композитора была также насыщена событиями. От первого брака у Хачатуряна есть дочь Нунэ – пианистка. В 1933 году Хачатурян женился во второй раз на студентке из класса Мясковского Нине Макаровой, ставшей впоследствии верным спутником жизни композитора. От брака с Н.Макаровой у Хачатуряна родился сын Карен (ныне – известный искусствовед).
    О мировом признании творчества Арама Хачатуряна свидетельствует бесчисленное множество наград. В 1963 году Хачатурян был избран действительным членом Академии Наук АССР, почетным академиком Итальянской музыкальной академии «Санта Чечилия» (1960), почетным профессором Мексиканской консерватории (1960), членом-корреспондентом Академии искусств ГДР (1960). Арам Хачатурян имел звания профессора и доктора искусствоведения (1965).

    Именем Хачатуряна назван Большой зал филармонии, струнный квартет, ежегодный конкурс пианистов и композиторов.


    Информация взята с официального сайта композитора
     
  4. lilyo4ek

    lilyo4ek

    Регистрация:
    5 апр 2007
    Сообщения:
    5.034
    Симпатии:
    0
  5. SK

    SK

    Регистрация:
    24 июл 2009
    Сообщения:
    150
    Симпатии:
    0
    Юрий СЕРПЕР (Калифорния)
    Путь ашуга

    здесь фото
    А.И.Хачатурян


    Сто лет назад, 6 июня 1903 года в селе Каджоры близ Тбилиси (тогда Тифлиса) родился мальчик, которому судьба уготовила всемирную славу. Этим мальчиком был Арам Хачатурян. Отец его Егия (Илья) Вартанович, родом из крестьян, переехал в Тифлис вместе с женой Кумаш Сергеевной и, будучи от природы достаточно сметливым, стал обучаться переплётному делу. Вскоре он овладел им настолько, что смог открыть мастерскую, а в дальнейшем и писчебумажный магазин при ней.
    В детстве Арам был подвижным, сильным и достаточно задиристым ребёнком. Любил петь, в основном армянские народные песни, звучавшие в этом районе столицы Грузии.
    Когда подошло время учиться, отец отдал его в частный платный пансион княгини Аргутинской-Долгоруковой (это была школа для детей состоятельных родителей).

    Больше всего Араму нравились уроки пения. Ученики пели грузинские, русские, армянские, азербайджанские песни, и Арам был среди лучших на этих занятиях. Как-то из дома, где Арам проживал с родителями и братьями, выехала какая-то семья, и отец купил за бесценок, как старую рухлядь, рояль, на котором не действовала добрая половина клавиш. Арам стал пробовать себя, наигрывая на этом покалеченном инструменте знакомые мелодии. Он самостоятельно научился довольно лихо играть по слуху и даже стал тапером, совершенно не зная нотной грамоты.
    Его влечение к музыке не встречало никакой поддержки в семье. Родные относились к музыкантам с плохо скрываемым презрением. Считалось, что исполнители народной музыки, образовавшие ансамбли «сазандари» (они играли на свадьбах, похоронах, на пирушках и т.д.), а также актёры — это люди, которые не смогли приобрести какую-нибудь серьёзную профессию и занялись никчемным делом. Арам впоследствии сожалел, что начал учиться музыке очень поздно, когда ему уже исполнилось 19 лет.

    Между тем, Тифлис был очень музыкальным городом. Там работал местный оперный театр (кстати, в нём дебютировал Ф.И. Шаляпин), и Арам однажды попал на представление оперы З. Палиашвили «Абесалом и Этери». Опера произвела на подростка неизгладимое впечатление.
    После пансиона отец устроил Арама в Коммерческое училище, но и там его привлекали в основном занятия духового оркестра.
    Старшие братья Арама поступили в Московский университет, а по его окончании брат Сурен стал режиссёром в Первой студии МХТ (впоследствии преобразованной во МХАТ-Второй). В 1921 году (в это время Арам как раз закончил 7-й класс) Сурен отправился в Тифлис и Эривань набирать армян в актёрскую студию: он загорелся идеей заложить основы армянского национального театра. Одновременно он забрал из Тифлиса Арама и младшего брата Левона. Путь из Тифлиса в Москву занял 24 дня, и отощавшим путешественникам пришлось добывать пропитание концертами и спектаклями в придорожных городах и посёлках. Арам сопровождал эти концерты и спектакли игрой на пианино.

    В Москве Арам с Левоном поселились у Сурена (он был старше Арама на 14 лет).
    Сурен заставил Арама готовиться к поступлению в Университет, и в сентябре 1922 года по окончании подготовительных курсов Арам поступил на биологическое отделение физмата МГУ. Нередко он посещал музыкальные спектакли и концерты серьёзной музыки, и вскоре понял, что его влечёт к себе не биология, а музыка. Не бросая занятий в Университете, он отправился прослушиваться в Музыкальное училище Гнесиных, находившееся тогда на Собачьей площадке. Определить музыкальные данные Хачатуряна было поручено Евгении Фабиановне Гнесиной, которая, возможно, впервые столкнулась с таким странным феноменом: никакой музыкально-теоретической подготовки, лишь самые смутные представления о нотах, нетронутая целина в области музыкальной литературы и истории музыки. Но зато великовозрастный абитуриент легко справился со всеми испытаниями слуха, чувства ритма и музыкальной памяти; в добавок он весьма бойко играл по слуху.
    И вот, Хачатурян — студент Музыкального училища. Начинать учиться игре на фортепиано было уже поздно, и Арама зачислили во вновь открытый класс виолончели.

    Сурен помог Араму раздобыть инструмент: у брата жены Сурена в Коврове оказались родичи, у которых где-то в чулане хранилась без употребления неплохая виолончель.
    Началась учёба в Училище. Параллельно Арам продолжал посещать Университет, а для прокорма и помощи семье Сурена Ильича работал с братом Левоном в винном подвале; кроме того, по воскресеньям они пели в хоре армянской церкви.
    Поначалу Арам безбожно отставал от своих соучеников по музыкально-теоретическим дисциплинам. Но уже на третий год обучения он, по рекомендации Елизаветы Фабиановны Гнесиной, преподававшей игру на скрипке и сольфеджио, начал вести репетиторскую работу, готовя к экзаменам отстававших учеников.

    Когда в 1924 году в Москву из Ростова-на-Дону переехал известный композитор и педагог Михаил Фабианович Гнесин, он взял на себя руководство только что открытым в Училище классом композиции. Арам проходил у него курс обязательной гармонии и проявлял стремление к сочинительству. Поэтому, когда возник вопрос о наборе студентов в класс композиции, Хачатурян был одним из первых, кому предложили учиться в этом классе. Из Университета он в конце концов ушёл.

    Кстати, до конца жизни Хачатурян сожалел о том, что слишком поздно начал учиться игре на фортепиано, считая, что хорошее знание фортепиано немало помогает при сочинении музыки. Но даже те знания и навыки, которые давали занятия по курсу общего фортепиано, приносили свои результаты. Педагог А.Н Юровский говаривал: «Странно, чёрт возьми! То, что трудно, вам даётся легко. То, что легко, — вам трудно!» (Арам не любил играть гаммы, этюды, упражнения).

    Арам стал частым посетителем концертов и спектаклей и однажды встретился с известным композитором А.А. Спендиаровым, учеником Римского-Корсакова. Спендиаров одобрил первые композиторские опыты Хачатуряна и предложил ему издавать их под фамилией Хачатурян (а не Хачатуров, как предполагал Арам, беря пример со старших братьев). Всё больше сочинений стало выходить из-под пера Арама, причём не только по инициативе М.Ф. Гнесина. Михаил Фабианович полушутя-полусерьёзно говорил: «Оттого, что вы не умеете играть на рояле, у вас получается очень оригинально» (это было связано с сочинением Хачатуряном Фортепианного концерта).

    По окончании Училища Арам поступил в Московскую консерваторию, где продолжил обучение композиции у того же М.Ф. Гнесина, затем он стал учеником известного советского композитора Н.Я. Мясковского. Ещё в классе Гнесина Хачатурян попытался объединить музыкальную палитру Востока с наиболее сложной, строго регламентированной музыкальной формой — так появились «Семь фуг для рояля». В дальнейшем автор кое-что переделал и добавил к фугам ещё семь речитативов. В классе Мясковского он сочинил «Танцевальную сюиту» из 5 танцев на темы армянских, грузинских, узбекских и азербайджанских танцев. В это же время появились «Вальс-каприс» и «Танец». «Танец» и по сей день остаётся в репертуаре многих скрипачей. Его исполняли Д. Ойстрах, Л. Коган, М. Полякин, Ю. Ситковецкий. В 1929 году в Москву приехала группа армянских народных музыкантов — ашугов со своими инструментами. Они пели ашугские песни Саят-Новы и других мастеров армянской музыки. В честь этих ашугов Хачатурян написал «Песню-поэму» для скрипки и фортепиано. В 1932 году появилась «Токката» для фортепиано, а вслед за ней — Трио для кларнета, скрипки и фортепиано. «Трио» так понравилось С.С. Прокофьеву, что он, с согласия автора, увёз партитуру этого произведения в Париж, где она была исполнена французскими музыкантами.
    В 1933 году Арам Ильич женился на своей сокурснице композиторе Нине Макаровой. Тогда же он начал сочинять свою первую симфонию, которая должна была стать его экзаменационным произведением. Симфония была высоко оценена экзаменационной комиссией, и 3 апреля 1935 года была впервые исполнена оркестром Московской гос. филармонии (дирижировал Э.Сенкар). Затем симфония прозвучала и в концерте оркестра Ленинградской филармонии (дирижировал эмигрант из Германии Фриц Штидри).

    А Арам Ильич продолжал работать над новыми композициями. Зимой 1936 года в кабинете директора Консерватории Г.Г. Нейгауза состоялось прослушивание Фортепианного концерта. Первым исполнителем был знаменитый пианист Лев Оборин (ему Хачатурян и посвятил этот Концерт). Забегая вперёд, хочу сказать, что 14 февраля 1942 года Концерт был исполнен в Бостоне, после чего оттуда в Москву поступила телеграмма Сергея Кусевицкого, дирижёра оркестра Бостонской филармонии. Кусевицкий сообщал, что за последние 20 лет он не помнит такого успеха нового произведения современного композитора. Солировал молодой пианист У. Капелл, направившийся вслед за премьерой в турне по ряду городов США с исполнением этого Концерта. Играл его и знаменитый Артур Рубинштейн.

    Газета «Globe and Mail» писала, что отныне имя «Хачатурян» американцы будут помнить. Известность Хачатуряна росла и в СССР, он был введён в оргкомитет Союза Композиторов (СК) в качестве заместителя председателя. Поначалу общественная деятельность не мешала творческой работе Арама Ильича, и он стал работать над первым балетом «Счастье», который завершил в 1939 году. Поводом для сочинения балета послужила поездка в Армению, где и состоялась премьера балета. Параллельно он начал работать над Скрипичным концертом, причём одновременно Хачатурян писал музыку к постановкам драмы Лермонтова «Маскарад» и комедии Лопе де Вега «Валенсианская вдова». В том же году Арама Ильича наградили орденом Ленина. Словом, он находился на гребне успеха.

    Когда началась война, организованный при активном участии А.И. Дом творчества в Рузе, где так хорошо работалось, оказался на линии фронта. Композиторов эвакуировали на Волгу и на Урал. Оргкомитет СК сумел добиться, чтобы ему отдали под Дом творчества помещения бывшей птицефабрики близ Иваново. При этом фортепиано разместили в домах колхозников, где и жили ведущие композиторы. Д.Д. Шостакович, вывезенный из Ленинграда, работал над своей Восьмой симфонией в помещении приспособленного курятника. Председателем Военной комиссии Союза композиторов был назначен Хачатурян. Во время войны композиторы работали необычайно интенсивно. Сам Арам Ильич заканчивал Скрипичный концерт, написал музыку к драме «Маскарад», с осени 1941 года стал работать над балетом «Гаяне» (куда вошли фрагменты его первого балета «Счастье»). Премьера «Гаяне» состоялась в декабре 1942 года в Перми, куда был эвакуирован из Ленинграда театр им. Кирова.


    Балетмейстеры и «контролирующие инстанции» потребовали ряда изменений в партитуре. «Я слишком легко на всё соглашался: конечно, это были с моей стороны недопустимые и беспринципные уступки», — сокрушался впоследствии Хачатурян. Когда он завершил Скрипичный концерт, первым исполнителем сольной партии стал Давид Ойстрах (ему и был посвящён этот Концерт). Это произведение стало широко известно за пределами Союза (Ойстрах неоднократно исполнял его во время своих зарубежных гастролей и записывал на грампластинки). В это же время Арам Ильич сочинял 2-ю, «Военную» симфонию (её ещё называют Симфонией с колоколами), первое исполнение которой состоялось 30 декабря 1943 г. в Большом зале Московской консерватории (дирижировал Б.Э. Хайкин). В военные годы были написаны «Песня о капитане Гастелло» и марш «Героям Отечественной». Закончил А.И. и музыку к комедии «Валенсианская вдова». В конце 1941 г. была завершена музыка к драме «Маскарад». Некоторые специалисты утверждают, что если бы Хачатурян не написал ничего, кроме «Вальса» к «Маскараду», он всё равно стал бы всемирно известным композитором.
    В «Валенсианской вдове» по пьесе Лопе де Вега, в отличие от «Маскарада», А.И. использовал восточные мотивы. Дело в том, что Арам Ильич получил от писателя Рафаэля Альберти в подарок пластинки с записью народных песен Испании и был потрясён близостью этих песен к тому звукоряду и интонациям, на которых был воспитан с детства слух А.И. «Я даже подумал: если передать по радио эти записи и объявить, что исполняются народные песни, скажем, Эчмиадзинского района, то многие, вероятно, не усомнились бы», — писал Хачатурян. Кстати, феномен близости многих факторов испанского (баскского) и кавказского этносов исследуется современными учёными-этнографами.

    здесь фото
    С.С. Прокофьев, Д.Д.Шостакович, А.И.Хачатурян. Москва, 1945 г.


    В 1944 году А.И. сочинил музыку Государственного гимна Армянской ССР (по заданию Правительства республики), а также «Русскую фантазию», и начал работу над Концертом для виолончели с оркестром, который завершил в 1946 году. Первым солистом при исполнении этого Концерта был С. Кнушевицкий, которому Концерт и был посвящён. По окончании войны А.И. приступил к Третьей симфонии («Симфонии — поэме») и начал было работу над балетом «Спартак», как вдруг над головой Хачатуряна, как и многих ведущих композиторов Союза, начали сгущаться тучи. По заданию Сталина А.Жданов обрушился на ведущих композиторов страны, обвиняя их в формализме, модернизме, антинародности и т.п. Хачатурян, как мог, защищал своего любимого композитора — С.С. Прокофьева, и тогда критический удар пришёлся уже по нему самому. Его, одного из руководителей оргкомитета Союза Композиторов, обвинили в том, что он-де прозевал процветание модернизма и формализма в творчестве композиторов. Кроме того, ему самому приписали увлечение этим же формализмом. Последовали оргвыводы. Хачатуряна сместили с занимаемого им поста в оргкомитете. Кроме того, его произведения подвергли резкой критике, причём самим критиковавшим, в общем, было совершенно непонятно, о чём идёт речь, ибо никаких следов формализма в творчестве Хачатуряна, конечно, не было. Во всех своих произведениях он отталкивался от народной музыки и неоднократно заявлял: «Я сам ашуг». При этом он решительно возражал против цитирования якобы принадлежавшей Глинке фразы «Музыку создаёт народ, а мы, композиторы, её только аранжируем». Арам Ильич утверждал, что музыку всё же создают композиторы, и они-то и являются народом — творцом её. Ни в одном его произведении нет прямых цитирований народных мелодий. «Нельзя просто находиться как бы на иждивении народной музыки — «фотографировать» её, — писал Хачатурян. — Это равносильно топтанию на месте. Нельзя «молиться» на фольклор и бояться его трогать: народные мелодии должны возбуждать фантазию композитора, служить поводом для создания оригинальных произведений».

    Приметой народного стиля является сам интонационный характер мелодии, — считал он. В процессе сочинения Хачатурян не раз исходил из слухового представления о звучании народных инструментов Закавказья с их характерным строем. Он как-то сказал: «Очень люблю звучание тара, из которого народные виртуозы умеют извлекать удивительно красивые и волнующие меня гармонии». Во второй части Фортепианного концерта лирическая песенная тема сочинена на основе коренной модификации популярной песенной мелодии, слышанной им когда-то в детстве на улицах Тифлиса (её пели уличные певцы из Гурии — «криманчули»). Но это отнюдь не цитирование народной песни!
    Подчас мелодии Хачатуряна сами становились народной песней. Так было, например, с песней, сочинённой им в молодости для кинофильма «Пепо»: её представляют слушателям как народную…


    Уволенный с административной должности, Хачатурян с головой ушёл в творческую работу. Вскоре после пресловутого постановления 1948 года Арам Ильич представил к исполнению свою Третью симфонию, благоразумно умолчав при этом, что она была завершена ещё до «проработки» его ждановцами. Последние удовлетворённо отметили, что композитор «учёл критические замечания» и что это де пошло ему на пользу. Хачатурян продолжил работу над балетом «Спартак», который завершил в 1954 году. Премьера балета прошла в 1956 г. на сцене Кировского театра в Ленинграде (балетмейстеры немало покорёжили музыкальную часть балета). В 1968 году новая, более полная версия «Спартака» была представлена публике в Москве, на сцене Большого театра. Следует сказать, что «Спартак» стал широко известен за рубежом, а «Танец с саблями» из балета «Гаяне» превратился в настоящий шлягер, особенно в США, что немало сердило автора.

    Волею случая в 1950 году Хачатурян начал дирижировать при исполнении своих произведений. Началось с того, что его попросили дирижировать на концерте перед очередными выборами в Верховный Совет. Л. Коган исполнял II часть Скрипичного концерта; затем оркестр должен был играть танцы из «Гаяне». Устроители концерта заверили А.И.: «Оркестр отрепетировал, всё сделано. Если даже вы будете дирижировать наоборот, музыканты всё равно сыграют правильно». С трепетом взял Арам Ильич палочку — но получилось неплохо!
    «Вот с этого дня я был отравлен дирижированием», — вспоминал Хачатурян. Кстати, дирижёр Хачатурян подчас бывал недоволен Хачатуряном-композитором.

    Арама Ильича широко привлекали к сочинению музыки к кинофильмам. Всего он написал музыку к 25 картинам и к 20 драматическим спектаклям. На основе некоторых из этих работ он создал сюиты, которые стали широко исполняться (напр., «Сталинградская битва», «Маскарад», «Валенсианская вдова», «Лермонтов», «Макбет», «Король Лир», «Спартак», «Гаяне» и др.).
    В 1950 году его пригласили преподавать композицию в Институте им. Гнесиных и в Московской консерватории. Среди его учеников: Эшпай, Габуния, Хагагортян, Рыбников, Виеру.

    В шестидесятые годы он написал три Концерта-рапсодии: для скрипки (1961 г.), виолончели (1963) и фортепиано (1968). В конце пятидесятых он был избран секретарём Союза композиторов СССР, что немало мешало его творческой активности, ибо никакие поручения он не умел выполнять кое-как. В отличие от Д.Д. Шостаковича, он не увёртывался от зарубежных командировок, организуемых властями в пропагандистских целях. Он встречался и беседовал о музыке с Чаплиным, Хемингуэем, Караяном, Рубинштейном, Сибелиусом, Стравинским, Римским папой, Бельгийской королевой Елизаветой, мотался по странам и континентам — где уж тут было сочинять музыку! «Я мог бы написать оперу, если бы меня освободили от этих представительских обязанностей», — горестно сказал он как-то. К семидесятилетию Хачатурян был удостоен звания Героя Соцтруда…
    В начале семидесятых Арам Ильич стал часто болеть, и последние произведения (это были Соната-фантазия для виолончели, Соната-монолог для скрипки и Соната-песня для голоса) были написаны им чуть ли не в больничной палате. Заметно подорвала его здоровье смерть жены Нины в 1976 году. Арам Ильич скончался 1 мая 1978 года.


    «Узнать его руку, — писал Д.Д.Шостакович, — можно буквально по нескольким тактам любого произведения. И эта индивидуальность проявляется не только в технологии, но и в самом мировосприятии композитора, основанном на оптимистической, жизнеутверждающей философии». Воистину.
     

Поделиться этой страницей