Сведения о Нагорном Карабахе

Тема в разделе "Арцах", создана пользователем КАХЕЕЦ, 30 май 2007.

  1. КАХЕЕЦ

    КАХЕЕЦ

    Регистрация:
    26 авг 2006
    Сообщения:
    227
    Симпатии:
    0
    [​IMG]НАГОРНО-КАРАБАХСКАЯ АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ – с 7 июля 1923 г. до 2 сентября 1992 г. – автономная область в составе Аз.ССР. Площадь - 4,4 тыс. кв.км. Население – 157,2 тыс.(1989). Нагорно-Карабахская автономная область включала в себя Аскеранский, Гадрутский, Мартакертский, Мартунинский и Шушинский районы. В НКАО было 2 города,7 поселков городского типа, областной центр - город Степанакерт.
    Была образована решением Кавбюро РКП(б) от 5-го июля 1921 г. и декретом центрисполкома Аз.ССР от 7-го июля 1923 г. «Об образовании Нагорно-Карабахской автономной области». До 1936 г. НКАО называлась «Автономная область Нагорного Карабаха». В нарушение решения Кавбюро об «образовании автономной области на армянских территориях Карабаха», Аз.ССР не включила в состав области южные (Кубатлу, Зангелан, Физули, Джабраил), восточные (Лачин, Келбаджар), центральные (Ханлар, Шаумян) и северные (Дашкестан, Гетабек, Шамхор) районы, где армяне составляли большинство населения. В 1986 г. ВС Аз.ССР принял закон «Об автономии Нагорно-Карабахской области», в котором отражена присущая. государственности НКАО специфика в национально–государственной структуре СССР. В законе закреплено, что статус НКАО определяется Конституцией СССР и «территория автономной области не может подвергаться изменениям без согласия Совета Народных депутатов НКАО» (статья 3). 7-го января 1992 г. Аз.ССР приняла закон «Об упразднении Нагорно-Карабахской автономной области» (22 ноября 1991 г., Баку). Закон противоправен по своей сути, поскольку АР не является правопреемником Аз.ССР и не имеет никакого отношения к НК. Кроме того, задолго до опубликования закона, 2-го сентября 1991 г. НКАО и Шаумянский район провозгласили независимую Нагорно-Карабахскую Республику. (Об истории, государственном строе, населении, экономике, культуре, литературе, религии смотри в статьях «Нагорно-Карабахская республика», «Право наций на самоопределение», «Легитимность», закон «О порядке выхода союзных республик из состава СССР» и др.)

    НАГОРНО-КАРАБАХСКАЯ РЕСПУБЛИКА
    Содержание:
    1. Общие сведения
    2. Государственный строй
    3. Вооруженные силы
    4. Общественно-политические организации
    5. Природа и природные рессурсы
    6. Население
    7. История
    8. Религия и церковь
    9. Экономика
    10. Здравоохранение и социальная сфера
    11. Образование, культурно-просветительские учреждения
    12. Средства массовой информации
    13. Литература
    14. Архитектура
    15. Искусство
    16. Музыка
    17. Театр

    1.Общие сведения

    Нагорно-Карабахская республика (НКР) - армянское государственное образование. Провозглашена 2-го сентября 1991 г. на территории Нагорно-Карабахской автономной области и Шаумянского района. Площадь - 12047 кв.км., население - 144 тыс.(2003), столица- Степанакерт. Государственный язык НКР – армянский. В республике 10 городов, 391 деревень, 277 общин, из коих 267 сельских и 10 городских.
    НКР занимает часть территории губернии Арцах Большого Айка. Включает в себя Сюникское нагорье. НКР граничит с Республикой Армения, с Республикой Азербайджан, с Исламской республикой Иран.
    Территория НКР подразделена на 7 административных районов: Аскеранский, Гадрутский, Мартакертский, Мартунинский, Шушинский, Шаумянский и Кашатагский, которые образованы из городских и сельских общин (2004). В районах осуществляется государственное управление. Глав администраций районов назначает и освобождает с должности правительство НКР.

    2. Государственный строй

    НКР – суверенная республика. Власть в НКР принадлежит народу, который осуществляет ее путем свободных выборов, референдумов, а также посредством органов государственного и местного самоуправления и официальных лиц. Государственное управление осуществляется в соответствии с законом, на основе принципов разграничения законодательной, исполнительной и судебной властей. Глава государства и правительства НКР – Президент республики; высший орган законодательной власти - Национальное собрание.
    Президент республики избирается народом простым всеобщим голосованием сроком на 5 лет. Одно и то же лицо не может быть избрано на пост президента республики более чем на 2 срока. Основная обязанность президента республики – формирование и осуществление внешней и оборонной политики, обеспечение нормальной деятельности государственных институтов. Президент НКР назначает премьер-министра республики, утверждает структуру и состав правительства.
    Форма президентского правления была введена в НКР 22 декабря 1994 г.. Действующий тогда парламент НКР назначил на пост президента Р.Кочаряна. А в ноябре 1996 г. по итогам всенародных выборов Р.Кочарян стал первым избранным президентом НКР. В 1998 г. и 2002 г. президентом НКР был избран А.Гукасян.
    Национальное собрание - высший однопалатный законодательный орган НКР. Полномочия НС утверждены законом НКР «О парламенте НКР». В состав НС входят 33 депутата, которые избираются сроком на 5 лет, и 6 постоянных парламентских комиссий. Путем тайного голосования, большинством голосов НС избирает Председателя НС и вице-председателя на весь срок полномочий парламента. Внеочередные заседания НС могут быть созваны по требованию президента республики, председателя НС, президиума НС или двух третей от общего числа депутатов. Решения, принятые НС, утверждает президент.
    Правительство осуществляет высшую исполнительную власть в НКР
    (в период военных действий 1992-1994 гг.большую часть полномочий правительства была временно передана Государственному Комитету Обороны). Правительством руководит премьер-министр (с 2000 г. - А.Даниелян).В состав правительства входят заместители премьер-министра, министры, начальники государственных управлений и руководитель администрации правительства. Полномочия правительства регламентируются законом НКР «О правительстве НКР». Правительство подотчетно президенту республики и Национальному собранию.

    3. Вооруженные силы

    Вооруженные силы НКР формируются согласно закону НКР «О воинской обязанности» из молодых людей, достигших 18-ти лет, путем призыва их на воинскую службу.
    Главнокомандующим вооруженными силами НКР является президент республики. Текущее руководство осуществляет министр обороны, который является командующим войсками самообороны. Вооруженные силы (ВС) НКР были сформированы в тяжелых военных условиях (см. Армия самообороны).

    4. Общественно-политические организации

    В НКР действуют следующие партии – Демократическая партия Арцаха», «Свободная Родина», «Арменакан», Коммунистическая партия, Армянская революционная Федерация Дашнакцутюн, «Движение -88», «Нравственное возрождение», «Социальная справедливость», «Наш дом –Армения» и другие.
    В республике осуществляет деятельность также ряд общественных негосударственных организаций, в том числе: женские, молодежные, творческие союзы и т.д. Кроме того, существует множество организаций, включающих участников войны, членов семей погибших воинов-освободителей, ветеранов войны. Таковыми являются: Общество помощи раненным воинам «Вита», Союз родных пропавших без вести воинов, Союз ветеранов Арцахской войны, Союз матерей погибших воинов-освободителей, республиканский Союз ветеранов Карабахской войны «Защитник отечества» и т.д.

    5. Природа и природные ресурсы

    Рельеф. НКР расположена на северо-восточной оконечности Армянского нагорья, в юго-восточной части Малого Кавказа. Территория охватывает также западную часть Кура-Араксинской низменности. Рельеф - типично горный, охватывает восточную часть Карабахского нагорья и с запада наискосок тянется к востоку, сливаясь с Арцахской равниной, которая составляет большую часть Кура-Араксинской низменности. Средняя высота - 1025 м. Самая высокая точка – гора Ариутюн (Гомшасар) - 3724 м. Самая низкая точка (112 м.) находится в Мартунинском районе, в долине реки Севджур. Карабахский хребет включает в себя вершины Кусанац (2828 м.), на юге – Мец Кирс (2724 м.) и Дизапайт (2478 м.). Одна из высоких горных вершин является Мрав (3343 м.). Южные покатые выветренные склоны Мрава на территории республики изрезаны глубокими ущельями притоков реки Тартар (Трту) – Акана, Трге, Мадагис и других левосторонних ручьев.
    На некоторых возвышенностях горной системы сохранились ледниковые формы рельефа (кары, цирки, корытообразные долины). Характерны скалистые голые вершины, каменные россыпи, обвалы и оползни. Глубинная эрозия речных долин и ущелий обусловлена новейшими тектоническими сдвигами горной системы. На западе, с северо-востока к юго-востоку тянется Карабахский (Арцахский) хребет. Его восточные горные ветви – Охнахпюр, Кусанац, Качахакаберд, Шманек, Цавен, Мархатун и др. разделены друг от друга реками Тартар, Каркар, Хачен, Хонашен, Варанда, Ишхан, Чхпорагет и глубокими ущельями, пробитыми притоками этих рек. На юго-востоке протянулся горный хребет Мец Кирс, в северной части которого находится перевал Чахатасар ( на высоте 2080 м.), по которому проходит автомобильная трасса Степанакерт-Горис. В Восточной части хребта расположено Шушинское плато, разделенное верхним течением притока реки Каркар. Здесь имеются также карстовые (подземные) формы рельефа (наиболее известна Азохская пещера).





    Геологическое строение. Территория НКР расположена в юго-восточной части Вираайоц-Карабахской тектонической зоны. Горные хребты Мрава и Карабаха соответствуют одноименным сводчатым складкам и образованы вулканогенными и вулканоосадочными породами юрского периода, эпох палеолита и неолита и местами прорезаны интрузивными породами. Важным фактором морфологического строения рельефа являются современные тектонические сдвиги. Подошвенные части впадин покрыты речными и селевыми отложениями четвертичного периода (кайнозой). Северная территория области находится в 7-ми бальной, а южная - в 8-ми бальной сейсмической зоне.
    Имеются полиметаллические рудные месторождения, залежи исландского шпата, кварца, мрамора, известняка, мела, строительного камня, запасы артезианской воды (Мартуни, Мартакерт), многочисленные источники минеральной воды.
    Климат. Климат республики меняется в зависимости от вертикальной поясности. На равнинах климат сухой, субтропический; в предгорьях – умеренно теплый, сухой; в горах, на средних высотах – умеренно теплый, влажный; в высокогорьях климат суровый, холодный. На равнинах и на небольших высотах средняя температура воздуха в январе составляет 3 –(-2) градуса С, в высокогорных районах – (-6)-(-10) градусов С (минимальная температура - до 27,7). Соответственно в июле этим температурам соответствуют 20-25 градусов С и 10-15 градусов С. Среднегодовые осадки на равнинах и в предгорьях составляют 380-450 мм.(минимально - 310 мм. в Степанакерте), на средних высотах количество осадков достигает 700 мм., в высокогорных районах – до 850 мм (максимально - 1042 мм, Атерк). Стойкий снеговой покров образуется в местах, расположенных выше 1400 м. На мравском горном хребте сохраняются снежные шапки.
    Внутренние воды. Гидрологическая сеть очень густа; питание рек смешанное, течение сезонное (весенние, а иногда и осенние паводки). Крупные реки – Тартар (Трту), Хачен, Каркар, Севджур относятся к бассейну реки Кура; Варанда, Ишханагет, а также некоторые притоки Акару – к бассейну реки Аракс. На реке Тартар расположено Сарсангское водохранилище и ГЭС.
    Почва. На равнинах северо-восточной и юго-восточной оконечностей распространены каштановые почвы; в долинах рек – наносные, в предгорьях – темнокаштановые; на средних полустепных высотах – коричневые и серые почвы. Отдельными массивами встречается чернозем. В высокогорьях Мравского хребта горнолуговая и основная почва.
    Растительность. 32% территории НКР покрыты лесом – 160 тыс.га., 43% которых составляет граб , 31% - бук, 27,7% - дуб. Есть также липа, осина, хлебное дерево, многочисленные дикие плодовые деревья и кустарники. Возвышенности покрыты горно-луговыми и засухостойчивыми зарослями. На некоторых покатых возвышенностях Мравского хребта, а также на вершинах Карабахского хребта растительность горно-луговая.
    Животный мир разнообразен: здесь водятся безоарские козы, серны, кабаны, бурые медведи, волки, лисицы и пр.
    Также многообразен и пернатый мир. Оседлые птицы представлены здесь темно-сизыми голубями и иволгами.

    6. Население

    Территория губернии Арцах-Карабах Исторической Армении с древнейших времен была населена армянами. Об этом свидетельствуют найденные здесь многочисленные наскальные надписи и архитектуро-исторические памятники, а также обнаруженные на территории деревни Цовинар Гегаркуникского района клинописные документы, относящиеся ко времени правления урартского царя Сардури II (755-730 гг. до н.э.), в которых упоминается факт о присоединении к Ванскому царству Ардах-Арцахской области.
    Древнегреческие и древнеримские письменные источники (Страбон, Дион, Кассий Птоломей) указыают на то, что жители Арцаха, Утика и других восточных областей Большого Айка были армянами и общались на одном, единном для всех языке - армянском. О том, что Арцах был населен армянами, говорили Мовсес Хоренаци, Агатангегос, Павстос Бюзанд, Мовсес Каганкатваци и др. историки, а также арабские, персидские и грузинские источники.
    Летописец Степанос Сюнеци (VII в.) сообщает, что население Арцаха говорит на армянском языке. Византийский император Терентий (X в.) вел переписку с армянскими князьями Арцах-Хаченскоого наанга. По уверению анонимного персидского географа (XIII в.) Арцах-Хачен населяли армяне. Немецкий путешественник Ганс Шильтбергер (XIV в.) отмечал, что Арцах – часть территории Армении, и проживают там армяне.
    Только в XII в., с началом завоевательских набегов татаро-монгол и турок-сельджуков, в Арцах начали проникать племена кочующих тюркоязычных скотоводов, которые официально назывались кавказскими татарами, и только после первой в СССР Всесоюзной переписи населения стали именоваться азербайджанцами. Лишь в начале ХХ в. формируются татаро-азербайджанские села. Здесь же селятся и высланные из России семьи русских сектантов.
    Согласно российским статистическим данным, в 1798 г. в Арцах-Карабахе было 110 тыс. армянских семей (Полный свод законов Российской империи. Том 24, стр. 76). Именно это послужило основанием для того, чтобы направленные в Петербург на переговоры арцахские делегаты пообещали взять на себя все расходы по содержанию российской царской армии (период правления Петра Первого) во время ее похода на Закавказье (1722 г.) и предоставить большое войско, набранное из числа армянского населения. Императрица Екатерина же распорядилась «свергнуть шушинского хана Ибрагима и создать в Карабахе подвластное России армянское княжество со столицей в Шуши».
    В результате русско-персидской войны в конце XVIII в.- начале XIX в. территория Арцаха 6 раз в течение 33 лет находилась в состоянии войны, что отрицательно сказалось на росте народонаселения.
    Еще до перехода края под юрисдикцию России, в 1823 г., население нагорной части Карабаха составляли: армяне (84,6 % ), татары (14,7%) («Описание Карабахской губернии» Тифлис, 1866 г., стр.260).
    В 1913-ом г. общая численность населения в границах нынешней НКР составляла 372 тыс. ( в Шуши - 42 тыс.). Однако, после агрессии молодой Азербайджанской Демократической Республики, созданной в 1918-20 гг., а также турецкой интервенции, и особенно - вследствие погромов и резни в населенных армянами кварталах Шуши( 1920), общая численность армянского населения сократилась: в 1921 г. до 131.5 тыс.(94,4% армян), а в 1923 г., в год провозглашения НКАО, численность армян края составила 157,8 тыс.
    После установления автономии подверглись преследованиям и были высланы из области люди, выступавшие против проводимой республиканскими властями политики азербайджанизации края. Их обвиняли в национализме, в непримиримости и в непризнании НКАО. При попустительстве азербайджанских руководителей в НКАО в 1920-40 гг. действовали азербайджанские террористические группировки, которые самовольно, под вымышленными предлогами, без суда и следствия расстреливали армян.
    После ликвидации Закавказской федерации (1936) права армян НКАО были еще более урезаны, попиралось их человеческое и национальное достоинство, антиармянские настроения ускорили процесс эмиграции из области, а это , в свою очередь привело к тому, что удельный вес армян в НКАО значительно снизился. В противовес этому всячески поощрялось заселение края азербайджанцами.
    Одна из причин эмиграции армян заключалась в безработице. Азербайджанское правительство умышленно сократило финансирование капитального строительства в НКАО, что явилось причиной массового оттока рабочей силы из области. В 1939 г. в азербайджанских городах и районах работало более чем 52 тыс.армян: строителей, рабочих, что составляло 1/3 часть населения области. Еще с середины 20-х годов из Арцах-Карабаха и других армянонаселенных районов Азербайджана ежегодно вербовали молодых армян на постоянную работу в Баку. Кроме того их направляли обрабатывать приаракские земли, где по плану должны были быть заложены новые деревни и поселки. В 1940-60 гг., по программе фабрично-заводского обучения, из арцахских деревень были вывезены юноши и девушки, которых затем отправили на работу в Баку, Сумгаит, Мингечаур, Кировабад. Таким образом, под благовидным предлогом «безотлагательной необходимости проведения строительных работ в этих городах», по указу правительства из НКАО было выселено большое число армян. Это привело к тому, что 47 деревень Арцах-Карабаха полностью опустели.
    В 1945-60 гг. в области не только не были построены новые фабрики, заводы, очаги культуры, бытовые объекты, не открылись новые учебные заведения, но были до основания разорены и уничтожены создававшиеся десятилетиями производственные предприятия и социально-культурные учреждения. Если до войны промышленные предприятия НКАО были размещены в 40 населенных пунктах, то в конце 1950-ых они сосредоточились в основном в Степанакерте и Шуши.
    Фактически из Арцах-Карабаха умышленно вытеснялась рабочая сила в лице армян. В то же время область активно заселялась азербайджанцами, которым предоставлялись все привилегии. Резко изменилась демографическая картина области и города Шуши. Если в 1913 г. 61,5% (42400) населения Шуши составляли армяне, то по результатам переписи 1989 г. выяснилось, что там не осталось ни одного армянина. Соответственно в Гадрутском районе, накануне Карабахского движения из 37138 армян осталось всего 11600.
    В годы Великой Отечественной войны (1941-45 гг.) 35% (45000) населения области (что было в 4-5 раз больше, чем из соседних азербайджанских районов) были призваны в армию. На фронтах войны погибло 22 тыс. арцахцев. По окончании войны, в 1949 г., в ночь на 14 июня, азербайджанские власти выслали из области и отправили в Алтайский край тысячи армянских семей. В 44 населенных пунктах области были закрыты 52 промышленных предприятия и 3700 человек, потеряв работу, были вынуждены покинуть НКАО. Под предлогом расширения коллективных хозяйств были опустошены некоторые армянские деревни, а их жители насильственно переселены в азербайджанские районы. Результатом такой политики явилось то, что численность армянского населения в 1959 г. сократилась по сравнению с 1946 г. на 1/ 3 или на 37 тыс., то есть, девять из десяти армян покидали НКАО. Постоянный отток армян и приток азербайджанцев изменили демографическую картину в области.
    Численность населения и национальный состав по
    данным переписей (тысяча человек):

    Годы 1923 1939 1959 1970 1979 1989
    ______________________________________________________
    Общее чис-
    ленность
    населения 157,8 150,8 130,4 150,3 162,2 189,1
    В том числе:
    армяне 149,6 132,8 110,1 121,1 123,1 145,5
    в % 94,1 88,1 84,4 80,6 75,9 76,9

    азербайджанцы 7,7 14,1 18,0 27,2 37,3 40,6
    в % 4,9 9,3 13,8 18,1 22,9 21,5
    русских 0,6 3,2 1,8 1,3 1,3 1,9
    в % 0,5 2,1 1,4 0,9 0,8 1,0
    __________________________________________________________

    Таким образом, в 1923-59 гг. армянское население сократилось на 39,5 тыс. Прирост населения в НКАО в 1979 г. по сравнению с 1923 г. составил всего 2,8%, при этом число армян сократилось на 19%, а азербайджанцев возросло в 4.84 раза, число же русского населения и др. национальностей возросло в 2 раза. Полностью вытеснив армян из 47 деревень, азербайджанские власти в указанный период времени создали здесь 27 новых азербайджанских населенных пунктов. Если в 1960 г. на 1000 человек рождалось 40,5 детей и естественный прирост составлял 33,3 человека, то в 1986 г. естественный прирост составил всего 16,2 человека.
    Политика Баку в отношении армян Карабаха преследовала три цели: вытеснение армян из Арцаха, заселение армянской области азербайджанцами и использование армянской рабочей силы, эмигрировавшей из НКАО, для того, чтобы поднять промышленное производство и осуществить строительные работы в городах и селах Азербайджана.
    Таким образом,- в советский период в Арцах-Карабахе осуществлялась программа политического геноцида. Только Карабахское движение и победа, одержанная в Карабахской войне, помешали осуществлению планов по окончательному вытеснению армян из Арцаха.
    В 1988 г. вследствие погромов и насилий, организованных в Сумгаите и других районах Азербайджана, часть депортированных армян обосновалась в НКАО, в результате чего в 1989 г. численность армянского населения области возросла (см. в статье «Специальная комиссия НКР по приему и расселению депортированных и беженцев).
    Однако война, развязанная Азербайджаном в 1988-94 гг. привела к тому, что численность населения области значительно сократилось. По состоянию на январь 2004 г. в НКР проживает 145,4 тыс. человек.
    Ш.Мкртчян

    7. История

    Границы области Арцах (Малый Сюник) Большого Айка проходили на западе по восточному побережью озера Севан, на юго-востоке – по реке Ахавно (Акари), на юге – по низовьям реки Аракс, частично охватывая Муганскую (Муган) равнину, на севере и северо-западе область граничила с Утиком. В физико-географическом плане область Арцах-Утик располагалась на территориях районов нынешней НКР - Гадрутского, Мартакертского, Мартунинского, Аскеранского, Шушинского, Кашатагского (Лачин), освобожденного Кельбаджарского, а также Гетабекского, Товузского, Шамхорского, Дашкесанского (Караат), Ханларского, Джабраилского и Физулинского районов.
    В различных источниках местность называлась по-разному: Ардахуни, Уртехе-Уртехини (в ванских манускриптах), Орхистене, Содакене (в сочинениях греческих авторов), Арцах, Цавдек, Малый Сюник, Хачен (армянские источники), Карабах (турецкий перевод персидского названия «Бах-э-сиах» , что означает «Черный сад»). В более широком смысле Карабах соответствовал армянской губернии Арцах и части губернии Утик.
    Первые сведения о древнейшей истории Арцах-Карабаха восходят к ранним периодам каменного века – ашельскоой и последующим эпохам (800-100.000 лет назад). В пещерах Орван-Азоха, Ццахача, Хорадзора были обнаружены каменные и костяные орудия. Археологические раскопки поселений и мавзолеев, относящихся к бронзовому и железным векам (Степанакерт, Ходжалу, Кркжан, Амарас, Мадагис, долины рек Хачен и Ишхан), свидетельствуют, что эта территория входила в Кура-Араксийскую культурную систему, сформировавшуюся в IV-III тысячелетиях до.н.э., а затем была вовлечена в культурно-политическую сферу родовых объединений, образованных на восточных землях Армянского нагорья.
    Арцах стал северо-восточной границей распространения этнически формирующегося армянского народа (Страбон, Плиний Старший, Птолемей). Арцах (Уртехе-Уртехини) в начале I тысячелетия до нашей эры располагался в границах Араратского царства (Биайнили, Урарту). Клинописный документ царя Сардури II (755-730 гг.до н.э.), найденный недалеко от деревни Цовак, свидетельствует о том, что его войска дошли до земли Уртехини. В VI-II веках до н.э. Арцах входил в состав армянского царства Ервандидов, затем в состав царства Арташесидов ( II в.до н.э. – I в. н.э.) и Аршакидов (I-V века ). Согласно Страбону, Арцах имел развитую экономику, а в период военных действий выставлял многочисленную конницу. Армянский царь Тигран II Великий, желая подчеркнуть особую роль Арцаха и значение, которое он придавал этой области, возвел там один их четырех городов, носящих его имя.
    В начале IV-го века в Арцахе распространилось Христианство. В числе шестнадцати наиболее влиятельных армянских князей и правителей , отправившихся в Кесарию, чтобы присутствовать на церемонии возведения Григория Просветителя на патриарший престол, был также правитель Арцаха - «князь земли Цавадей»( представитель княжества Цавд-Цод-Сотх). Эта область Арцаха была известна также под названием Цавдейского княжества. В поселке Амарас (ныне Мартунинский район НКР) Григорий Просветитель основал первую церковь, строительство которой завершил его внук Григорис – первый епископ земли Арцахской. В летописях V-го века Арцах упоминается и как Малый Сюник. После падения царства Аршакидов (428 г.) персидский царь, объединив области Большого Айка - Арцах, Утик и весь Агванк, создает единую провинцию, центр которой находится в Сотхе. Арцах принял активное участие в Аварайрской битве (451 г.). В последней четверти V-го века, воспользовавшись слабостью персидского государства, один из армянских княжеских родов Арцаха и Утика (Аран), который а дальнейшем стал зваться Араншаиком (царь Арана), обрел определенную самостоятельность и основал собственное царство, где первым царем стал Вачаган Благочестивый. Государство Вачагана имело свое внутреннее законодательство («Конституционные каноны»), оно проводило борьбу за очищение края от остатков язычества и христианских ересей, а также прилагало большие усилия в деле распространения просвещения. Основанные как в это время, так и много позже многочисленные духовные и культурные центры (в южной части области – монастыри Гтич и Катар, а также монастыри Святого Акопа, Егише Аракяла, Амарас, Орекаванк, Дадиванк, Мецараниц, Гандзасар и др. - в центральных областях) осуществляли свою деятельность в течение всего средневековья. В VI-ом веке царство Араншаиков пало. Однако, даже после того, как Миграняны, захватившие утикскую провинцию Гардманк, уничтожили местных Араншаиков и распространили свою власть на большую часть Утика, Арцахом продолжал править все тот же род Араншаиков.
    После установления Арабского господства (началоVIII век), Арцах неоднократно участвовал в восстаниях против захватчиков. В первой половине 9-го антиарабское движение возглавили представители двух ветвей рода арцахских Араншаиков: князь Дизака – Есаи Абу Мусе и князь Хачена – Сахл Смбатян.
    Начиная с Х века , главой образовавшихся в Арцахе и в соседних армянских районах мелких княжеств стал правитель провинции Хачен. В ХI–XII вв. Арцах подвергся набегам турок-сельджуков. Особенно пострадал Хачен, где население было почти полностью истреблено, а очаги культуры разграблены и разрушены.
    В IX-XIII вв., когда основной резиденцией правящего княжеского рода стала крепость Хачен, вся область Арцах стала также называться Хачен.
    Созданное в Х в. Хаченское княжество до XII-XIII вв.по величине своей территории соответствовало всему Арцаху. Во времена турко-сельджукских , а затем татаро-монгольских походов Хаченское княжество занимало горные и предгорные районы Арцаха, без южной части провинции Мьюс Абанд, где правила одна из ветвей династии князей Араншаиков, - Дизак (ведущая род от Абу Мусе).
    Во второй половине XII века Хаченское княжество было разделено на три части, каждая из которых имела свое особое название: Нижний Хачен (владения княжества Хоханабердцев - провинции Мецаранк, Бердадзор, северная область Мьюс Абанда), Центральный Хачен или Атерк (большая часть провинции Мец Квенк, Парисос и Кохт) и
    Верхний Хачен или Цар, который охватывает восточные берега Севана и бассейн реки Тартар (Трту), провинции Гегами, Сотх и Цар.
    В 40-е годы XII века Хаченское княжество окончательно сбросило иго турок-сельджуков, а в конце века, возглавляемое Закарянами, вошло в состав освобожденной северо-восточной Армении. В начале XIII в. небывалый расцвет переживают экономика, ремесла и культура, перестраиваются старые и строятся новые храмы Дадиванка, Хатраванка, Гандзасара и Гтича.
    Благодаря энергичной и дальновидной политике видного государственного деятеля своего времени, правящего князя Хасана Джалал Долоя (1214-61гг.), область в течение многих лет противостояла разорительным набегам татаро-монгол. В 1254 г. был заключен армяно-монгольский союз, благодаря которому армянские княжества, вплоть до Киликийского Армянского царства, частично были спасены от разорения и иноземного порабощения.
    В период позднего средневековья под названием Хачен понималась в основном территория Хаченского меликства в бассейне реки Хачен, поскольку остальную часть Хаченского княжества с начала XVI века занимали меликства Гюлистан, Джраберд, Цар, Сотх, Варанда, а с конца XVII-го начала XVIII –го вв. – меликства Хамсы (Гюлистан, Джраберд, Хачен, Варанда и Дизак - от Гандзака до Ерасха, без провинций Цар и Сотх).
    В XV-ом веке провинция значительно пострадала от постоянных набегов кочевых тюркских племен ак-коюнлу (белая овца) и кара-коюнлу(черная овца), пришедших на смену монголо-татарскому игу. Периодические набеги, разруха, грабежи подорвали устои, на которых зиждился созидательный труд народа, замерла экономическая и культурная жизнь. Тем не менее, именно в Хачене сохранились последние ростки армянской государственности, которые послужили фундаментом для создания в конце XVII-го начале XVIII вв. армянских политадминистративных княжеств (меликств), где наследные правители – князья стали зваться меликами (араб: «мелик» - правитель). Меликствами управляли влиятельные княжеские роды: Мелик-Бегларяны в Гюлистане, Мелик-Исраеляны в Джераберде, Гасан-Джалаляны в Хачене, Мелик-Шахназаряны в Варанде, Мелик-Еганяны в Дизаке. Именно эти меликства возглавили в XVII-XVIII вв армянскую освободительную борьбу против персидских и иных чужеземныхъ звхватчиков. Политическим центром этого движения стал монастырь Гандзасар. В первой четверти XVIII в. движением руководил гандзасарский католикос Есаи Гасан Джалалян. Вместе со своим ближайшим соратником Исраелом Ори он приложил немало усилий, стремясь добиться поддержки России в освободительной борьбе Армении против иноземного ига.
    Во второй половине XVIII века предводитель кочевого племени сарыджалу Панах Али, воспользовавшись внутренними раздорами между карабахскими меликствами, под предлогом оказания помощи Варандскому мелику Шахназару II, обосновался в одной из древнейших крепостей Варанды –Шошваберде, где затем установил свою власть. Пользуясь доверием персидского шаха, он провозгласил себя Ханом Карабаха, стремясь всеми возможными способами распространить свое влияние как на карабахские, так и на другие соседние армянские меликства. На территории нынешней Шуши он возвел резиденцию, а окрестности заселил своими соплеменниками и армянскими крестьянами, себя же провозгласил еще и Ханом Шуши. Натравливая друг на друга армянских меликов и сплетая интриги, совершая набеги на их владения, Шушинский хан поставил себе целью расшатать силу местных армянских княжеств. С этого времени область стала активно заселяться мусульманами (турками-татарами и курдами). Жестокость и варварство Панаха, а после него и Ибрагима всячески подогревалось и поддерживалось турецким султаном. В противоположность этому антитурецкая и антиперсидская борьба армянских меликов поощрялась Российским государством. Еще со времен Петра I (1682-1725) могущественные светские и духовные власти Арцах-Карабаха имели тесные связи с русским царским двором, стремились с помощью русского оружия освободить край от власти пришлых захватчиков и восстановить свою государственность.
    В период правления Екатерины II (1762-96 гг.) при поддержке влиятельного государственного деятеля Г. Потемкина было решено освободить Арцах и соседние с ним армянские области от мусульманского владычества, восстановить армянское царство, возведя на престол одного из местных меликов. По этому плану предполагалось, что Арцах-Карабах станет стержнем нового Армянского царства и «восстановленное в Азии христианское государство» стает надежным оплотом России на южных рубежах (из послания Г.Потемкина императрице).
    В 1805 г. Карабах принял господство России, что было закреплено в 1813 г. Гюлистанским мирным договором. По Гюлистанскому договору, впоследствии замененному Туркменчайским договором в 1828 г., Карабах на вечные времена переходил во власть России. При заключении и подписании договора в качестве юридической стороны участвовали все пять армянских меликств - руководителей самостоятельных в то время политических и административных образований Карабаха. В первой четверти XIX века, в боях против турецких и персидских завоевателей за освобождение Закавказья, в составе российской армии мужественно сражались и карабахцы. Присоединившись к России, армянское население Карабаха сбросило с себя турецкое и персидское иго. В 1822 г. было упразднено Шушинское ханство.
    В результате административно-территориального деления, проведенного Россией, в Закавказье образовались Грузинско-Имеретинская губерния с центром в Тифлисе и Каспийская область с центром в Шамахе. Часть восточно-армянских земель вошла в состав Грузинско-Имеретинской губернии; другая часть, в том числе и Карабах, вошла в состав Каспийской области. В 1868 г. на территории Карабаха, входившего в состав Елизаветпольской губернии, были созданы Шушинский, Джебраильский и Дживанширский уезды. Небольшая часть края была включена в состав Зангезурского уезда. Такое административно-территориальное деление, с незначительными изменениями, сохранялось до 1918 г. В 1918-20 гг. власть в Карабахе находилась в руках Армянского Национального Совета. Армянский Нагорный Карабах сам распоряжался своей судьбой и всеми силами пытался объединиться с Республикой Армения. Однако мусаватистские руководители Азербайджана при поддержке Турции использовали все возможные военные и дипломатические средства, чтобы завладеть Карабахом . В 1918-20 гг.они неоднократно обращались к Национальному Совету с требованием о подданстве, в чем каждый раз получали категорический отказ на съездах Карабахских армян (10 съездов за 2 года). После заключения 4 июня 1918 г.армяно-турецкого Батумского договора , в котором территория Республики Армения ограничивалась 9-тью тыс. кв. верст, Арцах вынужден был временно сам решать вопрос своего дальнейшего политического статуса.
    22 июля 1918 г. в Шуши был созван первый съезд карабахских армян, который провозгласил Нагорный Карабах свободной политико-административной единицей, избрал Национальный Совет и Народное правительство, принявшее 24-го июля декларацию, где были изложены задачи, стоящие перед новыми государственными властями. После этого съезда азербайджанское правительство, прибегнув к силе турецкого оружия, попыталось насильственно включить Нагорный Карабах в состав Азербайджана. Командование турецкой армии представило Карабахскому Национальному Совету ультиматум, однако, созванный 6-го сентября Второй съезд Карабахских армян вновь отклонил требования турецкого командования и азербайджанского правительства.
    !5-го сентября 1918 г., заняв Баку и учинив массовые расправы над армянским населением города ( погибло 40 тыс. армян), турецкое командование представило Народному правительству Карабаха еще один ультиматум с требованием разоружиться, дать возможность турецким и азербайджанским войскам войти в Шуши и признать власть Азербайджана. Созванный 17-го сентября III cъезд карабахских армян в очередной раз отклонил все требования. Турецкое командование вынуждено было отказаться от всеобщего разоружения карабахских армян, на котором настаивало азербайджанское правительство, и согласится на восстановление статуса кво Карабаха, однако продолжало настаивать на требовании ввести войска в Шуши .
    Взяв на учет близившееся поражение Германского Союза (в который входила и Турция) в Первой Мировой войне, карабахское правительство, несмотря на недовольство населения, с целью выиграть время, соглашается на это условие. Беспрепятственно войдя в Шуши, турки предательски разоружили армянское население города и провели массовые аресты армянской интеллигенции. Карабахские армяне вынуждены были отменить решение III съезда и начали готовиться к отпору. Согласно Мудросскому мирному договору от 30 октября 1918 г., Турция, потерпевшая поражение в Первой Мировой войне, вывела свои войска из Закавказья, а 17-го ноября в Баку вошли представители английский властей, которые проводили проазербайджанскую и протурецкую политику. Азербайджан, воспользовавшись этим, решил захватить Нагорный Карабах с помощью англичан. Заявив, что судьба спорных территорий должна быть решена на Парижской Мирной конференции, английское командование с целью укрепления своего присутствия в Азербайджане, делало все, чтобы Нагорный Карабах вошел в состав Азербайджана. 15 января 1919 г. азербайджанское правительство при активной поддержке английского командования назначает на должность генерал-губернатора Нагорного Карабаха Хосров бека Султанова и направляет ультиматум Армянскому Национальному Совету с требованием признать власть Азербайджана. Созванный 19 февраля 1919 г. IVсъезд Карабахских армян отказался выполнять требования ультиматума и выразил недовольство по поводу назначения Хосров бека Султанова генерал-губернатором. 23–го апреля 1919 г. был созван V съезд карабахских армян, который также отклонил требования приехавшего в Шуши командующего английскими войсками в Баку, полковника Шатлворта о признании власти Азербайджана. Война между Азербайджаном и Карабахом стала неизбежна: почти вся азербайджанская армия была сосредоточена на границе с Нагорным Карабахом. В этих условиях, в июне 1919 г., при участии английской миссии в Шуши и азербайджанского правительства, было подписано соглашение о созыве VI съезда Карабахских армян. Основным вопросом повестки съезда должно было стать обсуждение возможностей урегулирования взаимоотношений между Нагорным Карабахом и Азербайджаном до созыва Парижской мирной конференции. Однако представители английской миссии и правительства Азербайджана прибыли в Шуши уже после завершения работы съезда, и переговоры не состоялись. Созданная на съезде комиссия пришла к заключению, что Нагорный Карабах в случае войны не сможет отстоять свою независимость, и под угрозой вооруженной агрессии Азербайджана Карабахский Национальный Совет был вынужден пойти на переговоры. Под давлением английских властей, стремясь выиграть время и сосредоточить имеющиеся силы, VII съезд карабахских армян 22 –го августа 1919 г. подписал с правительством Азербайджана договор, согласно которому до решения вопроса на Парижской Мирной конференции, Нагорный Карабах, с целью выиграть время, формально признает власть Республики Азербайджан. Армяне не опустили оружия и азербайджанские войска не вошли в Нагорный Карабах. Соглашение от 22-го августа не изменило статуса Нагорного Карабаха. Область продолжала оставаться самостоятельной политической единицей. Об этом свидетельствует VIII съезд Карабахских армян, проходивший с 28 февраля по 4 марта 1920 г. Он отклонил требование, представленное Хосров беком Султановым Карабахскому Национальному Совету о присоединении Нагорного Карабаха к Азербайджану.
    Не отказавшись от намерения завоевать Нагорный Карабах, Азербайджан в марте 1920 г. ввел в область свои войска. 23-го марта 1920 г.турецко-азербайджанские банды захватили главный город области – Шуши, подожгли армянские кварталы, перебили более 20 тыс. армян. В начале апреля азербайджанские войска предприняли новое наступление, стремясь занять центральные и южные районы страны. Силам самообороны удалось выстоять и вместе с подоспевшей из Армении военной помощью освободить Нагорный Карабах.
    IX съезд Карабахских армян, состоявшийся 23-го апреля 1920 г., отменил соглашение, подписанное 23 сентября 1919 г. , и Нагорный Карабах был объявлен неотъемлемой частью Республики Армения. Все попытки азербайджанского правительства захватить Нагорный Карабах потерпели поражение.
    Лига Наций сочла спорным статус армянского Нагорного Карабаха, причем, в гораздо более широких границах, чем нынешняя территория НКР, и вынесла решение, согласно которому предусловием признания независимости Армении и Азербайджана должно послужить окончательное решение вопроса о статусе Нагорного Карабаха на Парижской Мирной конференции.
    28-го апреля 1920 г. армия Советской России вошла в Баку, и в Азербайджане
    была установлена Советская власть. Командование Красной армии также стремилось закрепить свои позиции в Закавказье и предъявило командующему вооруженными силами Карабаха-Зангезура Д.Канаяну (Дро) требование оставить Карабах. В случае неподчинения приказу Красная армия и Вооруженные силы Советского Азербайджана могли начать совместные действия против Республики Армения и Нагорного Карабаха. В создавшейся ситуации созванный 26-го мая 1920 г. в селе Тагавард X съезд армян Карабаха был вынужден провозгласить Нагорный Карабах Советским. Был образован Ревсовет Нагорного Карабаха, руководителем которого стал С.Амбарцумян. Д.Канаян со своей армией в тот же день покинул Карабах.
    Удовлетворившись тем, что в Арцахе установлена советская власть, Россия не стала принудительно передавать Нагорный Карабах под юрисдикцию Советского Азербайджана. 10-го августа 1920 г. между Советской Россией и Республикой Армения было подписано соглашение, закрепляющее, что ни Республика Армения, ни Советский Азербайджан не имеют права претендовать на спорные территории Карабах, Зангезур, Нахичеван, занятые войсками Красной Армии. Сразу после установления в Карабахе советской власти Азербайджан начал проводить политику “мирной” оккупации области, которая, однако, также столкнулась с решительным сопротивлением армян Карабаха. В июне 1920 г. армянское население поднялось на борьбу за свою независимость, а осенью того же года эта борьба переросла в мощное всенародное восстание. 29-го ноября 1920 г. советская власть была установлена и в Армении. Армянское население Арцаха было уверено, что область ыбдет незамедлительно присоединена к Армянской ССР. 30-го ноября 1920 г. правительство Советского Азербайджана, с учетом изменившейся политической ситуации, идя навстречу пожеланиям армянского населения и обращению Армянской ССР, согласилось передать Нахичеван, Зангезур и Нагорный Карабах Армении (см. Декрет Ревкома Азербайджана от 30-го ноября 1920 г.) В составе Армении эти три области оставались недолго, всего три с половиной месяца, после чего Азербайджан, умело воспользовавшись русско-турецкими дипломатическими отношениями, согласно Московскому договору от 16-го марта 1921 г.вернул Нахичеван, а в течение последующих месяцев, тайными и явными политическими методами, добился также включения Карабаха в состав Азербайджанской ССР.
    Однако, по требованию жителей области, в начале 1921 г.этот вопрос вновь был поднят на заседании Кавказского бюро Российской Коммунистической партии (большевиков). Открытым голосованием было решено передать Нагорный Карабах Армянской ССР. На том же заседании глава Азербайджанской ССР Н.Нариманов, осознавая роль Карабаха для Азербайджана, счел необходимым отложить обсуждение вопроса до его окончательного решения в ЦК РКП(б).
    Но уже на следующий день, по указанию Москвы и под давлением И.Сталина, не пересматривая вопроса, было решено оставить Нагорный Карабах в составе Азербайджана, придав ему статус национальной автономии. Создание автономии также сопровождалось волокитой: только 7-го июля 1923 года вопрос был с грехом пополам разрешен и образовалась Нагорно-Карабахская Автономная Область (НКАО) на урезанной со всех сторон территории. Из состава области были выведены северные, южные и восточные районы Арцаха, в частности территория бывшего меликства Гюлитстан (нынешний Шаумянский район и большая часть Ханларского района), которые даже в самые тяжелые времена оставались в составе Арцах-Карабахского княжества, а затем - меликств Хамса. Руководство Азербайджана умышленно установило 5-километровую демаркационную зону, разделяющую НКАО от Арм. ССС. Почти 70 лет НКАО в составе Аз.ССР являлся частью СССР со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. С целью размежевания Арцаха и Республики Армения на территории двух восточных районов Арцаха (Кельбаджарский, Лачинский) был образован “Красный Курдистан», просуществовавший до 1936 г.
    Административным центром НКАО стал Вараракн (в период недолго существовавшего Шушинского ханства назывался Ханкенди), который в память о коммунисте Степане Шаумяне был переименован в Степанакерт. Население области взялось за благоустройство своей страны. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 гг. почти 45 тыс. армян из Нагорного Карабаха ушли на фронт. Половина из них пала на полях сражений. 15 тыс. участников войны были награждены орденами и медалями. 20 человек удостоились звания Героя Советского Союза, а Н. Степанян стал дважды Героем. Самоотверженностью и героизмом отличились карабахцы - маршал авиации М.Худяков (А.Ханферянц), генерал-майор М.Парсегов, генерал-лейтенант М.Сардарян, генерал-майор А.Газарян и др. Однако, как в довоенные, так и в послевоенные годы на пути социально-экономического и особенно культурного развития области создавалось множество препятствий. В результате целенаправленной политики центральных властей попирались национальные права и требования армянского населения. Уничтожались или присваивались армянские культурные ценности и архитектурные памятники (см. Национально-культурный геноцид). Сельское хозяйство и промышленность области стали по существу лишь поставщиками сырья и полуфабрикатов. На протяжении десятилетий область была полностью изолирована от Армении. Даже для культурных связей с ней ставились всяческие преграды.
    Армянское население Нагорного Карабаха даже в годы Советской власти продолжало вести борьбу за выход области из состава Азербайджана. Центральный комитет компартии Аз.ССР начиная с 1920–х годов был вынужден не раз обращаться к проблеме Нагорного Карабаха. А в послевоенные годы неоднократно предпринимались попытки поднять вопрос Нагорного Карабаха в Центральных органах СССР, для чего в Москву отправлялись многочисленные письма, заявления и петиции. Под петицией 1965 года было поставлено 45 тыс. подписей. На основе данного заявления секретариат ЦК КП СССР в 1966 г.принял решение, согласно которому Центральным Комитетам компартии Армении и Азербайджана было поручено подготовить обсуждение вопроса о Нагорном Карабахе.
    Однако, возможному решению этого вопроса помешал Азербайджан, поддерживаемый
    некоторыми влиятельными лицами из высшего руководства СССР. Более того, азербайджанскими властями были спровоцированы межнациональные конфликты, вызвавшие волну народного протеста, в ходе подавления которой было расстреляно и уничтожено в тюрьмах около 20 армян, пропало без вести – 10, а 150 оказались за решеткой. В результате продолжавшихся 2 года преследований 100 армянских семей, преимущественно - интеллигенция, вынуждены были покинуть Карабах. Множество предложений по решению карабахской проблемы были внесены в 1977 г., в период обсуждения проекта новой Конституции. Высшие эшелоны власти признавали наличие проблемы, но решение ее постоянно откладывалось на неопределенное время. С середины 1980-ых годов лозунги, провозглашенные “перестройкой”, не только нашли широкий отклик в области, но и подняли народ на борьбу. В Москву отправлялись группы делегатов, которые представляли в Верховный Совет и ЦК КП СССР требования о восстановлении попранных прав армян области.
    Качественно новый характер Карабахское движение обрело с конца 1980-х годов. На основании проведенного во второй половине 1987 г. своеобразного референдума, под которым подписалось более 80 тыс. человек, население НКАО выступило с требованием о воссоединении с Арменией.
    13-го февраля 1988 г. митинг, организованный в Степанакерте, призвал партийные и советские органы обратиться к высшей государственной власти с требованием вывести НКАО из состава Аз.ССР и воссоединить с Арм.ССР. Такое же решение приняли районные и городские советы области. 26-го февраля на внеочередной сессии Совета Народных депутатов области было принято следующее решение: «Идя навстречу пожеланиям трудящихся НКАО, обратиться в Верховный Совет Аз.ССР и Верховный Совет Арм.ССР проявить глубокое понимание в отношении чаяний армянского народа и решить вопрос о выводе НКАО из состава Азербайджанской ССР и передаче ее в состав Армянской ССР. Одновременно ходатайствовать перед Верховным Советом СССР вынести положительное решение, касающееся вопроса о выводе НКАО из состава Азербайджанской ССР и передачи ее в состав Армянской ССР”.(см Внеочередное заседание областного Совета Народных депутатов НКАО 20-го созыва 20-го февраля. 1988 г.).
    Требования арцахских армян нашли широкую поддержку со стороны не только Армении, но и армян всего мира. На многотысячных митингах, имевших место в Ереване и других районах Армении, звучали призывы о справедливом решении Карабахской проблемы.
    Демонстрации и митинги, проходящие в Армении и НКАО 21-23 февраля, достигли всенародных масштабов, которые, однако, были проигнорированы как центральными, так и армянскими средствами массовой информации. Не удостоился внимания даже тот факт, что областной Совет НКАО принял решение о воссоединении с Арменией. Наоборот, официальная Москва, опасаясь проявлений подобной политической активности народных масс, квалифицировала конституционное право армянского населения НКАО как провокационные действия “экстремистов” и “националистов”, дав такую же формулировку в резолюции Политбюро ЦК КПСС от 1 февраля 1988 г.. Подобная поспешная и необдуманная оценка вызвала возмущение жителей Армении и Арцаха. В области и в Республике Армения начались забастовки, население Армении требовало созыва сессии Верховного Совета Арм.ССР и обсуждения на его заседании обращения областного Совета НКАО. Для руководства национально-освободительной борьбой арцахских армян были созданы комитеты “Крунк” в НКАО и “Карабах” в Армении.
    26 февраля к народам Армении и Азербайджана обратился Генеральный секретарь ЦК КПСС М.Горбачев. Отмечая, что в НКАО накопилось множество проблем, руководство СССР впервые признало факт наличия карабахской проблемы. М.Горбачев призвал народы Армении и Азербайджана проявить политическую зрелость и терпимость, вернуться к нормальной жизни, к работе, сохранять общественный порядок. В ответ на это участники митинга, состоявшегося 27-го февраля в Ереване, вынесли решение прекратить забастовку, выйти на работу и за короткий срок возместить убытки, нанесенные забастовкой. Однако совершенно иной ход получили эти события в Азербайджане. 27-29 февраля в Сумгаите были организованы армянские погромы (см. Сумгаитский геноцид), жертвой которых стали множество невинных людей. После этих событий поднялась новая волна эмиграции армянского населения из Азербайджана, которая в последующие месяцы приобрела массовый характер.
    Непосредственные причины тех ужасных сумгаитских событий и имена их организаторов тщательно скрывались от широкой общественности, руководство страны не дало политической оценки этому преступлению. Хотя, цель сумгаитских погромов была более чем очевидна: организаторы стремились осложнить ситуацию, вселить ужас в сердца людей, и показать центральному руководству, какие последствия может иметь любая попытка решить проблему НКАО. Власти СССР оказались не в состоянии понять и правильно оценить значение этого народного движения. Стремясь завуалировать политическое содержание Карабахского движения, советские власти попытались представить его как экономическую проблему. 24-го марта 1988 г. ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли совместное решение о форсировании социально-экономического развития НКАО. В течение 1988-95 гг.. в области предусматривался ряд мероприятий по обеспечению дальнейшего развития в различных сферах, в том числе: в промышленности, в сфере обслуживания, в просвещении и образовании и пр. Таким образом, сосредотачивая основное внимание на социально-экономических задачах, союзные власти пытались избежать политического решения проблемы. С другой стороны, под давлением народа, 15 июня 1988 г. Верховный Совет Арм.ССР на своем заседании принял решение, в котором выразил согласие на включение НКАО в состав Арм.ССР. Основанием для подобного решения послужил основополагающий принцип национальной политики Советского государства – право наций на самоопределение. В июне 1988 г. заявление областного Совета НКАО обсуждалось также на заседании Верховного Совета Аз.ССР и было отклонено им. Проблема НКАО вновь оказалась в тупике.
    18 июля 1988 г. Президиум Верховного Совета СССР, при участии руководства НКАО, Арм.ССР и Аз.ССР, обсудил ситуацию в НКАО и вокруг него (см. Решение президиума Верховного Совета СССР от 18 июля 1988 г.)и принял решение, согласно которому границы и утвержденные конституцией национальные территории Арм.ССР и Аз.ССР не подлежат изменениям. Таким образом, было игнорировано право наций на самоопределение, закрепленное в Конституции и позволявшее дать политическое решение этой проблеме. Руководящие органы СССР решили направить в НКАО ряд делегаций и комиссий, представителей ЦК КПСС и Верховного Совета СССР. Однако положение не изменилось. Более того, участились нападения азербайджанцев на армянское население. В НКАО и в близлежащих районах был введен режим чрезвычайного положения.
    А в Армении и НКАО продолжались митинги протеста и забастовки. Ужесточились преследования армянского населения по политическим и национальным мотивам, и, как следствие этого, увеличилось число армян, эмигрировавших из Азербайджана. В целях безопасности началось также переселение азербайджанцев из Армении. Политика, проводимая руководством Азербайджана и СССР, привела к перманентному обострению межнациональной вражды. В конце ноября 1988 г. имели место армянские погромы в Кировабаде и в других районах Азербайджана; были спровоцированы межнациональные конфликты в отдельных районах Армении (Гугарк, Капан, Горис).
    7-го декабря 1988 г. в северных районах Армении произошло разрушительное землетрясение, унесшее жизни десятков тысяч людей и нанесшее огромный ущерб
    народному хозяйству. Положение Армении еще более усугубилось из-за наплыва беженцев из Азербайджана. Но даже стихийное бедствие и поспешная ликвидация его разрушительных последствий не в силах были заставить Нагорный Карабах отказаться от своих требований – армянский народ продолжил свою борьбу за политическое решение проблемы.
    12 января 1989 г. указом Президиума Верховного Совета СССР в НКАО была введена особая форма правления, согласно которой была приостановлена деятельность партийных и государственных руководящих органов области: областного комитета компартии и областного совета. Областью должен был руководить Комитет особого управления, который, в свою очередь, непосредственно подчинялся высшим органам государственной власти и управления СССР. Область как административно-политическая единица сразу же перешла под юрисдикцию высших органов власти, хотя в первом же пункте указа отмечалось “сохраняя статус Нагорного Карабаха как автономной области в составе Азербайджанской ССР”. Председателем Комитета особого управления был назначен заведующий отделом ЦК КПСС, депутат Верховного Совета СССР А.Вольский . Комитет особого управления провел определенную работу, направленную на стабилизацию. ситуации в Карабахе. Был предпринят ряд мер в сфере промышленного производства, заметно усилилась помощь как со стороны союзных министерств и ведомств, так и со стороны соответствующих предприятий Армении, что способствовало развитию производительных сил области. Особое внимание было сосредоточено на развитии социального сектора, некоторое оживление ощущалось в сфере здравоохранения, просвещения, культуры, коммунального строительства. Активизировались связи с Арменией, особенно культурные. Однако деятельность Комитета особого управления оценивалась неоднозначно. Если в Армении считали, что комитет, в основном, действует в правильном направлении, и ему следует предоставить более широкие полномочия, благодаря чему расширится самостоятельность НКАО, то в Азербайджане деятельность Комитета рассматривалась как нарушение прав суверенного государства. Руководство Азербайджана не скрывало своего негативного отношения к Комитету и всеми силами препятствовало его работе.
    В августе 1989 г. в Степанакерте состоялся съезд представителей трудящихся области (см.Съезд полномочных представителей жителей НКАО 16 августа 1989 г.), который сформировал Арцахский Национальный Совет, высший орган правления области (до восстановления деятельности Совета народных депутатов). Руководство Азербайджана объявило Арцахский Совет вне закона и направило в Президиум Верховного Совета СССР просьбу об упразднении Комитета особого управления.
    В то же самое время азербайджанская сторона возобновила блокаду железнодорожной и автомобильной магистралей, ведущих из Азербайджана в Армению и НКАО. Все эти действия свидетельствуют о том, что руководство Азербайджана стремилось решить проблему Нагорного Карабаха силовыми методами.
    28 ноября 1989 г. на втором заседании Верховного Совета СССР, в отсутствие депутатов от Арм.ССР и НКАО, обсуждался вопрос Нагорного Карабаха, и было принято
    решение об упразднении Комитета особого управления и создании Организационного комитета НКАО (см. Республиканский Оргкомитет), без определения его целей и полномочий. После создания Оргкомитета в населенные азербайджанцами районы области вошли подразделения азербайджанского ОМОН-а. В дальнейшем Оргкомитет при содействии войск МВД СССР и советской армии осуществил депортацию армянского населения НКАО и близлежащих районов.
    1 декабря 1989 г. на заседании Верховного Совета Арм.ССР при участии Национального Совета Нагорного Карабаха было принято решение «о воссоединении Армянской ССР и Нагорного Карабаха”, согласно которому на все армянское население Нагорного Карабаха распространялись права граждан Армении. В то же время ставилась задача по осуществлению необходимых мероприятий по слиянию политических, экономических и культурных структур и созданию единой государственно-политической системы. (см.Решение заседания Верховного Совета Арм.ССР, 1 декабря 1989г.)
    10 января 1990 г. Верховный Совет СССР принял особую резолюцию, согласно которой решение Верховного Совета Арм.ССР о воссоединении Армении и Нагорного Карабаха было признано антиконституционным (см.Резолюция Верховного Совета СССР, 10 января 1990 г.).
    13-19 января 1990 года банды Азербайджанского народного фронта, при попустительстве и поддержке местных властей, организовали в Баку погромы армянского населения. На глазах крупной воинской части, дислоцированной в Баку, войск МВД СССР и полиции несколько дней кряду продолжались преследования и убийства армян, зверства, грабежи и насилие.
    Армейские подразделения были введены в Баку тогда, когда варварства Азербайджанского народного фронта грозили перерасти в попытку государственного переворота. В Баку было введено чрезвычайное положение, которое распространилось и на НКАО (см. Бакинские погромы).
    19 февраля 1990 г. на закрытом заседании Верховного Совета СССР обсуждался вопрос о положении в НКАО; решением от 5-го марта Армении и Азербайджану было предложено начать переговоры с целью подписания межреспубликанского договора о мире и взаимном доверии. Но и это решение не смогло положить конец межнациональному конфликту, а тем более, устранить его причины. Азербайджан продолжил свою агрессивную политику и блокаду Арцаха и Армении, пытаясь осуществить постепенный частичный административно-территориальный передел края. Цель такой политики заключалась в изменении демографической картины области (позднее правительство Азербайджана вынесло решение об упразднении Шаумянского района, присоединив его к соседнему азербайджанскому району).
    В мае 1990 г. в выборах народных депутатов Верховного Совета Арм.ССР участвовало также армянское население НКАО (где были открыты десятки избирательных округов). В августе начал работу новоизбранный Верховный Совет Армении, который подтвердил приверженность совместному решению, вынесенному Верховным Советом Арм.ССР и Национальным Советом Нагорного Карабаха “О воссоединении Арм.ССР и Нагорного Карабаха” от 1-го декабря 1989 г..
    Во второй половине 1990 г. ситуация в НКАО продолжала оставаться без изменений, не был восстановлен областной Совет, не действовала ревизионная комиссия, созданная Верховным Советом СССР, продолжалась экономическая блокада области Азербайджаном. После провозглашения независимости Грузией, Азербайджан оставался единственной республикой в Закавказье, в которой структуры власти не претерпели никаких демократических изменений, и компартия сохранила свое главенствующее положение, что в значительной степени способствовало дальнейшему сближению руководства СССР и Аз.ССР. Центральные средства массовой информации заняли проазербайджанскую позицию, начав кампанию против РА и армянского народа. В НКАО власть захватили военные, которые часто становились оружием в руках республиканского оргкомитета. Азербайджанские власти, опираясь на дислоцированные в области внутренние войска СССР и армейские подразделения, пытались изолировать НКАО от внешнего мира. Было нарушено воздушное сообщение с Арменией. В начале 1991 г. азербайджанские власти запретили въезд в Степанакерт представителям Европарламента, а затем и депутатским группам Верховных Советов СССР и России.
    В феврале 1991 г. специальным указом президента Азербайджана Карабах начал заселяться азербайджанцами, специально для того вывезенными из различных районов республики. Одновременно продолжали попираться права армянского населения, по всей линии армяно-азербайджанской границы сложилась до предела напряженная ситуация. Стали обычными набеги на приграничные районы, взятие заложников, угоны скота, столкновения вооруженных групп. В течение первых месяцев 1991 г. Верховный Совет и правительство Арм.ССР неоднократно обращались к высшему руководству СССР, отмечая, что при их попустительства ужесточились насилие и агрессия, учиняемые Азербайджаном.
    В апреле-мае 1991 г. в Геташенском подрайоне Аз.ССР азербайджанские власти, при активном участии внутренних войск СССР и армейских частей, осуществили насильственную депортацию армянского населения с исконных земель (см. операция ”Кольцо”). Одновременно совершались нападения на приграничные населенные пункты, которые привели к многочисленным человеческим жертвам и разрушениям. Для обсуждения сложившейся ситуации Верховный Совет Арм.ССР обратился в Верховный Совет СССР с требованием созвать внеочередной съезд народных депутатов. Однако ВС СССР отклонил это требование.
    30-го августа 1991 г.Азербайджанская ССР объявила о своем выходе из состава СССР. НКАО, используя исторический шанс и свое конституционное право, 2-го сентября 1991 г., на совместном заседании областного совета и районного совета Шаумянского района, провозгласила Нагорно-Карабахскую Республику. 22-го сентября, в сопровождении президента Азербайджана А.Муталибова, с миротворческой миссией в Степанакерт прибыли президент РФ Б.Ельцин и президент Казахстана Н.Назарбаев. На следующий день по их инициативе в Железноводске между делегациями РА, АР и НКР состоялись переговоры и было принято совместное коммюнике ( см. Железноводское коммюнике). Однако эта посредническая инициатива также не привела к улучшению ситуации в Нагорном Карабахе. Азербайджан ужесточил артиллерийские обстрелы и нападения на армянские населенные пункты, что привело к многочисленным жертвам и новым разрушениям. В ноябре 1991 г. войска МВД СССР и члены Оргкомитета покинули НКР, после чего 23-го ноября Верховный Совет Азербайджана принял закон об упразднении НКАО. Районы НКАО были переименованы и переведены в подчинение вновь созданным административным центрам. Комитет конституционного надзора СССР осудил и отклонил этот закон как акт, нарушающий статус НКАО, закрепленный Конституцией СССР.
    10-го декабря 1991 г. в НКР был проведен общереспубликанский референдум. 98% из участвующих в референдуме проголосовали за независимость НКР, и это стало поворотным этапом в истории карабахской борьбы. 28-го декабря в НКР прошли выборы ВС, и первым председателем Верховного Совета НКР стал А.Мкртчян. 6-го января 1992 г. новоизбранный законодательный орган, исходя из принципа права наций на самоопределение и основываясь на проявленной посредством референдума свободной воле народа НКР, принял декларацию о государственной независимости.
    Со второй половины 1992 г. и, особенно, после прихода к власти Народного фронта (март 1992 г.) Азербайджан расширил фронт военных действий против НКР, используя оставшуюся в огромных количествах от российской армии тяжелую военную технику, средства массового уничтожения и военные самолеты. Ужесточились также бои, продолжающиеся по всей линии армяно-азербайджанской границы. В мае 1992 г. ССО НКР освободили город Шуши, затем подавили огневые точки Лачина, открыв “Гуманитарный коридор”, связывающий НКР с Арменией. Позднее, в июне 1992 г., азербайджанской армии удалось захватить Шаумянский район (3-14 июня), большую часть Мартакертского района, который почти год оставался в оккупации. В феврале 1993 г. силы АО перешли в контрнаступление, и только в июне удалось освободить Мартакертский район. В конце 1993 г. карабахским войскам удалось взять под контроль отрезок железной дороги от Хорадиза до границы с Арменией, что позволило создать по всей линии южной границы пояс безопасности.
    В 1994 г. Азербайджан, перейдя в наступление по всей линии фронта, попытался вновь овладеть ситуацией. Тяжелые бои шли на территории, раскинувшейся от Омарского перевала до реки Аракс. 18-го февраля 1994 г. северный отрезок фронта, включая Омарский перевал, полностью перешел под контроль карабахских сил. В апреле, благодаря контрнаступательным действиям, развернутым на с
     
  2. lilyo4ek

    lilyo4ek

    Регистрация:
    5 апр 2007
    Сообщения:
    5.034
    Симпатии:
    0
    :arrow: ZIKO

    да....кстати, о4ень занимательно 4итать сведения о карабахе с разли4ных мнений))))))))
    спасибо за информацию, я стала более образованней
    в сфере Истории Карабаха
     
  3. Gayane79

    Gayane79

    Регистрация:
    31 мар 2008
    Сообщения:
    3
    Симпатии:
    0
    Род занятий:
    юриспруденция
    Адрес:
    Волгоград
    Огромное спасибо за информацию! А продолжение будет?
     

Поделиться этой страницей