Армянское язычество

Тема в разделе "Религия", создана пользователем КАХЕЕЦ, 12 май 2007.

  1. OpusDei

    OpusDei

    Регистрация:
    12 июл 2008
    Сообщения:
    31
    Симпатии:
    0
    Адрес:
    Урарту
    Учение Христа вышло из родоверия? Вам сколько лет можно поинтересоваться? Так по сообщениям максимум лет 9 дам.

    После этого бреда думаю даже не стоит продолжать.
     
  2. Арараджа

    Арараджа

    Регистрация:
    1 май 2007
    Сообщения:
    474
    Симпатии:
    0
    Так я и не отрекаюсь от своих слов. Поймите одну простую вещь, под христианством ( а точнее иудейством) я понимаю еврейское расовое учение, ставящее всех гоев (неевреев) в статус рабов (почитайте хотя бы Ветхий Завет).
    А учение Христа (он был арием) - это наше учение арийское. Христос не был евреем, поэтому иудеи его распяли. Жиды ( а имеено так их надо называть) ненавидят всю арийскую культуру (в том числе армянскую), поэтому они на протяжеении всей истории яростно боролись против всего арийского, светлого. Жиды испокон веков поклонялись дьяволу - Яхве. Иисус Христос в Новом Завете сказал про жидов : "Отец ваш Дьявол и вы хотите нести похоти отца Своего".

    Не путайте христианство (жидовство) и Учение Христа ( Учение Ариев)!!!!!!
     
  3. Арараджа

    Арараджа

    Регистрация:
    1 май 2007
    Сообщения:
    474
    Симпатии:
    0
    Ознакомьтесь пожайлуста сначала с древними текстами евангелия ( т.н. Апокрифами) тогда может быть ваш интеллектуальный уровень повысится)))))
     
  4. Rabbit

    Rabbit

    Регистрация:
    26 окт 2006
    Сообщения:
    1.750
    Симпатии:
    0
    Адрес:
    Moscow city
    Пацаны вы че-то погорячились.У каждого есть право верить во что-то или не верить, если верить то во что верить тоже каждый в праве выбрать сам.Уважайте друг-друга, если ваши мировоззрения не совпадают с мировоззрениями кого-то, можно лишь высказать свое мнение и не обязательно переходить на личности. Сколько у нас вокруг атеистов, язычников, християн, мусульман, буддистов, даосистов и тд.... у меня весьма оригинальные взгляды на Бога и религию, если кому интересно я готов побеседовать о своих взглядах, если нет живу тихо мирно со своей верой и уважаю всех вышеперечисленных групп людей.Согласителсь в каждой религии есть своих орошие и плохие стороны!!!!
     
  5. Арараджа

    Арараджа

    Регистрация:
    1 май 2007
    Сообщения:
    474
    Симпатии:
    0
    Arevihach chachkari vra

    [​IMG]

    ARARAT ARINERE

    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]

    HAY TARER

    [​IMG]

    ARCIV - HAY ARIAKAN

    [​IMG]
     
  6. Арараджа

    Арараджа

    Регистрация:
    1 май 2007
    Сообщения:
    474
    Симпатии:
    0
    Ваагн
    Ваагн (Vahagn), Вахагн — бог грозы и молнии, предок армян.

    В эллинистическую эпоху, Ваагн отождествлялся с Гераклом. Ваагн суровой зимой украл у родоначальника ассирийцев Баршама солому и скрылся в небе. На своем пути он ронял мелкие соломинки и из них образовался Млечный Путь, по-армянски — «дорога соломокрада».[2].

    Мкртич Нагаш

    «Рождение Ваагна
    Небеса и Земля были в муках родин,
    Морей багрянец был в страданье родин,
    Из воды возник алый тростник,
    Из горла его дым возник,
    Из горла его пламень возник,
    Из того огня младенец возник,
    И были его власы из огня,
    Была у него брада из огня,
    И, как солнце, был прекрасен лик»
    Арамазд — верховный бог, Творец. Анаит (Нар) — богиня (дицуи) материнства и плодородия, дочь Арамазда. В армянском фольклоре Анаит изображалась с младенцем в руках, с внешностью и одеянии армянской женщины. Ваагн — бог (диц) войны, мужества и грозы. Он совокупность четырех стихий — воздуха, земли, воды и огня. Вот как описывалось рождение Ваагна в армянском фольклоре:

    Аждахак. Алы (алк). Аматор и Ванатур. Анахит (Анаит). Анушаван Сосанвер. Ара Гехецик (Ара Прекрасный). Арагац. Аралезы (Арлезы). Арам. Арамазд. Артавазд. Арэв (Арэгак). Арэваманук. Астхик. Ачуч-Пачуч (Ачоч-Мачоч). Баршамин (Баршимниа, Баршам). Бахт. Вахагн (Ваагн). Вишапы. Габриел Хрештак. Гишерамайрер. Горнапштикнер (горнадапнер, хортылакнер). Грох. Деметр и Гисанэ. Дэвы. Ерванд и Ерваз. Жук у Жаманак. Каджи. Карапет. Куркик Джалали. Лусин. Мардагайл. Масис. Михр (Мгер). Нанэ. Немрут. Пахапан хрештак. Санасар и Багдасар. Саркис. Спандарамет. Тир. Торк Ангех. Уруаканы. Хазаран блбул. Хайк. Цовинар. Чарки. Шамирам.

    Аждахаки и Вишапы (арм. վիշապներ, Вешапы, Аждахаки) — высокие каменные изваяния (менгиры), встречающиеся в странах Закавказья (главным образом в Армении) и в восточной Турции. Вишапы вытёсывались из камня, высотой до пяти метров и, как правило, имели форму рыб, реже — форму растянутой на кольях шкуры быка. Вишапы были воздвигнуты не позднее начала I тысячелетия до н. э. и, вероятно, связаны с древними культами воды и плодородия. Название «вишап» (иранского происхождения) памятники, вероятно, получили значительно позже, не ранее конца I тысячелетия до н. э.


    АРАЛЕЗЫ (Арлезы)
    Аралезы — в армянской мифологии духи, происходящие от собаки. Они спускаются с неба чтобы зализать раны убитых в сражении и воскресить их. Так аралезы воскресили Ара Прекрасного, убитого Семирамидой. Языческие армяне верили в существование духов-аралезов, содействовавших воскресению павших в бою. Эти духи, по выражению Фавста, сходили и лизали раны убитого на поле сражения, возвращая ему жизнь. Этимология слова «аралез», как пишет Езник, вполне определяет роль этих духов. Оно состоит из «иар» — беспрестанно и «лез-ум» — лиз

    АРАМ
    Арамейский Дамаск (Арам) — древнее арамейское государство Сирии. Существовало около X до н. э. — 733 до н. э.


    АРАМАЗД
    Арамазд — верховный бог в древнеармянском пантеоне, отец богов (дицов). Его имя представляет иранизацию первоначального собственно армянского имени Ара, и происходит от имени иранского Ахура-Мазды (Ормазд), Бога зороастрийцев, являющегося, согласно зороастрийской религии, Всеблагим Творцом мироздания. Его противником, который должен погибнуть в Конце Времен, является Ангхро-Манью (Ахриман), который в армянском язычестве отсутствует, как отсутствует и монотеизм, чем армянская языческая религия принципиально отличается от иранского зороастризма. Мовсес Хоренаци сообщает, что в армянском пантеоне существовало четыре Арамазда. В эллинистический период Арамазд в Армении сопоставлялся с Зевсом.


    АРЭВ (Арэгак)
    Арэв, Арэгак — «Солнце», в переносном значении — «жизнь». В армянской мифологии: персонификация Солнца, иногда в виде колеса, излучающего свет, чаще в образе юноши. Согласно мифам, дворец Арэв находится на Востоке, на краю света. Вечером, воспламенённый и усталый, Арэв возвращается к матери (заход Солнца по-армянски — «майрамут», «вход к матери»). Арэв купается, мать вытаскивает его из воды, укладывает в постель, кормит грудью. Отдохнув, он снова пускается в путешествие. По другому мифу, Арэв купается и отдыхает в озере Ван, на дне которого находится его ложе. Перед рассветом ангелы облачают Арэв в огненную одежду. Когда Арэв умывается, горы и равнины покрываются росой. На высокой горе на Востоке поднимаются 12 телохранителей Арэв и огненными посохами ударяют по горе, которая вместе с другими горами преклоняет свою голову перед царём Арэв. Тогда Арэв, голова которого покрыта огненными волосами, поднимается на небо. По некоторым мифам, Арэв сопровождает огромная птица, её крылья раскрыты, чтобы от лучей Арэв не загорелась Земля. Арэв мчится по небосводу, сидя на льве. Лев своим огромным мечом защищает его от злых духов. Культ Арэв с древних времён был распространён среди армян. В V веке до н. э. в жертву богу Солнца приносили лошадей. Ещё в XII веке в Армении существовали сектанты — солнцепоклонники (арэвордик), преследуемые армянской христианской церковью. Восьмой месяц древнеармянского календаря и первый день каждого месяца назывались Арегом (то есть Арэв). Следы культа Арэв сохранились в народных молитвах и клятвах до XX века.


    АНАИТ (Анахит)
    АНАИТ (Анахит) в армянской мифологии богиня-мать, богиня плодородия и любви; дочь (или жена) Арамазда. Культ Анахит возник в Армении, вероятно, под влиянием распространённого у различных народов Древнего Востока культа богини-матери. Возможно, первоначально Анаит и Астхик были именами одного божества. Постепенно Анаит и Астхик стали почитаться как две различные богини. С именем Анаит стал связываться в первую очередь культ плодородия (в этом сказалось влияние иранской богини Ардвисуры Анахиты.)', изменяется и характер культа Анаит.: он теряет свой первоначально оргиастический характер. Её именуют «великая мать», «великая госпожа», «мать целомудрия», считают покровительницей армян. Культ Анаит был широко распространён в Армении до официального принятия христианства. Ей были посвящены многочисленные храмы (в храме в Ериза, современный Эрзинджан в Турции, была воздвигнута статуя Анаит из золота).


    АСТХИК
    Астхик (Астгик или Астлик) (от армян. звёздочка) — в армянской мифологии богиня (дицуи) любви и красоты, возлюбленная бога грозы и молнии Вахагна (Ваагна). Её главный храм в Аштишате (к северу от современного города Муш в Турции) назывался «спальня Вахагна». По старым преданиям, Астхик считалась покровительницей девушек и беременных женщин. Согласно легенде, Астхик во время купания простирала туман над священной для армян рекой Арацани (нынешний Мурат или Восточный Евфрат), дабы засевшие на берегу молодцы не видели её наготы. Историк Агатангелос отождествляет Астхик с Афродитой, чем определяет её место в пантеоне армянских богов. Интересно и то, что культ Астхик был связан ещё и с орошением садов и полей и снабжением сел водой. Легенды рассказывают о превращении Астхик в рыбу — хорошо сохранившиеся каменные рыбообразные изваяния, называемые вишапами, представляют собой предметы культа Астхик. До сих пор в Армении празднуют праздник Вардавар (дословно: «праздник роз» или, по другой интерпретации — «водная война»), посвящённый Астхик, во время которого люди обливаются водой и дарят друг другу розы. Изначально этот праздник приходился на день летнего солнцестояния (22 июня). Имя Астхик является уменьшительно ласкательным к армянскому слову астх — звезда и переводится как «звёздочка». Это имя восходит к символу богини Афродиты (Венеры) — планете Венера. С распространением в Армении христианства Астхик стала рассматриваться как сестра сыновей Ноя — Сима, Хама и Иафета.


    БАРШАМИН
    Баршамин, Баршимниа, Баршам, в армянской мифологии божество, выступающее противником богов и героев (Вахагна, Арама и др.). Образ восходит, по-видимому, к западносемитскому Баалшамему, культ которого был распространён в Армении. Построенный в честь Б. храм и статуя из слоновой кости, вывезенная из Месопотамии Тиграном II (1 в. до н. э.) и установленная в селении Тордан (к юго-западу от современного города Эрзинджан в Турции), были разрушены после принятия в Армении христианства (4 в.).


    ВАХАГН (Ваагн)
    Вахагн (Ваагн) — древнеармянский бог-драконоборец. В имени этого бога содержится тот же индоевропейский корень, что и в имени иранского бога Вертрагна и парфянского Вархагна. В святилище на горе Немруд в Коммагене (Заевфратье), южнее Малатии, он назван Артагнесом и идентифицирован с Гераклом, так же, как и у Фавтоса Бузанда, армянского историка IV векa. Любопытно, что у Мовсеса Хоренаци он выступает в качестве человеческого существа, сына Тиграна Ервандяна (хотя тут же в гимне выявляется его божественная сущность и описывается его рождение из лона природы — из ствола огнедышащего тростника), подобно тому, как в греческой мифологии Геракл, с которым Вахагн тут же сопоставляется, был человеком, сыном бога Зевса и смертной Алкмены, и лишь впоследствии был обожествлён и взят на Олимп. Основной храм Ваагна находился в Аштишате, где культ Ваагна был традиционной прерогативой княжеского рода Вахевуни (или Вахнуни).


    ГИШЕРАМАЙРЕР
    Гишерамайрер — в переводе «Матери ночи». В армянской мифологии: персонификация ночной тьмы, злые ведьмы, со дня создания мира со змеями в руках преследующие Солнце. Вечером Гишерамайрер поднимаются из-под гор вверх на землю, чтобы поймать Солнце, но оно уже заходит. Тогда они все начинают дуть, и мир покрывается тьмой. Гишерамайрер группами ищут Солнце в лесу, в горах, в деревнях. Не найдя его, через разрушенные мельницы и высохшие родники они спускаются под землю и продолжают поиски там. Едва они спускаются вниз, как на востоке поднимается Солнце. Если бы Гишерамайрер удалось увидеть Солнце, погибли бы все люди, а земля покрылась бы змеями (тьмой).


    ДЕМЕТР И ГИСАНЭ
    Гисанэ — в армянской мифологии умирающий и воскресающий бог животворящей природы, ипостась Диониса. Другое наименование — Ара Прекрасный. Служители в храме Гисане назывались гусаны. Это наименование перешло в эллинистической Армении на актёров, так как театральное искусство было связано с культом предков. Обряд погребения Гисане с участием гусанов был перенесён в церемонии похорон представителей знати. Дзайнарку-гусаны (оплакивающие) изображали подвиги усопшего «пением, показом и танцем под звуки пандпра» (Мовсес Хоренаци, V век).


    Лусин
    Лусин (в переводе «Луна») — в армянской мифологии: антропоморфная персонификация Луны. Согласно мифу, однажды юноша Лусин попросил у матери, державшей в руках тесто, булочку. Рассерженная мать дала пощёчину Лусин, от которой он взлетел на небо. До сих пор на его лице видны следы теста. По народным поверьям, фазы Луны связаны с циклами жизни царя Лусин: новолуние — с его юностью, полнолуние — со зрелостью; когда Луна убывает и появляется полумесяц, наступает старость Лусин, который затем уходит в рай (умирает). Из рая он возвращается возрождённым (мифологема умирающего и воскресающего бога). Во многих мифах Лусин и Арэв (персонификация Солнца) выступают как брат и сестра. Культ Луны у армян был широко распространён. Новолунию приписывалось магическое действие, как плодотворное (способность исцелить от ряда болезней и др.), так и вредное (дурное влияние на новорождённых); к нему приурочивались культовые церемонии и моления. Солнцу и Луне были поставлены многие храмы, главный из который находился в Армавире (столица и религиозный центр древнеармянского государства).





    НАНЭ (Нанэа)
    Нанэ (Нанэа) в армянской мифологии богиня, дочь верховного божества Арамазда. Имя Н. восходит к имени аккадской богини Нанайи. Предполагают, что в Армении почитание Н. было перенято от сирийцев. Культ Н. переплетался, по-видимому, с культом богини-матери Анахит, Н. чтилась также как Великая мать (в народной армянской речи имя Н. приобрело нарицательное значение — бабушка, мать). Скорее всего, Н. были присущи функции богини войны: в эллинистическую эпоху она отождествлялась с греческой Афиной.





    ШАМИРАМ
    О Шамирам-Семирамиде в древности существовало множество мифов и легенд, часть которых дошла до нас в трудах греческих авторов Ктесия, Диодора и др. По сказаниям Ктесия, Семирамида — дочь богини Деркето, вскормленная и воспитанная голубями, сделавшаяся женой правителя Сирии Онна, отбитая у последнего ассирийским царем Нином и после смерти Нина севшая на ниневийский престол. Древние авторы приписывают ей основание Вавилона, возводят к ней не только все ассиро-вавилонские памятники, но и персидские, и даже пирамиды, не говоря уже о висячих садах и путях сообщения через горные страны. Ей же приписываются походы и завоевания до самой Индии и оазиса Амона. Рассказывали, что она улетала в виде голубя, когда ее сын Ниний стал покушаться на ее жизнь. По другим, она была им убита. Много говорили о ее любовных делах. Во всем этом нельзя не видеть сочетания неверно понятых мифов Иштар с воспоминаниями об ассирийском периоде, олицетворенном в Семирамиде. Последнее объясняется, может быть, тем, что Ктесий писал по мидийским источникам. Мидяне познакомились с ассиро-вавилонской культурой в царствование Рамман-Нирари III, женатого на вавилонской царевне Саммурамати, и, вероятно, соединили с именем царицы, занимавшей исключительное в истории Ассирии положение, представление о поразившей их, тогда еще находившихся в примитивном состоянии, цивилизации и государственности. Эти сказания Ктесия оказали, по-видимому, существенное влияние на соответствующий рассказ о Шамирам у Мовсеса Хоренаци. Однако последний сохранил для нас также элементы армянских сказаний о Шамирам, сложившихся в самой Армении и связывающих ее деятельность с сооружением города Ван, канала, подводящего к нему питьевую воду, и, главное, с армянским вождем Ара Прекрасным. Исследователи считают, что в лице Ара Прекрасного выступает древнеармянское божество умирающей и воскресающей природы, подобные которому существовали у многих народов мира (Таммуз, Адонис, Осирис и др.).





    БОГИ
    Анаит (Anahit) — Женщина средних лет, благородной внешности, стройная, златовласая (светлые, золотистые длинные волосы собранные в прическу в античном стиле), голубоглазая, в белых одеждах (наподобие туники), с золотым поясом, ожерельем и серьгами. Арамазд (Aramazd) — Пожилой седовласый мужчина с короткой бородой, благородной внешности, дежит в правой вытянутой вперед и вверх руке блестящее кольцо (круг), а в левой пучок молний. Астхик (Astghik) («звездочка») — Молодая, стройная и очень красивая девушка, с длинными светлыми волосами с гордо приподнятыми бровями. В полуобнаженном виде. Арэв (Arew), Арег, Арегак («солнце», в переносном значении «жизнь») — Рыжий, с лицом, покрытим веснушками, улыбающийся юноша. Ваагн (Vahagn), Вахагн — Огнекудрый (красновато-рыжий?) и огнеглазый (?) молодой мужчина, в одежде воина, с огненным мечом в правой руке и со щитом в левой. Михр (Mihr), Мгер (имя восходит к Митре) — У армян бог небесного света. Исполин, наделенный богатырской силой Цовинар (Tzovinar), Цовян («морская») — Морская богиня, с длинными темными и волнистыми волосами (в них редкие водоросли и лилии). Она посылает людям живительный дождь.





    ГЕРОИ
    Айк (Hayk) — Высокий и стройный мужчина лет 35, с классическим лицом. Гордый, открытый и немного суровый взгляд. В руках лук и колчан со стрелами за спиной. Ара Гехецик (Ara Geghecik) Ара Прекрасный — Прекрасный и молодой мужчина. В царской одежде и с короной на голове. Светлые волосы и глаза. Шамирам (Shamiram) — Ассирийская царица. Гордая, капризная, с волевым и немного жестоким взглядом, брюнетка.


    ДУХИ
    Аждаак (Ajdahak) — Человеко-вишап (полудракон). Арагил (Aragil) («аист») — Защитник полей. Согласно некоторым мифам, в стране своего обитания Арагил — люди, земледельцы; они надевают перья перед перелетом в Армению; улетая из нее, приносят в жертву богу одного из своих птенцов. Вишап (Vishap) — Крылатый дракон, с огненной пастью. В армянских мифах, драконы, хтонические существа (в древней Армении изображались в виде огромной рыбы). Грох (Grogh) («пишущий», «записывающий») — В армянских мифах дух смерти, персонификация, ипостась духа смерти Огеара. Грох на лбу человека при его рождении записывает его судьбу (определяет которую Бахт); на протяжении жизни человека Грох отмечает в своей книге его грехи и благие поступки, которые должны быть сообщены на божьем суде. Дэв, Дайва (авестийский), Див (фарси), Деус — Злой дух, великан покрытый шерстью. Очнеь напоминает циклопов, но в отличие от них двуглазый. Жук у Жаманак (Juk u Jamanak) («время») — Персонификация времени. Жук у Жаманак — седовласый старик, сидит на вершине высокой горы (на небе). Держит в руках два клубка — белый и черный. Он спускает по одной стороне горы один клубок, при этом его разматывая, второй клубок он сматывает, поднимая его по другой стороне горы. Когда белый клубок (символизирующий день, дневное небо), разматываясь, доходит до низу, — светлеет и восходит солнце. Когда Жук у Жаманак сматывает белый клубок, а черный (символ ночи, ночного неба), разматывая, спускает вниз, — темнеет и заходит солнце. Мардагайл (Mardagayl) («человек-волк») — Человек-оборотень (обычно женщина-оборотень), обладающий способностью превращаться в волка. Амбару (Hambaru) — Дух амбаров и хлевов. Требуют к себе доброго отношения, в противном случае мстят хозяевам строений. Пай (Pay), Тнапай, Антарапай, Мардапай, Пайапис — Дух-хранитель, домовой. В зависимости от отношения к нему, может быть добрым или вредным. Различались разный виды пайев в зависимости от названия: Тнапай — домовой, Антарапай — леший, подобный греческому пану (он также подобен дикому козлу). Пери (Pheri) — Прекрасная фея. Пери всегда отличается особой красотой, что в некоторых случаях может оказаться губительным для человека.





    ИСТОКИ АРМЯНСКОЙ ПОЭЗИИ
    (Предание о Айке и миф о Ваагне)

    Армянская мифология Хронология Пантеон армянских богов (дицов) формировался во времена зарождения протоармян, унаследовал и в начальном этапе своего существования сохранял основные элементы язычества индоевропейских (арийских) племен. Начальным культом поклонения являлась некая непостижимая высшая сила, разум, называемый Ар. Физическим воплощением Ар было Солнце (Арев), которому поклонялись древние армяне и называли себя ареворди (арм. чада Солнца). С древнейших времен культ поклонения Солнцу занимал особое место в армянском язычестве, существуя вне времени и вне истории развития язычества.

    С течением времени армянский пантеон обновляется, и появляются новые божества, имеющие армянское, а не общеарийское происхождение. Здесь Богом-Творцом, олицетворением высшей силы, главой армянского пантеона выступает Айк, прототип легендарного Айка Лучника. Верховным богом армянского пантеона считался также Ванатур (по мнению Г. Алишана), которого позже заменил Арамазд. Последний же появился под воздействием зороастризма (маздеизма), частично сохраняя исконно армянскую сущность, заключая в себе также элементы зороастризма — Арамазд (в зороастризме верховным богом является Ахура-Мазда). Аналогичным образом исконно армянской богине плодородия и материнста Нар заменила Анаит (в зороастризме богиня плодородия — Адвисура-Анаита), хотя по мнению некоторых ученых (в частности М. Абегяна) Анаит исходит к псевдониму ассирийской богини Иштар — Анату. Армянский пантеон


    Ваэ — бог (диц) Солнца. Астхик — богиня (дицуи) любви и воды. Астхик изображалась как прекрасная женщина, часто купаясь в воде обнаженной. По легенде, после любовных встреч Астхик и Ваагна шел дождь, питая поля и сады, принося людям обильный урожай. До сих пор отмечается посвященный Астхик праздник — Вардавар. Нанэ — богиня (дицуи) материнства и мудрости. Тир — бог (диц) науки и образования. Ванатур — бог (диц) гостеприимности. Аманор — божество, олицетворяющее Новый год. Миhр — бог (диц) чистоты, доброты и справедливости. Изображался в виде молодого мужественного человека, борющимся с быком. Сандарамет (Ангех) — бог (диц) подземного царства. Торк Ангех — божество, сын Ангеха. Изображался как высокий, уродливый и в то же время обладатель нечеловеческой силы человек.
     
  7. Арараджа

    Арараджа

    Регистрация:
    1 май 2007
    Сообщения:
    474
    Симпатии:
    0
    ԱՐԱՄԱԶԴ

    Հին հայերի գերագույն աստվածն էր Արամազդը, երկնքի և երկրի արարիչը, բոլոր աստվածների հայրը։ Նա կոչվում էր «Մեծ և արի Արամազդ», որի գլխավոր սրբավայրը գտնվում էր Հին Հայաստանի պաշտամունքային կենտրոններից մեկում՝ Անի Կամախում։ Այնտեղ էին գտնվում հայոց Արշակունի թագավորների տոհմական դամբարաններն ու գանձերը։[/quote]

    [​IMG]
     
  8. Арараджа

    Арараджа

    Регистрация:
    1 май 2007
    Сообщения:
    474
    Симпатии:
    0
    ԱՆԱՀԻՏ

    Արամազդի դուստրն էր կամ կինը Անահիտը՝ հայոց ամենասիրելի և պաշտելի դիցուհին։ Նա մայր աստվածուհի էր, պատկերվում էր երեխան գրկին՝ հայ մայրերին կամ կանանց հատուկ գլխի հարդարանքով, մինչև ուսերը իջնող գլխաշորով։ Նա կոչվում էր «Մեծ տիկին Անահիտ», բոլոր տեսակ խոհեմությունների ու պարկեշտությունների մայր, մարդկանց բարերար, հայ ժողովրդին պահող ու փառաբանող։ Հավատում էին, թե նրա շնորհիվ միշտ եղել է, կա ու գոյություն կունենա Հայոց աշխարհը։ Հայ թագավորները որևէ գործ ձեռնարկելիս Մեծ տիկին Անահիտից էին հովանավորություն և առողջություն հայցում։ Իբրև մայր աստվածություն Անահիտը մայրության, բերքի և պտղաբերության սրբազան մարմնացումն էր։ Նա Արամազդի և Վահագնի հետ միասին հայկական դիցարանում կազմում էր աստվածային սուրբ երրորդություն։

    Հին Հայաստանում լայնորեն սիրված ու տարածված էր Անահիտի պաշտամունքը. Եկեղյաց գավառում, Տարոնում, Վասպուրականում, Արմավիրում, Արտաշատում կառուցված էին Անահիտի տաճարները։ Ամենանշանավորը Եկեղյաց գավառի Երիզա ավանի (հետագայում՝ Երզնկա) Անահիտի տաճարն էր, որին նվիրաբերում էին սպասավորներ ու սպասուհիներ։ Մեծահարուստ և նշանավոր ընտանիքները իրենց հասուն դստրերին նվիրում էին այդ տաճարին, որտեղ որոշ ժամանակ ծառայելուց հետո միայն նրանք իրավունք ունեին ամուսնանալու։ Անահիտի սրբավայրերին նվիրում էին նաև պիսակավոր (ճակատին սպիտակ նշան ունեցող) երինջներ, որոնք նախիրներով արածում էին նրա տաճարների շուրջը։

    Երիզա ավանի տաճարում էր դրված Անահիտի ոսկեձույլ արձանը, որի համար էլ Անահիտին կոչում էին Ոսկեծղի (ոսկեբազուկ), Ոսկեհատ, Ոսկեծին–Ոսկեմայր։ Նրա արձանին ծառերի թավ ու թարմ ճյուղերից հյուսված պսակներ էին դնում։ Այդ ոսկեձույլ արձանն այնքան մեծ էր, որ երբ հռոմեացի զորավար Մարկոս Անտոնիոսը մեր թվականությունից առաջ 34 թ. իր պարթևական արշավանքի ժամանակ մտնում է Երիզա ավանը, նրա զինվորները ջարդում են Անահիտի ոսկեձույլ արձանը, կտոր-կտոր անելով, բաժանում իրար մեջ և տանում Հռոմ։ Այդ ավարին մասնակցած հռոմեացի մի զինվոր ճոխ ճաշկերույթ է կազմակերպում Օգոստոս կայսեր պատվին։ Երբ կայսրը հարցնում է Անահիտի արձանի մասին, զինվորը պատասխանում է, թե ինքն է եղել առաջինը արձանի վրա հարձակվողներից, և այդ ճաշկերույթի ծախսը հոգացել է Անահիտի արձանի սրունքի մի կտոր ոսկով։
     
  9. Арараджа

    Арараджа

    Регистрация:
    1 май 2007
    Сообщения:
    474
    Симпатии:
    0
    ՎԱՀԱԳՆ

    Հայոց դիցարանի երրորղ աստվածն էր Վիշապաքաղ Վահագնը, մի վառվռուն ու խարտյաշ պատանի՝ հրեղեն մազերով, բոցավառ մորուքով և արեգակնափայլ աչքերով։ Նա ծնվում է տիեզերքի բուռն երկունքի ժամանակ, երբ նրա երեք բաղկացուցիչ մասերը՝ երկինքը, երկիրն ու ծովը բռնվում են երկունքի ցավերով։ Եվ երկունքից շառագունած ծիրանի ծովի մեջ վառվող եղեգնի ծուխ ու բոց արձակող փողից վազելով ելնում է պատանի Վահագնը։

    Երկնում էր երկինքը, երկնում էր երկիրը,
    Երկնում էր և ծիրանի ծովը.
    Երկունքն էր բռնել ծովում նաև կարմիր եղեգնիկին.

    Եղեգան փողից ծուխ էր ելնում,
    Եղեգան փողից բոց էր ելնում,
    Եվ բոցից դուրս էր վազում մի խարտյաշ պատանեկիկ.

    Նա հուր մազեր ուներ,
    Ուներ բոցեղեն մորուք,
    Եվ աչքերն էին արեգակներ1։

    Նա ծնվելուն պես կովի է բռնվում սև ու ամեհի վիշապների դեմ, սպանում նրանց, ազատում տիեզերքը կործանման սպառնալիքից։

    Վահագնը հայերի ամպրոպի ու կայծակի աստվածն էր, որից թագավորներն ու զորավարները քաջություն էին աղերսում։

    Վահագնի գլխավոր պաշտամունքատեղին և սրբավայրը գտնվում էր Տարոնի Աշտիշատում՝ Հին Հայաստանի հոգևոր կենտրոնում։

    Վահագնին հետագայում ժողովուրդը մարդեղենացրել է և դարձրել իր սիրած ու մեծարած Տիգրան Մեծ թագավորի երրորդ զավակը։

    ------
    1 Ստորև տրվում է Վահագնի ծննդյան երգի հին հայերեն բնագիրը. «ԵրկնԷր երկին, երկնէր երկիր,

    Երկնէր և ծովն ծիրանի.
    Երկն ի ծովուն ունէր և զկարմրիկն եղեգնիկ.

    Ընդ եղեգան փող ծուխ ելանէր,
    Ընդ եղեգան փող բոց ելանէր,
    Եւ ի բոցոյն վազէր խարտեաշ պատանեկիկ.

    Նա հուր հեր ունէր,
    Բոց ունէր մօրուս,
    Եւ աչքունքն էին արեգակունք»։

    [​IMG]
     
  10. Арараджа

    Арараджа

    Регистрация:
    1 май 2007
    Сообщения:
    474
    Симпатии:
    0
  11. Арараджа

    Арараджа

    Регистрация:
    1 май 2007
    Сообщения:
    474
    Симпатии:
    0
  12. Арараджа

    Арараджа

    Регистрация:
    1 май 2007
    Сообщения:
    474
    Симпатии:
    0
    ԱՍՏՂԻԿ

    Վահագնի տարփածուն էր Աստղիկ դիցուհին՝ հայոց սիրո և ջրի աստվածուհին, որի պաշտամունքը կապված էր Արուսյակ (Վեներա) մոլորակի հետ։ Աշտիշատում գտնվող նրա տաճարը կոչվում էր «Վահագնի սենյակ», ուր Աստղիկը հանդիպում էր իր սիրած Վահագնին։ Աստղիկի և Վահագնի ամուսնությունը համարվում էր սրբազան. այդ ամուսնության հետևանքով անձրև էր տեղում երկրի վրա, ծաղկեցնում երկիրը, բերք ու բարիք տալիս մարդկանց։

    Աստղիկին պատկերում էին մերկ, չքնաղ գեղեցկուհու տեսքով, հաճախ՝ լողանալիս։ Նա ամեն գիշեր լողանում էր Եփրատ գետում։ Նրա սիրով տարված երիտասարդ տղաները Տարոնի Դաղոնաց սարի վրա գիշերները խարույկներ էին վառում, որպեսզի դրանց լույսի տակ կարողանան տեսնել Եփրատում լողացող դիցուհուն, հիանան նրա չքնաղ գեղեցկությամբ։ Բայց Աստղիկը ամեն գիշեր Տարոնի դաշտը մշուշով էր պատում, որպեսզի իրեն ոչ մի օտար աչք չկարողանա տեսնել։

    Ուշ շրջանի մեկ այլ առասպելով՝ Աստղիկը Նոյի (Քսիսութրիոս) դուստրն է։ Ջրհեղեղից և Նոյի Հայաստան նավարկելուց հետո, աշխարհի տիրակալներն են դառնում Նոյի երեք զավակները՝ Զրվանը, Տիտանը և Հաբեթոսթեն1։ Երբ նրանք ամբողջ աշխարհը բաժանում են իրար միջև, Զրվանը բռնանում է մյուս եղրայրների վրա և կամենում է նրանց երկրներում իր որդիներին թագավորեցնել։ Տիտանն ու Հաբեթոսթեն ըմրոստանում են ավագ եղրոր՝ Զրվանի դեմ և պատերազմի մեջ մտնում նրա հետ։ Տիտանը հափշտակում է Զրվանի երկրների մի մասը։ Այս խռովություններին միջամտում է նրանց քույր Աստղիկը, խնդրելով եղբայրներին դադարեցնել կռիվները։ Տիտանն ու Հաբեթոսթեն համաձայնում են, որ առայժմ իրենց վրա թագավորի ավագ եղբայր Զրվանը, միայն մեկ պայմանով, որ նրանից ծնվելիք բոլոր արու զավակներին սպանեն, որպեսզի հետագայում Զրվանի թագավորությունն իրենց վրա սերնդից սերունդ հավերժական չլինի։ Համաձայնում են, դաշինք կնքում։ Տիտանն ու Հաբեթոսթեն իրենց հզոր մարդկանցից վերահսկիչներ են նշանակում Զրվանի բոլոր կանանց ծննդաբերության վրա։Եվ երբ Զրվանի նորածին արու զավակներից երկուսին սպանում են, Աստղիկը խղճահարվում է և Զրվանի կանանց հետ միասին համոզում մի քանի տիտանների՝ Զրվանի մյուս տղաներին կենդանի թողնել և ուղարկել արևմուտք, այն լեռը, որ կոչվում է Օլիմպոս կամ հայերեն՝ Դյուցընկեց (այսինքն՝ աստվածների ընկնելու տեղ)։

    Աստղիկը Տարոնի կողմերում շինել է տալիս Աստղնաբերդ (համառոտված՝ Ասղնբերդ) ամրոցը իր Զրվան եղբոր ապահովության համար։ Այն հետագայում կոչվեց նաև Մոկաց բերդ։

    Բացի Աշտիշատից, Աստղիկին նվիրված տաճարներ կային Վանա լճի մոտակայքում գտնվող Արտամետ ավանում, Անձևացիք կոչված գավառում, Արտաշատում և այլ տեղերում։ Աստղիկին նվիրում էին վարդեր և աղավնիներ, որոնք սուրբ էին համարվում։ Վարդեր նվիրելու սովորությունից էլ ըստ երևույթին առաջացել է Աստղիկի «Վարդամատն» (վարդե մատներ ունեցող) մականունը։

    Աստղիկի տոնը կատարում էին ամառվա կեսերին, համաժողովրդական մեծ հանդիսություններով ու արարողություններով։ Այդ տոնը կոչվում էր վարդավառ, որ մինչև այժմ էլ կատարվում է ժողովրդի մեջ։ Այդ տոնակատարության ժամանակ Աստղիկին վարդեր էին նվիրում, աղավնիներ թռցնում, իրար վրա ջուր էին ցողում, ուրախանում։

    [​IMG]
     
  13. Арараджа

    Арараджа

    Регистрация:
    1 май 2007
    Сообщения:
    474
    Симпатии:
    0
    ՆԱՆԵ

    Հին հայերի հաջորդ դիցուհին Նանեն է՝ Արամազդի դուստրը, հավանաբար ռազմի աստվածուհի, որի պաշտամունքը սերտորեն կապված էր մայր դիցուհու՝ Անահիտի պաշտամունքին։ Եվ պատահական չէր, որ Նանեի հարուստ տաճարը գտնվում էր Եկեղյաց գավառի Թիլ ավանում, Անահիտի տաճարի մոտակայքում։ Ժողովրդի մեջ մինչև այժմ էլ մեծ մորը, այսինքն՝ տատին, նանե են կոչում, մի բան, որ վկայում է Նանե դիցուհու մայր աստվածության հետ ունեցած կապի և ժողովրդական խավերում նրա անվան ու պաշտամունքի լայն տարածվածության մասին։

    [​IMG]
     
  14. Арараджа

    Арараджа

    Регистрация:
    1 май 2007
    Сообщения:
    474
    Симпатии:
    0
    -Հայրենիքներն ապրում են հայրենասիրությամբ, ընկնում՝ նրա պակասից:
    -Բացարձակապես հաշտելի են հայրենասիրությունն ու մարդասիրությունը:
    -Միայն ազգասե՛րը կարող է սիրել և՛ մարդկությունը:
    -Չկա ավելի մեծ չարիք, ավելի մեծ աղետ ժողովրդի համար, մասնավորապես մեզ նման փոքրաթիվ ժողովրդի համար, քան ՝ կույր կուսակցամոլությունը:
    -Հայրենապաշտպան դաստիարակություն ահա մեր փրկության խարիսխը:
    -Արյան հեղեղներով են ներկված բոլոր հայրենիքները:
    -Մի ժողովրդի հայրենի հողը չի կարող ուրիշի մնայուն հայրենիքը դառնալ:
    -Պայքարում տեղի է տալիս այն կողմը, որի առաջնորդող տարրերը առաջինն են հուսահատվում:

    Գարեգին Նժդեհ
     
  15. edo_177

    edo_177

    Регистрация:
    2 окт 2012
    Сообщения:
    1
    Симпатии:
    0
    Полностью согласен с Арараджа, армене одни из первых ариев, это факт! Учите историю до христианства, не говоря уже о язычестве и поклонению солнцу, не откидывайте незнанием сотни тысяч лет истории с возникновении Ариев на земле, не идите на поводу у лживой иудейской элиты, которые искажают историю и навязывают рабское существование людей экономикой, войнами и РАЗДЕЛОМ людей и наций, это к хорошему не приведет. Наша история и так искажена в не хорошую сторону и из за этого нас многие не любят, пора все менять и меняться самим и показать миру наконец то кто такие истинные Армяне! Такой политикой братья мы останемся, с двух тысячной христианской историей и культурой!
     

Поделиться этой страницей