Армянское Гайдукское движение

Тема в разделе "Геноцид", создана пользователем HAY-FIDAI, 25 мар 2007.

  1. HAY-FIDAI

    HAY-FIDAI

    Регистрация:
    5 фев 2007
    Сообщения:
    1.009
    Симпатии:
    0
    АРМЯНСКОЕ ГАЙДУКСКОЕ ДВИЖЕНИЕ, форма вооруженной национально-освободительной борьбы западно-армянского населения против турецких угнетателей. Наименование получило по аналогии с гайдуками (от венг. hаjduk — пехотинцы) — участниками вооруженной борьбы южнославянских народов против турецких завоевателей в ХV—ХIХ вв. Армянское гайдуцкое движение сформировалось в середине 80-х гг. ХIХ в. В начальный период оно не имело четких политических целей; гайдуки стремились обезопасить армянское население от посягательств турецких угнетателей, отомстить им за их произвол и злодеяния, жертвами которых становились крестьяне Западной. Армении. Действия гайдуцких групп носили стихийный, разрозненный характер. Защищая жизнь, достоинство и имущество трудового населения, гайдуки располагали помощью народа; ряды гайдуков постоянно пополнялись молодежью, вступавшей на путь вооруженной борьбы. Действия гайдуков отличались дерзостью, самоотверженностью; нередко они вступали в бой со значительно превосходящими силами противника и одерживали победы. Это воодушевляло население на вооруженную борьбу с угнетателями. Первые отряды армянских гайдуков (см. Фидаи) возникли в Тароне, Васпуракане, Кесарии и других местностях Западной Армении. Наибольшую известность приобрели гайдуцкие группы Арабо, Рубена Шишманяна, Галуста Арханяна, Арама Ачыкпашяна, Минаса оглу группа, группа Челло и другие. На этом этапе некоторые руководители гайдуков (А. Ачыкпашян и другие) предпринимали попытки координировать или даже объединить действия разрозненных групп фидаи. Однако работа в этом направлении не отличалась последовательностью и не привела к ощутимым результатам. Не получила организационного оформления и высказывавшаяся некоторыми армянскими деятелями идея установления союза с освободительным движением других нетурецких народов Османской империи, в частности— с курдами. Действия фидаи в Западной Армении стали известны в Восточной Армении, на Кавказе, в армянских общинах России. Уже на первом этапе гайдуцкого движения армяне Кавказа и России стремились оказать ему помощь. В армянских общинах России проводился сбор средств для приобретения оружия для фидаи. Патриотическая молодежь, обучавшаяся в Петербурге, Москве, другие городах России, перебиралась на Кавказ, в приграничные с Турцией районы, формировала группы, которые осуществляли переброску оружия, боеприпасов. Некоторые группы перебрасывали оружие через Иран (группа Вардана Голошяна и другие). С возникновением армянских национальных партий (Гнчак, Дашнакцутюн), с созданием их организаций в Западной Армении наступает новый этап гайдуцкого движения. Поскольку армянские национальные партии были рождены освободительной борьбой армянский народа, ставили задачу решения Армянского вопроса и освобождения Западной Армении, то, стремясь внедриться в районы Западной Армении, они должны были вступить в контакт с действовавшими там гайдуцкими группами, использовать их в своих целях. С самого начала армянские национальные партии рассматривали фидаи как свою боевую силу, а фидаи были, готовы признать идейное руководство армянских политических партий. Гайдуцкое движение, сформировавшись независимо от армянских политических партий, в дальнейшем развивалось под их руководством. Примыкание фидаи к партии Гнчак или к партии Дашнакцутюн на первых порах было обусловлено тем, какая из этих партий оказывалась влиятельнее в том или ином конкретном районе Западной Армении. Не редки случаи, когда фидаи, сотрудничавшие сперва с гнчакистами, затем признавали руководство дашнаков. В последующем, со второй половины 90-х гг. ХIХ в., именно партия Дашнакцутюн, ставшая наиболее влиятельной из армянских национальное партий, возглавила Армянское гайдуцкое движение. Большинство видных фидаи стало членами партии Дашнакцутюн. Во многих районах Западной Армении наблюдался подъем Армянского гайдуцкого движения. В условиях, когда султан Абдул Гамид II приступил к массовой резне армянского населения Турции (см. Погромы армян в 1894—96), фидаи приняли активное участие в самообороне армянского населения (Хлат, Сасун, Шапин-Гарахи-сар и другие). Успешные действия гайдуков вновь возбудили надежду на возможность подготовки и осуществления общего восстания в Западной Армении, а также создания единого фронта угнетенных народов империи против султанского деспотизма. Эту идею поддерживали некоторые деятели партии Дашнакцутюн. Однако попытки заключить союз с курдами не дали результата; более того, правящим кругам Турции удалось привлечь на свою сторону курдскую племенную знать и использовать курдские племена против армян. В этот же период гайдуки осуществили несколько боевых операций (Бой у монастыря Аракелоц 1901 и другие), цель которых заключалась, согласно намерениям партии Дашнакцутюн, в привлечении внимания европейских держав к положению в Западной Армении. На этом этапе Армянского гайдуцкого движения выдвинулась новая плеяда фидаи, пользовавшаяся широкой популярностью в народе — Ахбюр Сероб, Андраник, Геворг Чавуш, Никол Думан, Жирайр, Грайр и другие. Многие из них пали в неравной борьбе, навсегда оставшись в памяти народа. В начале ХХ в. продолжалась засылка групп с оружием и боеприпасами в Западную Армению с Кавказа и из Ирана. Этим переходам препятствовали как турки, так и русские пограничные власти. Вследствие этого предпринимавшиеся экспедиции зачастую терпели неудачу. Группы создавались, оснащались, получали оружие и боеприпасы за счет средств армянских национальных партий. Известны действия групп «Мррик», «Кайцак», «Шант», «Ворскан» и другие. Известны также рейды гайдуков, совершавшиеся в целях уничтожения конкретных группировок турок или курдов, а также свершения возмездия. Наиболее известным из таких рейдов явился Ханасорский поход 1897. Последней крупной акцией, в которой приняли участие гайдуки, следует считать Сасунскую самооборону 1904. После этого движение гайдуков пошло на убыль. Армянское гайдуцкое движение, оставшись преимущественно действиями разрозненных групп фидаи, было обречено на неудачу. Отсутствие единой программы действий у армянских национальных партий, тщетность попыток объединения гайдуцких групп, многократное превосходство сил противника — таковы основные причины, предопределившие исход Армянского гайдуцкого движения, ставшего одной из ярких страниц истории армянского национально-освободительного движения.
     
  2. anchuttka

    anchuttka

    Регистрация:
    7 июн 2008
    Сообщения:
    15
    Симпатии:
    0
    Адрес:
    Moskva
    ФИДАИ, фидаины (араб. — жертвы), участники вооруженной борьбы армянского народа против турецких поработителей в Западной Армении, Киликии и населенных армянами местностях Османской империи в конце ХIХ — начале ХХ вв. Будучи своеобразным проявлением национально-освободительной борьбы армянского народа, действия фидаи по своему характеру и целям соответствовали гайдуцкой борьбе балканских народов против турецких захватчиков в ХV—ХIХ вв.; преследовали и социальные, и национально-освободительные цели (см. Армянское гайдуцкое движение). Фидаи действовали по определенным принципам, которые впоследствии были обобщены и изложены Андраником в его «Боевых наставлениях». Фидаи давали клятву не жалеть жизни ради родины и народа, быть правдивыми, нравственно чистыми, соблюдать доверенную им тайну, содержать в порядке оружие, метко стрелять, довольствоваться скромной пищей, не употреблять алкогольных напитков, с уважением относиться к трудовому народу, быть отважными и находчивыми в бою, побеждать врага, если даже он обладает численным превосходством. Первые группы фидаи в Муше и Сасуне возглавляли Арабо и Мхо Шаэн, в Васпуракане — жители села Качет Чато и Шеро. Из группы Арабо выдвинулся ряд известных фидаи, в т. ч. Геворг Чавуш и другие Во второй половине 1880-х гг. это движение в Хнусе и Карине возглавлял Акоп Саркаваг, в Тароне и Сасуне — Mаргар Варжапет. В конце 80-х и начале 90-х гг. ХIХ в. в Ерзнка и Себастии действовали группы Ованеса Минасяна (см. Минаса оглу группа). Тороса Царукяна (Челло) —в Вардо, в Алеппо — Мириджана. Группы фидаи часто пополнялись армянской молодежью, которая перебиралась в Западную Армению из Восточную Армении, населенных армянами местностей России. В 1890-х гг. сформировались группы Битлисци Мушега, Ахбюр Сероба, Андраника, Спаганац Макара. Известный фидаи Грайр стремился превратить разрозненные действия фидаи в широкое народное движение, во всеобщее восстание против турецкого ига. Ряд фидаи выступал за создание союза с трудящимися другие нетурецких народов Османской империи. После младотурецкого переворота 1908 фидаи была дарована амнистия; большая часть их возвратилась к мирному труду. В начале первой мировой войны 1914—18 многие фидаи вступили в отряды армянских добровольцев (см. Армянское добровольческое движение 1914—18), а во время геноцида армян в Турции приняли участие в самообороне армян. Армянский народ воспел героизм фидаи, посвятил им песни. Стихотворения, посвященные фидаи, создали Д. Варужан, О. Туманян, А. Исаакян и другие поэты; в книге Х. Даштенца «Зов пахарей» созданы образы ряда известных фидаи, им посвящены картины многих армянский художников. Движение фидаи, которым руководили армянские национальные партии, является блестящей страницей национально-освободительной борьбы армянского народа.
     
  3. OpusDei

    OpusDei

    Регистрация:
    12 июл 2008
    Сообщения:
    31
    Симпатии:
    0
    Адрес:
    Урарту
    Фидаи джан шат шнорhакал эм.
    Лав теманерес бацум.
     

Поделиться этой страницей