ОСАГО: изменение коэффициентов

Тема в разделе "Юридическая консультация", создана пользователем saccentom, 21 мар 2009.

  1. saccentom

    saccentom

    Регистрация:
    16 фев 2009
    Сообщения:
    27
    Симпатии:
    0
    Правительство изменило коэффициенты по ОСАГО: с 25 марта для жителей некоторых областей страны автогражданка значительно подорожает. Кроме того, неприятный сюрприз ждет водителей с небольшим стажем и владельцев маломощных автомобилей — финансовая нагрузка на них также возрастет.

    Участники страхового рынка уже несколько лет добиваются изменения коэффициентов и тарифов по атогражданке, но «достучаться» до Минфина им удалось только сейчас. Возможно, процесс ускорило принятие поправок в закон об ОСАГО, которые вступили в силу с 1 марта 2009 года. Введение системы прямого возмещения убытков и «европротокола», по мнению страховщиков, сделало автогражданку абсолютно невыгодной.

    Впрочем, автомобилистам есть что ответить на подобные замечания страховых компаний: как известно, платить страховщики не любят, а потребовать дополнительные деньги за свои услуги готовы всегда. Большинство отечественных автовладельцв смирились с тем, что покупать страховки необходимо. Но вот зачем нужно ОСАГО, понимают немногие, и поэтому переплачивать за автогражданку не желают.

    Тем не менее, как это часто бывает, правительство пошло навстречу бизнесу, а не гражданам. Изменения коэффициентов по ОСАГО коснулись многих городов России, но больше всего — северные регионы. Территориальный коэффициент в Якутске, Ханты-Мансийске, Сургуте и Архангельске вырос на 0,6 пунктов. Чуть меньше пострадают жители Хабаровска, Челябинска, Краснодара, Нижнего Новгорода, Южно-Сахалинска, Новороссийска и Череповца — здесь территориальный коэффициент увеличился на 0,3 пункта. При этом в двух столицах, а также Московской и Ленинградской областях коэффициенты остались прежними.

    Владельцам малолитражек «досталось» независимо от региона — коэффициенты на такие авто повышены на 0,1-0,2 пункта. Если же автомобиль имеет мощность 100 и более лошадиных сил, страховка будет стоить чуть меньше — коэффициент снижен на 0,1%. В большинстве развитых стран владельцев более экологичных малолитражек всячески поощряют, но в России, как обычно, все наоборот.

    Кроме того, согласно новым поправкам, подорожают страховки для водителей, чей стаж не превышает 3-х лет (раньше «неопытным» автомобилистом в РФ считался человек, получивший «права» в течение последних 2-х лет).

    По оценкам Минфина, после того, как будут повышены некоторые виды коэффициентов, убыточность по ОСАГО значительно снизится, а рост премии по автогражданке вырастет на 10-15%. Однако страховщикам этого недостаточно: они считают, что базовый тариф по автогражданке, на который умножаются коэффициенты, тоже должен быть изменен. На сегодняшний день основной тариф для легковых машин физлиц составляет 1980 руб. Как и повышающие коэффициенты, он не менялся в течение 5 лет с момента введения системы ОСАГО. Между тем, закон об автостраховании предусматривает возможность менять тарифы раз в полгода. Как поясняют страховщики, за последние годы автомобильный рынок РФ значительно преобразился: на улицах появилось много новых иномарок, чинить которые становится все дороже. В результате объемы выплат страховых компаний значительно выросли, а увеличение сборов по ОСАГО изменилось незначительно.

    «Можно предположить, что принятые решения об изменении ряда коэффициентов помогут лишь частично сбалансировать убыточность в целом по рынку, уменьшив ее показатели на отдельных критичных сегментах, но к радикальному изменению ситуации не приведут», — сообщили «Росбалту» в СК «Росно». По мнению представителя страховой компании, необходимо корректировать и базовые тарифы. В качестве примера страховщик привел европейские страны, где стоимость полиса ОСАГО сравнима со стоимостью полиса КАСКО.

    Между тем, рост убыточности по автогражданке в России связан не только с увеличением количества дорогих машин и объемов выплат. Некоторые отечественные страховщики ОСАГО еще в самом начале своей деятельности слишком увлеклись развитием агентской сети, от чего сейчас страдает их финансовая устойчивость и, собственно, рентабельность автострахования.

    Как поясняет директор по развитию страхового брокера «Малакут» Андрей Локшин, страховщики изначально платили агентам слишком большие комиссии. «Я знаю компанию, в которой страховщик из первой десятки платил комиссию около 40% по ОСАГО. Практически все страховые компании платят комиссию выше установленной», — сообщил Локшин. По его словам, через 1-2 года после введения ОСАГО большинство крупных компаний старались навести порядок в этой области. Однако окончательно урегулировать эту сферу страховщикам, агентам и брокерам так и не удалось. «Размер комиссии влияет на объем продаж. Так что если ты уменьшишь комиссии агенту, а твой конкурент — нет, то продажи будут у конкурента. Поэтому борьбу с убыточностью по ОСАГО страховщикам следовало бы начинать с урегулирования именно этого вопроса и приведения выплат комиссии агентам в соответствии с действующим законодательством», — уверен эксперт.

    В условиях замедления роста рынка автострахования стало очевидно, что сформировать достаточное количество резервов, которые позволили бы пережить сложные времена, не удалось. Собранные в первые годы средства не оседали в страховых фондах, а выплачивались многочисленным агентам. Так что теперь страховщики ищут новые способы заработать на автостраховании, и самый простой из них — достать деньги из карманов автомобилистов.

    Однако следует понимать, что граждане, которых вынуждают больше платить по обязательным видам страхования, зачастую решают сэкономить на добровольных страховках. Между тем, именно добровольное, а не обязательное страхование в последние годы является локомотивом рынка и приносит его участникам наибольшую прибыль. Получается, что повышая цены на отдельные виды полисов, страховые компании в итоге отбирают деньги у самих себя.
     

Поделиться этой страницей