Армянские музеи

Тема в разделе "Культура", создана пользователем Glam, 28 апр 2007.

  1. Glam

    Glam

    Регистрация:
    26 июл 2006
    Сообщения:
    5.282
    Симпатии:
    7
    Пол:
    Женский
    Адрес:
    USA
    Матенадаран
    [​IMG]
    (проспект Месропа Маштоца) По оси проспекта Ленина, на высоте 18 метров от его уровня, словно вырастая из скалы на склоне Канакерской возвышенности, поднимается здание института и хранилища древних армянских рукописей Матенадаран. Пологие пандусы и лестничные марши соединяют его с проспектом.



    Главный фасад Матенадарана, обращённый к городу, решён в форме параллелепипеда. Строгий и лаконичный, он оживлён высоким арочным проёмом главного входа и глубокими нишами в духе традиций национального зодчества XII-XIII веков.
    Перед зданием сооружён памятник Месропу Маштоцу — создателю армянской письменности (скульптор Г. Чубарян). По обе стороны главного входа установлены ещё шесть скульптур, в числе которых скульптуры родоначальника национальной историографии Мовсеса Хоренаци и выдающегося учёного Анания Ширакаци.

    Статичные композиции базальтовых скульптур, их обобщённые формы созвучны архитектуре Матенадарана.
    Интерьеры Матенадарана обогащены скульптурой, керамикой, фреской, мозаикой — всё это создаёт впечатление торжественности и простоты. В фондах Матенадарана сохраняются и изучаются более 16 тысяч рукописей и их фрагментов, это собрание постоянно пополняется новыми находками, приобретениями и дарами, стекающимися со всего света.



    Большая часть рукописей имеет переплёты из кожи с тиснением, часть заключена в серебряные оклады, древнейший из сохранившихся относится к 1255 году. Пергаменты рукописей богато украшены миниатюрой, которая сама по себе представляет значительные произведения искусства.

    На уровне цокольного этажа здания располагаются хранилища рукописей. В них создан оптимальный температурный, влажностный и санитарно-гигиенический режим, предохраняющий рукописи от болезней и порчи. Здесь же находятся лаборатории, предназначенные для работы над рукописями — их дезинфекции, реставрации, фотографирования, изучения и прочего.
    В верхних этажах размещены помещения выставочного зала, кабинеты исследователей, читальный зал, каталоги. Богатая библиотека печатных книг позволяет исследователям и специалистам проводить изыскания в самых различных областях национальной культуры.
    В экспозиции выставочного зала Матенадарана находятся древнейшие памятники армянской письменной культуры — фрагменты пергаментов V—VI веков, рукописи IX—X и последующих столетий, окаменевшие фрагменты рукописей, найденные в пещерах. Хронологическая последовательность размещения экспонатов представляет национальную письменную культуру начиная с эпохи возникновения письменности вплоть до XIX столетия.
     
  2. Glam

    Glam

    Регистрация:
    26 июл 2006
    Сообщения:
    5.282
    Симпатии:
    7
    Пол:
    Женский
    Адрес:
    USA
    м-музей Ерванда Кочара
    [​IMG]
    (проспект Месропа Маштоца 39/13)Дом музей Ерванда Кочара (пр. Ленина 39/13) был создан в бывшей мастерской мэтра после ее реконструкции и расширения. Интерьеры, выполненные с любовью и вкусом, достойно сочетаются с собранием работ. Здесь представлены скульптура, графика и живопись этого выдающегося мастера, характерные для всех периодов его творчества. Камерная пластика — в основном гипс, графика — гуашь, тушь, карандаш на картонe, масляная живопись на холстах.


    Особое внимание привлекает достаточно редкая в наше время техника живописи холодными восковыми красками. Эта техника восковой темперы, воссозданная Кочаром после знакомства с Фаюмскими восковыми портретами II века (Египет), обнаруженными в 1887 году, принесла ему известность первооткрывателя и патент на изобретение. Знаком признательности этого открытия служит портрет Кочара, написанный восковыми красками М. Сарьяном. Творческие дороги вели Кочара в Венецию, где в школе Конгрегации мхитаристов «Мурад Рафаэлян» он в 1922 году знакомился с древними манускриптами, там же за ваяние бюста он был удостоен серебряной медали папского нунция Венеции, кардинала Лафонтена. Период жизни в Париже с 1923 по 1936 годы обогатил его талант познанием сокровищ мирового искусства, там он познакомился с художниками Э. Шаином, Гарзу, поэтом А. Исаакяном. После возвращения на родину в 1936 году с первым караваном репатриантов из Марселя, Кочаром создано множество прекрасных работ. Работа над иллюстрациями к юбилейному изданию эпоса «Давид Сасунский», выполненная им по заказу И. Орбели в 1939 году, на двадцать лет связала его творчество с этим легендарным героем. Первая гипсовая модель памятника «Давид Сасунский» была сделана им за 18 дней и двадцать последующих лет прошли в поисках идеала. В 1959 году окончательный вариант памятника из кованой меди был открыт на привокзальной площади, с этого времени он — символ Еревана.
    Живопись и графика Е. Кочара неординарны, требуют размышлений, также как и работы М. Шагала, С. Дали, Пикассо, он по праву может стоять в ряду этих философов в искусстве.
    Последним живописным полотном мастера было «Ужасы войны» (1962) — экспозиция музея. Последней монументальной скульптурной работой — конная статуя Вардана Мамиконяна (1975, кованая медь), установленная на бульварном полукольце города.
     
  3. Glam

    Glam

    Регистрация:
    26 июл 2006
    Сообщения:
    5.282
    Симпатии:
    7
    Пол:
    Женский
    Адрес:
    USA
    Музей русского искусства
    (улица Таманяна, 5) Музей русского искусства находится по адресу ул. Таманяна, 5.
    Работы русских художников конца XIX - начала XX столетий, представленные в экспозиции музея — были собраны и принадлежали Араму Яковлевичу Абрамяну, учёному, прекрасному врачу и страстному коллекционеру. Бескорыстный дар этого собрания Еревану обогатил его ценностями русской художественной культуры, особый смысл его ещё и в том, что период рубежа столетий — это время всемирного признания русского изобразительного искусства.
    Многие из представленных здесь мастеров дали начало новым художественным школам и направлениям в живописи, другие остались навсегда самобытны.
    Большое число работ принадлежит течениям русской изобразительной культуры, связанным с творческими товариществами «Мир искусства», «Голубая роза», «Бубновый валет». Это работы А. Бенуа, Б. Кустодиева, П. Кончаловского, Е. Лансере, Н. Гончарова, К. Петрова-Водкина.
    Обширно представлено поколение русских живописцев начала XX столетия — значительные работы Крымова и Куприна, Осмеркина, Лебедева, Фонвизина. Показаны также, полные лирической глубины, поздние работы Р. Фалька, контрастирующие с темпераментной живописной манерой А. Лентулова.
    Несколько работ Валентина Серова и Михаила Врубеля украшают собрание. Особенно радуют работы Врубеля, полотна которого довольно редки в музеях нашей страны. Живописное полотно «Сафо», лист акварельной иллюстрации к поэме Лермонтова «Демон», этюд к «Испанской танцовщице» — жемчужины экспозиции.
    В коллекции имеются и картины русских художников, живших в эмиграции — 3.Серебряковой, Г. Фёдорова, Б. Григорьева. Наконец, работы-размышления Н. Рериха, М. Нестерова о единстве всего сущего на» земле.
    Живописную часть экспозиции дополняют графика и скульптура. Предметы декоративно-прикладного искусства — мебель, бронза, фарфор, стекло, хотя и относящиеся к более ранним периодам, создают прекрасный ансамбль.


    Дом-музей Арама Хачатуряна
    [​IMG]
    (расположен в 250 м. от памятника А.Таманяну по проспекту маршала Баграмяна) Здание музея, созданное архитектором Э. Алтуняном по эскизам друга А. Хачатуряна, архитектора М. Григоряна, заключает в себе, как в оболочке, дом, подаренный композитору правительством Армении в 1947 году. Фронтон музея решён в виде соприкасающихся камертонов, образующих выразительную архитектурную композицию. Мемориальная часть включает в себя тщательно воссозданную обстановку дома, рояль в рабочем кабинете и множество других предметов, создающих эффект присутствия великого маэстро.

    Музыка из его произведений звучит во всех помещениях, атриум в цветущих розах создаёт неуловимую атмосферу почитания. Во втором этаже музея, в 10 залах можно осмотреть экспозицию подлинных предметов, собранных со всего света, показывающих многообразие деятельности А.Хачатуряна — композитора, дирижёра, педагога и гражданина. Подлинные клавиры, партитуры и музыкальная литература, рабочая дирижёрская палочка, афиши и элементы костюмов к балетам А. Хачатуряна предоставлены вниманию посетителей.
    С одним из экспонатов музея — пианино фирмы «Плейель» связана трогательная и немного смешная история. В 1957 году, в бытность свою в Бразилии с гастролями, А. Хачатурян был приглашён в дом известного в Сан-Пауло антиквара Т. Мостид-жяна. В последний момент хватились, что в доме нет главного — инструмента, на котором мог бы играть маэстро. Инструмент был срочно куплен и доставлен, вечер прошёл очень оживлённо, в конце его хозяин дома настоял на том, чтобы гость обязательно оставил на пианино свой автограф. После долгих уговоров, автограф был выцарапан на крышке инструмента маленьким гвоздиком. Прошли десятилетия, легендарное пианино переехало в Аргентину вместе с приданым дочери Т. Мостид-жяна, однако в 1988 году оно было принесено музею как дар семьи Ширинян из Буэнос-Айреса.
    При музее создана библиотека, в которой собраны партитуры произведений А.Хачатуряна, есть и большой фонд музыкальной литературы, рукописей и документов творческой лаборатории композитора. Камерный концертный зал, вмещающий около 200 слушателей, даёт возможность проводить музыкальные вечера и концерты. В этом зале каждые два года, с 1 по 8 июня, проводится открытый конкурс им. А. Хачатуряна на лучшую инструментальную композицию.
    А. Хачатуряну посвящены ещё два конкурса исполнителей инструменталистов — в Лос-Анджелесе (США) и Марселе (Франция).
    Танец с саблями из балета "Гаянэ"

    [​IMG]
    В Армении с 23 ноября 1998 г. введена в обращение банкнота новой серии образца 1998 года достоинством 50 драм на лицевой стороне которой изображен портрет композитора Арама Хачатуряна, а на оборотной стороне - танцевальная пара на фоне горы Арарат.
     
  4. Glam

    Glam

    Регистрация:
    26 июл 2006
    Сообщения:
    5.282
    Симпатии:
    7
    Пол:
    Женский
    Адрес:
    USA
    Дом-музей Аветика Исаакяна
    (улица Плеханова, 20; расположен в 50 метрах от дома-музея А. Хачатуряна) Дом музей Аветика Исаакяна (ул. Плеханова, 20) расположен в 50 метрах от дома-музея А. Хачатуряна на маленькой уютной улице.
    Здесь, на первом этаже собраны мемориальные предметы, принадлежавшие поэту — обстановка гостиной, библиотека, живописные работы известных мастеров, подаренные А. Исаакяну их авторами.
    Второй этаж музея воссоздаёт обстановку творчества поэта, экспонируются прижизненные издания на многих языках мира, рукописи, переписка, фотографии. Эта экспозиция охватывает основные периоды жизни А. Исаакяна, начиная с 1893 года, когда поэт впервые предпринял путешествие в Германию, затем долгий французский период и, наконец, период творчества на родине.


    Дом-музей Мартироса Саряна
    (ул.Сарьяна, 12) Дом-музей Мартироса Сарьяна находится по адресу ул. Сарьяна, 12.
    Музей был открыт в 1967 году, еще при жизни Мастера, по инициативе правительства республики. Музей размещается в здании, пристроенном к дому художника. Винтовая лестница, расположенная в эркере, ведёт посетителей ко всем трём уровням экспозиции.
    Основу её составили 50 работ, подаренных музею Сарьяном. Последующие пополнения коллекции позволяют сейчас осмотреть работы всех периодов творчества художника.
    Экспозиция начинается с ранних работ, здесь показаны циклы «Сказки и сны» (1904—1908). Первый цикл «Сказок», выполненный в основном акварелью, — это поэтические диалоги с природой. Следующие работы этого цикла, выполненные темперой, обладают экспрессивной выразительностью, благодаря контрастно-гармоническому сочетанию красок. Ярчайшей чертой этих работ стал раскалённый свет, словно излучающийся изнутри полотна. Эта доминанта света будет проходить через всё последующее творчество художника.
    Представлены также работы из знаменитых циклов — «Горы», «Армения», «Полуденная тишина», «Мой дворик», «Арагац», «Ереван». Одной из любимых тем художника были цветы, он писал их всегда, и в дни грусти, и в дни радости. Осматривая натюрморты с цветами, воспринимаешь их как разговор художника с природой, воплощение уверенности в торжестве добра.
    При жизни Сарьян любил беседовать с посетителями музея, присутствовал на камерных концертах, которые давались в одном из залов. Сейчас в музее периодически устраиваются выставки работ других художников.


    Мастерская-музей Джотто(улица Плеханова, 5) Мастерская-музей Джотто (Геворга Григоряна) (ул. Плеханова, 5). В ней собрано почти всё, созданное мастером. Сюжетная живопись, натюрморты, портреты Джотто могут обогатить интересующегося живописью путешественника новыми, во многом необычными впечатлениями. Простота построения в сочетании с неярким колоритом несёт в себе
    глубокое содержание, напоминает о значительности человеческого бытия. Поднявшись по проспекту маршала Баграмяна, можно осмотреть общественные сооружения города — здания Академии Наук и ЦК КП Армении.
    Ансамбль Академии Наук (архитекторы С. Сафарян, М. Манвелян) состоит из здания президиума, институтов математики и механики, геологии, истории, искусства, востоковедения. Ансамбль образует глубинную композицию, своей открытой стороной выходящую на проспект. Высокая подпорная стена с магазином на красной линии и широкие парадные лестницы, ведущие в приподнятое пространство двора, придают композиции торжественный характер. Здание президиума решено в простых геометрических формах, тактично и сдержанно обогащённых аркадой лоджии главного входа, орнаментом и деталями. Также сдержанно, но художественно насыщено решены интерьеры вестибюля, фойе, коридоров, лестниц и зала заседаний. С большим мастерством исполнены росписи боковых стен вестибюля (художник О. Хачатрян). В технике сграффито, с использованием туфовой кладки как фона, в лаконичных формах изображены великие сыны армянского народа — просветитель Месроп Маштоц и историк Мовсес Хоренаци. Здание ЦК КП Армении (архитектор М. Григорян) сооружено с большим отходом от красной линии проспекта. Зелёные террасы и широкая базальтовая лестница служат естественным подножием здания. Композиция его решена средствами классической архитектуры. Объём расчленён средними и боковыми ризалитами, плоскости которых обработаны применением больших ордеров. Архитектура в целом передаёт образ общественного сооружения. Вернувшись к скверу Оперы, можно продолжить осмотр центра города по улице Сарьяна, которая дугообразно проходит над тоннелями, и по подножию возвышенности Конд, создавая возможность кольцевого движения вокруг центра города.
     
  5. Glam

    Glam

    Регистрация:
    26 июл 2006
    Сообщения:
    5.282
    Симпатии:
    7
    Пол:
    Женский
    Адрес:
    USA
    Картинная галерея Армении(площадь Республики) Музейный комплекс — здание музеев и картинной галереи, реконструированное по проекту архитекторов М. Григоряна и Э. Сарапяна, объединяет Картинную галерею Армении, Исторический музей, Музей литературы и искусства и Музей революции Армянской ССР. Здесь же, со стороны улицы Абовяна, размещается Малый зал филармонии.
    Картинная галерея Армении начала составлять своё собрание в 1921 году, когда при культурно-историческом музее был открыт художественный отдел. К 1936 году фонды отдела стали достаточными для преобразования его в Музей изобразительных искусств, а с 1947 года он стал называться Картинной галереей Армении.
    В формировании собрания картинной галереи принимали участие многие выдающиеся представители национальной культуры того времени, в их числе — И. Орбели, М. Сарьян, Р. Дрампян. Фонды западноевропейского и отдела русской живописи, заложенные в 20-х годах, в основном составлялись из работ, бывших в национализированных коллекциях, собранных в музеях Ленинграда и Москвы, в том числе и в Эрмитаже. В галерею поступила и часть собрания живописи из Эчмиадзинского монастыря, Московского Лазаревского института восточных языков.
    На протяжение десятилетий картинная галерея пополнялась бескорыстными дарами армянских коллекционеров живописи и художников-армян, живших и живущих за рубежом. Вот лишь несколько примеров сравнительно недавнего времени, в 1957 году коллекционер А. Джинджян из Парижа передал в дар галерее 28 живописных работ и 9 рисунков О. Айвазовского. В 1972 году А. Карапетян из Буэнос-Айреса, в память о муже, передала галерее прекрасную живописную работу О. Айвазовского — «Старая Феодосия». В 1973 году сыновья армянского художника Пушмана, живущие в США, подарили галерее 4 живописных работы отца. В 1975 году коллекционер Г. Амбарцумян из Парижа передал галерее 14 работ мастеров европейской живописи, представляющих высокую художественную ценность. Ранее в галерею поступили несколько работ живописцев барбизонской школы, подаренных искусствоведом из Румынии Г. Замбахчяном.
    Судьбы картин, как впрочем и людей, бывают не всегда благополучны. Две небольшие иллюстрации подтвердят справедливость такого предположения. Полотно Робера Леопольда Луи «Возвращение жнецов с Понтийских болот» (начало XIX века), экспонируемое в зале французской живописи, было куплено для галереи художником-реставратором Р. Лорис-Меликовым в 1945 году на Ереванском базаре. Художник случайно разглядел картину, прикрывавшую ведро, вдобавок на ней сидела торговка зеленью. Лечение и реставрация позволили вернуть полотну красоту, сберегли его для будущих поколений ценителей. Картине И. Шишкина «В лесу» повезло ещё менее. Р. Дрампян, тогдашний директор галереи, купил её в 1948 году в Тбилиси у собирателя случайных вещей. Работа была без подрамника, свёрнута в рулон, холст имел разрывы, нарушения слоя краски и грунта. Картину лечили в реставрационной мастерской И. Грабаря, пришлось перенести живопись на новый холст, восстановить утраченные места. Только после этого она начала экспонироваться в русском разделе галереи.
    Сегодня в фондах Картинной галереи Армении находятся более 20 тысяч произведений искусства, фонд же западноевропейского отдела располагает более 350 живописными работами и рисунками.
    Галерея, как и большинство музеев мира, предлагает посетителям систематизированный показ работ. При этом соблюдаются три основных правила — размещение работ в экспозициях в соответствии с местом их создания, хронологический порядок размещения в каждой экспозиции, группирование работ по признаку принадлежности одной школе или художественному направлению в искусстве. Вооружившись знанием этих правил, можно начать осмотр галереи с верхних залов, отведенных западно-европейской живописи.
    В холле этой экспозиции помещены хорошие копии мраморов итальянской школы, также бронзовая копия XIX века «Богоматерь с младенцем» с работы Микельанджело Буонаротти.
    Залы западноевропейской живописи начинаются работами итальянских мастеров, в числе которых «Аполлон и Пан» Тинторетто, «Праздник Венеры» и «Ирида в царстве Гипноса» известного художника Джулио Карпиони — это редчайшие образцы его творчества в музеях нашей страны, известна ещё лишь одна его работа, «Пир богов» — в Рижском музее изобразительных искусств.
    В разделе фламандской живописи представлена работа окружения Ван Дейка «Христос, уносимый ангелами», «Женский портрет» работы художника круга Корнелиса де Воса, «Натюрморт» — произведение художника круга Яна Брейгеля (Бархатного).
    Голландская живопись, с её преобладающим сочетанием чёрного с белым и коричневым тонами, что соответствовало строгой голландской моде первой половине XVII века, представлена «Мужским портретом» художника круга Томаса де Кейзера, работами «Вид в римской Кампаньи» Пуленбурга, «Схватка всадников» Яна Мартенса де Ионге.
    Среди произведений испанских мастеров в собрании галереи выделяется мастерством исполнения небольшое полотно «Голова Иоанна Крестителя» — общий тон живописи, необычайный эффект освещения, мотив картины и его своеобразная трактовка относит её к кругу художника Севильской школы — Хуана Вальдеса Леаля. Произведения Вальдеса Леаля и художников его окружения чрезвычайно редко встречаются вне пределов Испании.
    Собрание итальянской, фламандской и голландской живописи имеет в своём составе произведения, представляющие непреходящую художественную и историческую ценность. Здесь также собраны произведения авторов, работы которых редки в собраниях музеев нашей страны. К некоторым из них относятся «Рождество» художника круга Боттичелли, «Вид лестницы» Франческо Гварди, «Натюрморт» Жана Бумана. В коллекции галереи находятся работы таких мастеров как Давид Тенирс Младший, Питер Клас, Питер Неффс Старший и многие другие произведения.
    Французская и живопись Северной Европы также представлены значительными произведениями различных школ, в частности, здесь находится «Портрет девушки» работы Г. Курбе, полотна Н. Ланкре, Диаза де ла Пенья, Э. Будена.
    Наряду с подлинными произведениями живописи, в галерее, как и во всех музеях и частных собраниях мира, имеется несколько старых, весьма ценных копий, — «Избиение младенцев» со знаменитой картины Гвидо Рени из Болонской Пинакотеки, «Анна и слепой Товит» с картины Рембрандта, с работ Г. Доу из собрания Национальной галереи в Лондоне и другие.
    Интерьеры этих залов украшены предметами декоративно-прикладного искусства различных Стран и эпох, они гармонично сочетаются с экспозицией живописи. Здесь представлены часы XVII—XIX веков английской и французской работы, фарфор и фаянс Северной Европы, китайская керамика и резная мебель, стекло, бронзовая «Диана» работы Ж. Гудона и мраморный «Амур» работы Э.М. Фальконе.
    Залы русского искусства открываются небольшой экспозицией икон XVI—XVII веков, выполненных на досках.
    Русский портрет XVIII—XIX веков представлен работами Ф. Рокотова, Д. Левицкого, В. Боровиковского, К. Брюллова, в их числе два прекрасных портрета работы В. Тропинина — «Гитарист» и «Портрет Иоакима Лазарева», «Портрет Акимовой» работы В. Серова, считающийся одной из лучших его работ.
    Полотна художников Товарищества передвижников, этюды В. Сурикова и И. Репина собраны в залах, посвящённых русским живописным традициям XIX — начала XX веков. Здесь же представлены значительные работы А. Бенуа, К. Сомова, М. Добужинского, С. Судейкина, К. Петрова-Водкина, Е. Лансере.
    «Восточная сюита» В. Кандинского, «Веранда» М. Шагала, «Автопортрет» З.Серебряковой соседствуют здесь с несколькими работами Р. Фалька, приобретенными с первой персональной выставки художника, проходившей в 1965 году в стенах этой галереи.
    Ценители и знатоки русской живописной культуры, знакомясь с собраниями русского искусства картинной галереи Армении и коллекции профессора А. Абрамяна, получают возможность проследить пути её развития от послепетровских времён до второй половины нынешнего столетия.
    В разделах армянского искусства полно представлены все течения национальной живописи, графики и рисунка, начиная с работ А. Овнатаняна, лучшая из которых — небольшой «Портрет Наталии Теумян» — открывает осмотр. Два зала мариниста О. Айвазовского вместили лучшие работы собрания галереи, вместе с теми работами, которые хранятся в фондах, коллекция О. Айвазовского — самая полная в нашей стране.
    XIX столетие представлено работами живописцев Г. Башинджагяна, впечатляет его большое полотно «Севан ночью», В. Суренянца, создавшего прекрасные произведения, посвящённые драматическим моментам национальной истории, одно из них — «Попранная святыня» находится в основной экспозиции. Древняя легенда вдохновила его и на создание полотна «Семирамида у тела Ара Прекрасного».
    В собрание галереи входят замечательные коллекции работ армянских художников зарубежья. В их числе офорты Э. Шаина — гения сухой иглы, скульптура А. Гюрджяна, акварели П. Фетваджяна, графика и живопись Гарзу, живопись Ж. Оракяна.
    Творчество М. Сарьяна, начиная с раннего периода, представлено многими его работами, залы А. Коджояна, С. Агаджаняна, Е. Татевосяна доводят экспозицию галереи до 50-х годов.
    В разделе древнего и средневекового искусства Армении экспонируются большие фрагменты стенописей из храмов и монастырей Ахталы, Лмбата, Крыма. Рассеянный верхний свет, громада стенописей, тишина — возвращают в храмы и монастыри той эпохи.


    Музей революции Армении
    (площадь Республики) Музей революции Армянской ССР собрал в своей экспозиции материалы и документы, связанные с историей революционного движения в Армении и Закавказье.
    В витринах экспонируются документы и фотографии, другие материалы, рассказывающие о деятелях революционного движения в России и Армении - С.Шаумяне, И. Лалаянце, Б. Кнунянце, А. Мясникяне, С. Спандаряне и других. Экспозиция рассказывает о годах первых пятилеток в Армении, напряжённом труде в период Великой Отечественной войны, о послевоенном строительстве.


    Музей истории Еревана
    (улица Амиряна, 6) Музей истории Еревана находится по адресу ул. Амиряна, 6. Неподалеку от площади Ленина в реставрированном здании XIX века бывшей женской гимназии Рипсиме (проект гражданского инженера В. 3. Мирзояна).
    В фондах музея собрано около 80 тысяч экспонатов, самые старые из них принадлежат археологии, новейшие — сегодняшнему дню. Большая часть экспонатов подарена музею жителями Еревана, некоторая часть — передана государством.
    В экспозиции, показывающей Ереван XVIII-XIX веков, много интересных экспонатов — ключи от Ереванской крепости, поднесённые в 1827 году персидским ханом генералу Паскевичу, взявшему крепость. Русские воинские знамёна, награды и оружие. Многочислены предметы быта горожан — одежда и домашняя утварь, инструменты ремесленников и цеховые знамёна. Интересными работами представлены серебряных и золотых дел мастера.
    Объёмные панорамы-макеты демонстрируют посетителям уголки старого Еревана, воссозданные по сохранившимся планам, рисункам и фотографиям.
    В экспозиции можно обнаружить немало предметов, относящихся не только к истории Еревана, но и к истории техники. Часы и часовые механизмы, в их числе первые башенные часы города. Оборудование типографии, первые телефонные аппараты и киносъёмочный аппарат зари кинематографа.
    Наконец, само, тщательно реставрированное здание музея может служить интересным объектом осмотра.
     

Поделиться этой страницей