Армянские монастыри, церкви, храмы, крепости

Тема в разделе "Культура", создана пользователем LaFleur, 24 окт 2007.

  1. LaFleur

    LaFleur

    Регистрация:
    25 ноя 2006
    Сообщения:
    465
    Симпатии:
    0
    Адрес:
    Москва
    Хор-Вирап [​IMG]- это крепость-монастырь ХVII века, расположенный на холме. Согласно преданиям здесь находился древний Арташат (столица древней Армении), а на месте нынешней церкви была его тюрьма. Здесь были ямы, кишащие змеями, ядовитыми насекомыми, куда бросали заключенных. В конце III века в одну из этих ям за проповедь христианства бессрочно был заключен Грикор ЛУСАВОРИЧ (Григорий ПРОСВЕТИТЕЛЬ). Он был наказан языческим царем Трдатом за свои убеждения. Григор провел в заключении долгие годы. Согласно преданиям, все эти годы одна женщина тайно приносила ему еду, а силу духа ему придавал сам бог. Легенда гласит, что через 13 лет, после заточения праведника в яму, Трдат тяжело заболел. Царю явилось видение, сообщившее, что его спасет только Грикор. Трдат приказал освободить пленника и привезти его в Вагаршапат. После оправдания узника предсказание сбылось и царь выздоровел. Так бывший пленник, который является примером стойкости, образцом человека не меняющего своих убеждений, стал основоположником армянской христианской церкви, а Трдат, приняв христианство, cтал первым христианским царем Армении.
    В 642 году, на месте заточения Григория Просветителя , была заложена часовня, построенная из белого известняка. Это была круглая постройка с 8 колоннами. В 1662 году на этом же месте построили церковь, сохранившуюся до наших дней. В правой части церкви находятся ступеньки, по которым можно спуститься в яму глубиной 6 метров и диаметром 4,4 метра, служившей тюрьмой ГРИКОР ЛУСАВОРИЧУ. К церкви примыкает колокольня.

    [​IMG]В одном из живописнейших уголков Армении, высоко в горах Зангезура на отвесном утесе, находящемся над глубоким ущельем, мощной и неприступной твердыней высится Татевский монастырь. Oн был основан в IX веке на месте древнего святилища.
    Его выгодное стратегическое расположение благоприятствовало созданию здесь мощных укреплений.
    Толстые крепостные стены защищали этот монастырский городок, простоявший двенадцать столетий и пострадавший лишь от землетрясения. Татев отстраивался с IX по ХVIII век, но большинство его построек были возведены в XIII веке. Татевский монастырь был не только религиозным, но и политическим центром Сюникского княжества.
    Центром монастыря служит собор Петра и Павла, построенный в 895-906 годах.Он представляет собой купольную базилику.В западной части здания находятся приделы, углы стен которых служат для опоры купола.Лаконичный облик храма усиливает впечатление значительной высоты здания. Гладкие, без излишней деталировки, фасады храма украшены лишь барельефами с изображениями человеческих лиц, к которым обращены головы змей, почитаемые у армян в качестве покровительниц жилища.
    Внутри храма стены были украшены фресками, которые сейчас уже полностью утрачены.В алтарной части был изображен Христос в окружении пророков и святых. Одна из стен была расписана сценами страшного суда, другая - сценами Рождества.
    К южной стене главного храма примыкает церковь Сурб Грикор, сооруженная в 1295 году, на месте более ранней постройки IX века. Архитектура здания проста - это прямоугольный зал, перекрытый цилиндрическим сводом. Стены не загромождены резным узором. Выделяется лишь своеобразная форма окна в виде двух крестов с полуколонками между ними. Зато портал сооружения обрамлен ажурной резьбой с тонким и замысловатым узором. Перед входом в главный храм в ХIХ веке была сооружена трехъярусная колокольня с легкой восьмиугольной звонницей.

    Долгие годы в монастыре действовал и университет. Там действовало три отделения. На одном обучали музыке, на другом - живописи, на третьем изучали христианские сочинения и обучали наукам. Здесь преподавали не только философию и логику, но и литературу, грамматику, риторику, математику и естествознание.
    Во дворе монастыря сохранилось уникальное сооружение - монумент Гавазан, воздвигнутый в 904 году. Это восьмигранный качающийся столб, на шарнирном основании, высотой более восьми метров, сложенный из небольших хорошо отесанных камней. На его вершине установлен хачкар. Благодаря черезвычайно точному расчету центра тяжести сооружения, этот столб наклоняется и возвращается в исходное положение даже от простого прикосновения человеческой руки. Секрет устройства столба до сих пор не разгадан учеными.
    В монастырской ограде находодятся также покои настоятеля, капитально перестроенные в ХVII веке, трапезная с кухней и кладовыми, монастыркие службы. Тут и двухэтажные жилые комнаты с балконами над обрывом, бани, маслодельня.
    В Х веке в монастыре проживало около тысячи человек. Здесь было создано немало избранных образцов книжной живописи, а в ремесленных мастерских - произведений прикладного искусства. Одним из образцов искусства резьбы по дереву являются двери храма, покрытые тончайшей резьбой.
    Переводчики, благодаря совершенному владению языками, переводили научные труды многих ученых и философов, художники - оформляли рукописи прекрасными миниатюрами, а ремесленники изготовляли изящные оклады и переплеты для книг.[​IMG]
    Монастырь веками стоял почти в своем первозданном виде вплоть до Зангезурского землетрясения 1931 года, в результате которого он превратился в груду развалин.
    Ниже Татевского монастыря, в 500 метровом ущелье реки Воротан, находится одно из чудес природы Армении - "Чертов мост". Его длина достигает 200 метров при ширине 150-160 метров и высоте 100 метров. Поверхность моста почти ровная. Под мостом висят сказочно красивые сталактиты, из-под которых с шумом вырывается река. Здесь много теплых минеральных источников, около которых сохранились остатки бассейнов, построенных еще с древних времен, для использования минеральной воды в лечебных целях.
    Происхождение этого естественного моста связано, очевидно, с огромным обвалом склонов ущелья, запрудившим на некоторое время течение реки. Позже вода открыла путь из-под обвалившейся массы, образуя огромную сквозную пещеру, а естественный мост на верху ущелья уцелел. В настоящее время по "Чертову мосту" проходит автомобильная дорога.

    [​IMG]Монастырский комплекс [size=5][color=black]СПИТАКАВОР[/color][/size] находится недалеко от города Ехегнадзор. Он расположен в одном из живописнейших уголков Армении. Монастырь находится среди неприступных скал. Со всех сторон его окружают глубокие ущелья, по которым текут горные реки.
    Ансамбль состоит из церкви, притвора и колокольни. Он окружен оградой.
    Единственная церковь комплекса - это церковь АСТВАЦАЦИН. Она была сооружена в 1318-1321 годах. Церковь имеет простой строгий вид. Над входной дверью находится скульптурное изображение Богоматери. Оно является одним из лучших образцов средневекового искусства.
    Внутри церкви находится много скульптурных композиций с разнообразными сюжетами. Примечательна композиция, изображающая князя со своим сыном, которая ныне находится в Эрмитаже. Привлекает внимание и композиция, изображающая сцены охоты. Но особенно привлекает внимание скульптура Христа, окруженная апостолами.
    В 1321-1330 годах к церкви был пристроен притвор, который имел форму прямоугольного помещения. Сохранились только нижние части нескольких колонн, поддерживающих купол. В 1330 году была сооружена своеобразная колокольня. Это трехэтажная постройка. Первый этаж представляет собой прямоугольное помещение, построенное из грубо обтесанных камней. Второй этаж облицован гладкими камнями, а третий этаж представляет из себя открытую галерею, которая венчается арочным сводом.
    На территории монастыря находятся также руины жилых помещений. Сохранилось монастырское кладбище с изысканооформленными надгробными камнями. У стен церкви находится могила выдающегося армянского военоначальника и политического деятеля - Гарегина Нжде, погибшего в Сталинских застенках и тайно перезахороненного в 1980 годах в Спитакаворе. Каждый год 17 июня все почитатели и последователи великого сына Армянского народа собираются у его могилы, чтобы отдать дань уважения этому великому человеку, посвяитвшего свою жизнь освобождению и независимости Армении. Недалеко от монастыря сохранились развалины одной из крепостей - Болораберда (Прошаберда).
     
  2. LaFleur

    LaFleur

    Регистрация:
    25 ноя 2006
    Сообщения:
    465
    Симпатии:
    0
    Адрес:
    Москва
    [​IMG]Монастырь НОРАВАНК - один из самых известных памятников средневековой Армении. Он сооружен на уступе извилистого ущелья, среди причудливых отвесных красных скал. Монастырь был основан в ХII веке (в 1105 году) на месте более древних построек. Во времена правления князей Орбелянов монастырь стал крупным религиозным и культурным центром, а в XII-ХIV веках был резиденцией епископов Сюника.
    Древнейшей церковью монастыря является, дошедшая до нас в руинах, церковь СУРБ КАРАПЕТ, построенная в IХ-Х веках. Главная церковь монастыря, которая также называется СУРБ КАРАПЕТ сооружена в 1216-1227 годах в северной части комплекса. Это крестово-купольное здание со строгим декоративным убранством и с двухэтажными ризницами во всех четырех углах. К западной стороне церкви в 1233 году был пристроен притвор, иначе называемый Гавит или Жаматун, поврежденный во время землетрясения 1321 года, а в 1333 году востановленный знаменитым зодчим, скульптором и миниатюристом - Момиком. При восстановлении купола был перестроен ердик (cветовое отверстие в центре перекрытия). Затем был возведен портал с окном наверху. Тимпан окна над дверью был украшен уникальными изображениями бога-отца, благославляющего распятого Христа, а полукруглый тимпан входной двери - изображением Богоматери с младенцем и, обращенными к ней, лицами двух святых. Внутри притвора устроены глубокие ниши с хачкарами. Все это придавало интерьеру строгий, суровый характер. В 1275 году к северной стороне главного храма была пристроена церковь СУРБ ГРИГОР, которая являлась усыпальницей князя Смбата Орбеляна. Это скромное прямоугольное сооружение. Стены по обе стороны алтаря украшены хачкарами и изображениями голубей.
    Чуть поодаль Момиком сооружена двухэтажная церковь-усыпальница СУРБ АСТВАЦАЦИН. Церковь построена в 1339 году при князе Буртеле Орбеляне, поэтому ее иногда называют Буртелашеном. Ее первый, полуподвальный этаж служил усыпальницей княжеского рода Орбелянов. Над усыпальницей возвышается крестообразная по форме молельня. Декоративное убранство церкви выполнено сдержаннее в нижней части здания и более наряднее наверху. Особенно богато украшен западный фасад здания. Там построены две консольные лестницы, которые ведут на второй ярус. Основания лестницы начинаются слева и справа от входа в усыпальницу. Над дверью первого этажа помещен барельеф, изображающий Богоматерь с младенцем Христом и архангелами, а над верхним входом- изображение Христа и фигуры апостолов Петра и Павла. Памятник отличается гармоничными пропорциями и исключительно изысканной отделкой.
    На территории монастыря сохранилось много хачкаров. Среди них есть и хачкар 1308 года - работы Момика. Вся его поверхность покрыта мелкой ажурной резьбой. На ней выделяются большой крест над щитообразной розеткой и, расположенные по сторонам, восьмиконечные звезды. В верхней части хачкара изображен Христос в обрамлении растительного орнамента. В Нораванке сохранился и небольшой, скромный по убранству надгробный хачкар главного зодчего монастыря - Момика, датированный 1339 годом.
    Один из хачкаров, созданный зодчим Момиком, перевезен в Эчмиадзин.
    Монастырь в ХVII-XVIII веках был обнесен оградой со смежными постройками. За оградой с восточной стороны сохранились остатки часовни и один хачкар, напоминающий о гостинице, возведенной в середине XIII века.
    В первой половине 1980-х годов монастырь был восстановлен, а в 2005 году Нораванк был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
    Неподалеко от монастыря, в ущелье реки, находится небольшая часовня (матур), построенная над родником, вода которого считается святой и лечебной. В средние века родник пользовался большой славой и к нему приезжали за водой из соседних стран.
    В скалах, рядом с Нораванком, находятся многочисленные сталактитовые пещеры, поражающие своей неповторимой красотой.

    [​IMG]Комплекс МАКАРАВАНК находится недалеко от города Иджеван. Он построен у подножия горы Пайтатап на высокогорном плато среди густых лесов.
    Монастырский комплекс Макараванк вместе с историческим замком Махканаберд представляет собой один из самых значительных памятников зодчества средневековой Армении, как по богатству отделки, входящих в его состав памятников, высокому мастерству резьбы по камню, так и по исключительной гармоничности архитектурной группы, умело вписаный в горный дивный ландшафт. Памятники Макараванка построены из темно-розовых и красных камней. У ворот монастыря по древним трубам до сих пор течет вода родника. Некогда монастырь окружали внушительные стены, а неподалеку располагались обширные поселения. В комплекс Макараванк входят следующие памятники:
    СТАРАЯ церковь, построенная в Х-ХII веках. Здание церкви прямоугольно снаружи и крестообразно изнутри. Она построена из красного камня на известковом растворе. Вся поверхность алтаря и обрамление оконных проемов покрыты тончайшим растительным и геометрическим орнаментом. Вход в церковь устроен через притвор с западной части.
    ГЛАВНАЯ церковь, построенная в 1204 году, представляет собой здание средних размеров, которое по внешему виду похоже на Старую церковь. По углам церкви расположены двухъярусные приделы. Здание построено из камней цвета темной и светлой охры. Очень интересна и своеобразна архитектура внутренней части храма. Четыре мощные пятигранные опоры соединены сверху двенадцатью арками, которые поддерживают барабан купола. Интерьер церкви просторный, с обилием света. Внутреннее убранство храма поражает своим великолепием. Все стены алтаря декорированы разнообразнейшими узорами. На камнях вырезаны орнаменты, состоящие из восьмиконечных звезд, букетов растений, куда вплетены изображения мифических зверей, птиц и рыб с человеческими головами. Здесь также и изображение человека в лодке, и мужская фигура со строительными инструментами в руках и надписью у ее ног - вероятно, автографом резчика. На внешней стене церкви хорошо сохранились солнечные часы, а снизу - фигура голубя.
    В 1224 году был построен двухэтажный притвор или ЖАМАТУН, который соединял обе церкви. На второй ярус притвора ведут консольные лестницы. Стены здания богато и художественно отделаны тонким орнаментом.
    Рядом со Старой церковью сохранился очаг - НШХАРАТУН, то есть здание для выпечки просфир (церковного хлеба применяемрго во время обрядов). Это одно из немногих монастырских помещений такого рода, дошедшее до нас. Оно представляет собой квадратное здание, покрытое сводом. В одном из его углов сохранилась ниша с камином - бухариком.
    Церковь СУРБ АСТВАЦАЦИН (св. Богородицы) построена в 1198 году. Она расположена отдельно от главной церкви. В основании церковь круглая. Затем этот круг переходит к восьмиграннику стен, который завершается куполом, соразмерным нижнему основанию. Окна церкви украшены богато отделанными наличниками, а стены - барельефами с изображениями птиц и зверей. Здесь и изображение аиста, перехватившего обвившую вокруг него змею, и изображение борющихся барсов.
    К сожалению, сохранилось очень мало исторических сведений о Макараванке. Единственным источником, свидетельствующим о его исторической жизни и строительной деятельности, являются надписи, cохранившиеся на стенах строений.
    Даже теперь, в полуразрушенном состоянии, Макараванский комплекс чарует всех своей красотой.

    [​IMG]Монастырь Джухтакванк, или Парный монастырь, находится недалеко от города Дилижан. Он построен на живописной поляне, окруженной со всех сторон лесистыми склонами. Название церкви произошло от количества церквей в ансамбле - джухт (пара). Это СУРБ ГРИКОР и АСТВАЦАЦИН.
    Церковь АСТВАЦАЦИН (БОГОРОДИЦЫ) построена в 1201 году. Это прямоугольное помещение со сводчатым перекрытием под двухскатной крышей, выложенное из желтых камней. На стенах церкви сохранилось много надписей. На одной из них упоминается другое название этой церкви - храм СУРБ ПЕТРОСА.
    Церковь СУРБ ГРИКОР является центричным купольным зданием c четырьмя арками, опирающимися на пристенные колонны. Это здание средней величины сложено из тесаных камней. Ее ризницы разукрашены искусно выполненными барельефами, отличающимися большим вкусом и совершенством исполнения. Церковь СУРБ ГРИКОР построена чуть раньше, чем СУРБ АСТВАЦАЦИН.
    Внизу, в ущелье реки Блданчай, бьет минеральный родник "тту-джур"(кислая вода).
    Прямо напротив Джухтакванка, на другом склоне ущелья, находится еще один архитектурный комплекс X-XII вв. - МАТОСАВАНК. Однако найти Матосаванк, несмотря на простую ориентировку, довольно трудно, так как высокая, в рост человека, трава и заросли кустарника, плотной стеной окружившие памятники, надежно прячут его от посторонних глаз.

    МАТОСАВАНК состоит из, примыкающих друг к другу, церкви, притвора и книгохранилища. Недалеко от комплекса находится кладбище. Церковь построена в 1205 году из грубо тесаных камней. Это небольшое, покрытое сводом, строение. На фасадном камне высечена надпись об основании церкви. По обеим сторонам входа в стене установлены хачкары.
    К западной части церкви прилегает притвор. Это квадратное помещение со сводчатым перекрытием. Стены построены из груботесаных камней,которые изнутри оштукатурены. Освещается единственным окном в западной стене. В пол замуровано несколько надгробных плит.[​IMG]
    С юга к приделу примыкает Книгохранилище. Это небольшое помещение со сводчатым покрытием. В восточной стене есть отдельный вход. На южной стене находятся окна. Сохранились развалины церкви, притвора, библиотеки.

    [​IMG]
    Недалеко от Дилижана, на высоком плато живописного ущелья, расположен монастырский комплекс [size=5][color=black]ГОШАВАНК[/color][/size]. Он прекрасно вписывается в окружающую его природу.
    Ансамбль был построен на месте разрушенного землетрясением 1188 года древнего монастыря ГЕТИК.
    Заложенный монастырь первоначально именовался Нор-Гетик. В его строительстве принимал активное участие выдающийся политический деятель и ученый средневековой Армении - Мхитар Гош, поэтому после его смерти монастырь переименовали в ГОШАВАНК. Мхитар Гош был автором первого армянского Судебника. Он также являлся автором многочисленных притч и басен.
    ГОШАВАНК был одним из виднейших очагов средневековой культуры Армении. На его территории действовала Академия - высшая духовная школа с юридическим и историческим уклонами. Здесь преподавали богословие, философию, риторику, рисование, искусство письма, музыку. В школе учились многие известные деятели духовной культуры, которые затем в других монастырях сами открывали школы, продолжая традиции своей.
    Основные строения церквей имеют одинаковый внешний вид: снаружи они прямоугольной формы, изнутри - крестообразной. В их углах распологались приделы. Все они покрыты одинаковыми по конструкции куполами.
    Церковь АСТВАЦАЦИН ( Богородицы) построена в 1191-1196 годах. Церковь первоначально была деревянной, затем заменена каменной.
    В 1200-1203 годах к нему был пристроен притвор или ЖАМАТУН. Перекрытие сооружения покоится на 4 колоннах и 8 полуколоннах (расположенными на стенах) и связывающих их арках. Освещение обеспечивается световым отверстием - ердиком, находящимся в центре перекрытия.
    Рядом находится церковь СУРБ ГРИГОР, построенная в 1208 году. Постройка осуществлена однотипно с главным собором.
    Особый интерес вызывает церковь ЛУСАВОРИЧ (Просветитель), построенная в 1237-1241 годах. Церковь отличается от других сооружений комплекса своим пышным, нарядным, декоративным оформлением интерьера. Стены у алтаря оплетены гирляндами изящного растительного, чередующегося с геометрическим, орнамента. Колонны, обрамление окон и дверей покрыты тончайшим узором, похожим на кружевную ткань. Фасады церкви украшены изящными арками. На одной из стен сохранились солнечные часы.
    На территории комплекса находится здание КНИГОХРАНИЛИЩА-КОЛОКОЛЬНИ, построенное в 1241-1291 годах. Это один из примечательных памятников всего монастырского комплекса. Здание строилось последовательно. Вначале был построен первый этаж, где находилось книгохранилище. Лишь спустя 50 лет над ним была возведена колокольня. На второй ярус здания можно подняться по консольным (висячим) лестницам. На здании нет украшений. Колокольня, как бы устремлена ввысь. В здании подчеркнуто разделена массивная нижняя часть от ажурной верхней. Перекрытия колокольни аналогичны деревянным перекрытиям армянских народных жилищ, однако здесь они выполнены в камне.
    К книгохранилищу-колокольне примыкает ТРАПЕЗНАЯ. Этот просторный зал имел деревянное, ныне не сохравнившееся, покрытие.
    На территории комплекса находятся церкви СУРБ РИПСИМЕ и СУРБ ГЕВОРКА, построенные в 1254 году. Они находятся чуть поодаль от остальных строений комплекса.
    На территории монастыря покоятся останки Мхитара Гоша. Над местом его захоронения была возведена ЧАСОВНЯ-МАВЗОЛЕЙ Мхитара Гоша, которая ныне находится в полуразрушенном состоянии.
    ХАЧКАРЫ. В Гошавнке сохранились прекрасные образцы хачкаров. Особенно красивые хачкары установлены у стен церкви Григория Просветителя, причем один из них, в настоящее время, перевезен в Исторический музей города Еревана. Хачкары покрыты изящным тонким орнаментом. На фоне четкого геометрического узора выделяются основные элементы композиции - крест на щитообразной розетке и восьмиконечные звезды в углах.
    Разнообразные и высокохудожественные памятники, входящие в состав монастырского комплекса, относятся к эпохе наивысшего расцвета средневекового армянского зодчества XII-XIII веков. Они являются законной гордостью всего армянского народа-строителя
     
  3. LaFleur

    LaFleur

    Регистрация:
    25 ноя 2006
    Сообщения:
    465
    Симпатии:
    0
    Адрес:
    Москва
    ГАРНИ
    [​IMG]
    Недалеко от Еревана в поселке ГАРНИ находится архитектурный комплекс - памятник культуры Армении античной эпохи (IV век до н.э. - III век н.э.).Крепость Гарни живописно расположилась на высоком скалистом утесе. С трех сторон она окружена глубокими ущельями,с живописными вертикальными скалами из причудливых отвесных камней. C четвертой, равнинной стороны, была возведена мощная крепостная стена высотой 26 метров, которая была выстроена из крупных базальтовых блоков, соединенных друг с другом железными скобами, залитыми свинцом. На крепостной стене располагались 14 башен с бойницами, которые сообщались между собой.
    ГАРНИ с IV века до н.э. до III века н.э.служила резиденцией армянских царей. Дворцовые здания располагались в южной части крепости. Здесь находились и парадные аппартаменты царей, и дворцовая церковь, и жилые покои, и баня. Царский Дворец был двухэтажным. Он занимал площадь 15х40 метров. Его парадный зал (10х20 м), был украшен многочисленными колоннами. Стены помещения были богато расписаны цветной штукатуркой. При раскопках на территории дворца были найдены фрагменты различных скульптур, предметы дворцового быта, детали архитектурных украшений. Недалеко от дворца находилась парадная зала, где проводились торжественные мероприятия. Здесь же принимали гостей. Рядом была расположена баня, сооруженная в III веке. Она состояла из пяти комнат: раздевальни, купалень с горячей и холодной водой, топочного помещения с резервуаром для подогрева воды. До наших дней сохранилась мозаика c различными сюжетами, которой были выложены полы помещений. Сюжет мозаики в раздевальной взят из греческой мифологии. На ней изображен бог Океанов и Морей в окружении нереид и рыб. Cохранились надписи на греческом языке.
    К северу от строений был размещен гарнизон. Здесь же находились помещения для слуг. Уникальным памятником крепости является античный языческий храм, посвященный богу Солнца, построенный в I веке нашей эры в самой высокой части крепости. Но он не был уничтожен, как многие языческие храмы, после принятия христианства в Армении.
    Храм господствует над остальными постройками. Он далеко виден со всех сторон, поражая своей пропорциональностью и гармонией своих частей. Храм возведен на высокой платформе, размеры которой 15х11 метров. С северной стороны к зданию поднимается широкая лестница, состоящая из 9 мощных ступеней. Крыша постройки покоится на 24-х величественных колоннах. Храм имеет богатую архитектурную отделку. Выступающие по сторонам лестницы массивы украшены барельефами коленопреклоненных атлантов с воздетыми руками. Капители колонн украшены ажурным лиственным орнаментом с невысоким рельефом. Карнизы боковых фасадов увенчаны львиными головами. Дверной проем украшал резной наличник. Внутри храма был установлен идол, олицетворяющий Солнце, являющийся предметом поклонения древних армян.
    В христианский период цари использовали Гарнийский храм в качестве летней резиденции - "дома прохлады".
    Храм был разрушен во время землетрясения 1679 года, но в 60-х годах ХХ века храм был полностью восстановлен архитектором Саиняном.

    ГЕГАРД
    [​IMG]
    Знаменитый пещерный монастырь АЙРИВАНК или ГЕГАРД расположен на склоне величественной отвесной скалы, расположенной в живописнейшей котловине ущелья реки Гарни.
    По сведениям историков, еще в IV веке, в ущелье находился пещерный монастырь Айриванк. Однако ни одна постройка этого монастыря не сохранилась. Лишь у летописцев можно найти сведения о величественных храмах монастыря, удобных жилищах монастырской братии и многочисленных хозяйственных постройках, в которых путники всегда находили пристанище. Однако в Х - ХI веках монастырь неоднократно подвергался нападению захватчиков, а в 923 году был разграблен и сожжен. Погибли все первоначальные строения монастыря, но на их месте в последующие века строились новые сооружения. У самого входа в котловину находится полупещерная часовня, посвященная первому христианскому проповеднику и католикосу Армении ГРИГОРУ ЛУСАВОРИЧУ (Григорию Просветителю), высеченая в 1177 году.
    Существующий ансамбль относится к ХII-XIII векам. Название Гегард церковные легенды связывают с хранившимся здесь копьем, которым пронзили Христа на кресте. Сейчаc наконечник этого копья хранится в Эчмиадзинском музее.
    Главная церковь комплекса КАТОГИКЕ была построена в 1215 году основателями династии Захаридов, фамильный герб которых - лев, терзающий быка, - высечен над дверью храма Катогике. Это сооружение типичное для средневековья с купольным залом, план которого представляет собой крест, вписанный в прямоугольник. По углам зала расположены четыре двухэтажные часовни придела. На второй этаж ведут висячие (консольные) лестницы. Обычная архитектурная композиция тут доведена до совершенства. Она отличается пропорциональностью и изяществом отделки. В композиции памятника господствует линия вертикали. Устремленность вверх подчеркивается и вытянутой формой барабана с узкими и длиными нишами, которые покрыты изящной кружевной отделкой, и расположением главных украшений храма по вертикали. Очень нарядно выглядит купол здания. Барабан купола обрамляют парные полуколонки, cоединенные между собой изящными арками. Стены украшает тонкая резьба. Здесь растительные и геометрические орнаменты сочетаются с объемными изображениями птиц и животных, а также человеческих масок. Особенно выразителен переход от сумрака нижней части помещения к, насыщенному светом, высокому подкупольному прстранству. Продолжением главной церкви является притвор или ЖАМАТУН, построенный в 1225 году. Это большая прямоугольная зала, в центре которого находятся четыре мощные колонны, переходящие в восемь арок, поддерживающих купол здания. Купол состоит из девяти разных сводов. Все части купола украшены богатой резьбой с разнообразным орнаментом. Особым изяществом отделки отличается перекрытие центральной части строения, завершающееся световым окном - ердиком.
    В северной стене притвора, которую заменяет скала, находятся два входа, которые ведут в самую оригинальную часть монастыря. Левая дверь притвора ведет в главный скальный храм. Хотя она целиком высечена в скале, но хорошо освещается через световое окно, прорубленное на потолке. Церковь имеет четкий архитектурный облик. Здесь вырублены и полуколонны, и перекрещивающиеся арки, и глубокие сводчатые ниши, окаймленные фигурными арками. Стены покрыты изящной резьбой. И купол церкви, и потолок притвора богато украшены орнаментом. На полу плещется студеный родник. У края светового отверстия высечено имя строителя, подарившего миру этот шедевр каменотесного искусства.
    Через правую дверь можно попасть в пещерное сооружение, которая состоит из двух помещений. Переднее - было усыпальницей княжеского рода Прошей. Здесь над аркой высечен их герб: бычья голова, к которой привязаны два льва, между львами - орел с ягненком в когтях. Западная стена украшена полуколоннами с арочками, восточная - большим орнаментированым крестом между дверью и маленькой часовней. Другое помещение - церковь АСТВАЦАЦИН (БОГОРОДИЦЫ). Церковь хорошо освещается светом из проема в вершине купола. Особо изящен барабан. Он разбит арочками на двенадцать частей и переходит в четыре арки, покрытых рядами резных трилистников, идущих в шахматном порядке, точно пчелиные соты. Арки опираются на стройные полуколонны, которыми украшены внутренние углы стен церкви, образующие в плане крест. Алтарная ниша находится на возвышении и украшена орнаментом из ромбов, полуколоннами с арочками и превосходным карнизом. По ее сторонам в стенах вырезаны два хачкара.Вся церковь богато убрана резьбой.
    Церковь Аствацацин имеет три придела, два - подле алтаря, а третий в северном крыле. Из них только южное крыло помещается так близко к поверхности, что строители там прорубили окно, через которую видна церковь Катогике.
    Вдоль скалы прорублена крутая наружная лестница, ведущая к различным сооружениям внутри скал.
    В 1288 году в скале был прорублен десятиметровый коридор, cтены которого были украшены вырезаными на стенах хачкарами. Коридор завершается большим прямоугольным залом. Это просторное помещение с четырьмя колоннами посредине, cоединенные арками между собой и со стенами. Оно освещается через отверстие в куполе. Однако светло там только в летнее время, и только тогда, когда солнце стоит высоко над головой. Очевидно, что такое освещение объясняется тем, что помещение служило усыпальницей.
    До сих пор остается неясным, как были прорублены эти подземные сооружения. Здесь нужно было произвести очень сложные расчеты, а главное, работать без брака: ведь любое неосторожное движение руки каменотеса могло привести к изъяну, который в наземной постройке можно было устранить путем замены камня, чего нельзя было сделать в пещерных помещениях. И действительно, тут все продумано, взвешено и аккуратно выполнено. Так как все высеченные помещения имеют в вершине центрального свода световое отверстие, то можно предположить, что с него начинались все работы по созданию в скалах этих уникальных сооружений.
    Монастырь Гегарда долгие годы был известным духовным центром средневековой Армении. Он был также одним из центров письменности. Здесь писали, переписывали, украшали миниатюрами многочисленные рукописи. В монастыре была и богатая библиотека. Здесь была и своя школа. По обе стороны монастырских стен расположены пещерные кельи. Уже 700 лет стоят церкви монастыря Гегард. За последние годы лишь были благоустроены жилища для монахов, монастырский двор, построена трапезная.

    [​IMG]В 782 году до нашей эры на вершине холма Арин-Берд была выбита надпись: "Бога Халди величием Аргишти, сын Менуа, эту мощную крепость построил, установил для нее имя ЭРЕБУНИ, для могущества страны Биайлини и для устрашения вражеских стран". Эта надпись сообщает о месте и времени основания крепости, которое и дало название населенному пункту - ЭРЕБУНИ - ЕРЕВАН. Руины города Эребуни, а вернее его цитадели, расположены на холме Арин-Берд, находящейся на юго-восточной окраине Еревана.
    Эребуни являлся одним из важных административных и военно-стратегических центров урартского государства, хорошо приспособленным к длительной обороне. Цитадель была заключена в мощные трехрядные крепостные стены высотой около 10 метров и обеспечена самотечным водопроводом . На территории размером 100 га видны остатки древнейших городских построек и цитадели. Аринбердская цитадель сохранилась настолько хорошо, что уцелевшие до высоты 3-4 метров стены вполне обрисовывают его общий план с парадными залами, культовыми помещениями, открытыми дворцами. Самыми большими сооружениями цитадели были дворец царя Аргишти, колонный зал, предназначенный для официальных парадных приемов и торжественных церемоний, храмы богов Халди и Суси. Стены этих сооружений были покрыты изысканными фресками с замечательным сочетанием ярких красок. Сюжеты росписей имели и культовое содержание (шествие богов, священные животные, древо жизни), и светское содержание (изображения человека и животных, сцены охоты). В разных помещениях цитадели обнаружены красочные фрески с оригинальными урартскими львами и орнаментами из геометрических фигур, исполненных с исключительным мастерством. Открыта кладовая со следами огромных карасов - глиняных сосудов для хранения зерна, масла, вин и других продуктов.
    От названия этого древнего города и происходит название современного Еревана.
    В 1968 году, у подножия цитадели, к 2750-летию основания Еревана, был создан музей. Монументальные формы здания музея, построенного из красного туфа, просты и лаконичны.
    На стене музея высечен барельеф, изображающий царя Аргишти.
    В музее собраны вещи, найденные при раскопках цитадели: клинописи, cеребряные, керамические, стеклянные изделия, бронзовые предметы, а также личные вещи основателя города Аргишти I: его шлем, щит, колчан, бронзовые чаши для вина и различные мелкие предметы.
    Вход в крепость "охраняют" свирепые химеры с птичьими и человеческими головами на четырех когтистых лапах.
     
  4. LaFleur

    LaFleur

    Регистрация:
    25 ноя 2006
    Сообщения:
    465
    Симпатии:
    0
    Адрес:
    Москва
    [​IMG]Эчмиадзин находится недалеко от Еревана. Это место, почитаемое армянами всего мира, так как здесь находится центр Армянской Апольстольской церкви.
    Эчмиадзин - прежнее название которого Вагаршапат - основан в первой половине II века на месте древнего поселения Вардгесаван. С 163 года, после разрушения римлянами Арташата, город стал политическим, культурным, а затем религиозным и просветительским центром страны.
    В 301 году христианство стало государственной религией Армении. Согласно легенде, первому патриарху Григору Лусаворичу (Просветителю) приснилось, как единорожденный, то есть Христос, сошел с неба с огненным молотом в руках и указал место для постройки собора. На этом месте в 303 году, где находился древний языческий храм, и была заложена церковь, названная ЭЧМИАДЗИНОМ, что по-армянски означает "место сошествия единорожденного".
    Поскольку Армения часто лишалась государственности, то все более возрастала роль верховного религиозного главы всех армян - католикоса. Поэтому Эчмиадзинский собор, как наиболее постоянный центр духовной власти страны, хотя и часто разрушался, но и благоустраивался больше других монастырей.
    В ХV веке к западной части церкви был пристроен открытый притвор главного входа, над которым возвышалась колокольня с пышным архитектурным убранством. Тогда же были украшены внутренние стены собора. Отделка собора была закончена в 1786 году талантливым художником Овнатаняном. Помимо орнаментов и других украшений художник написал много сцен на темы святого писания, сделал более 120 портретов c изображениями святых и апостолов, реставрировал многие старые картины. В течение последующих лет многие из фресок были уничтожены. В ХХ веке была осуществлена основательная реставрация. Были укреплены колонны и арки, поддерживающие купол, а сам купол был облицован свинцом. Из мрамора был построен новый алтарь. Мрамором был замощен и пол церкви. Были обновлены и дополнены росписи внутри храма.Редкой особенностью собора является то, что в нем, кроме главного алтаря в его восточной части, есть еще три алтаря. Два из них соответственно находятся в южной и северной части, а третий является не столько алтарем, сколько святым местом. По преданию именно на это место сошел Христос в своем явлении.
    Для хранения реликвий и даров, поступающих в церквь в 1869 году к собору были пристроены помещения, в которых сейчас находится музей. В музее хранятся святые реликвии, церковные одежды, вышитые золотом и жемчугом, посохи и кресты католикосов, многочисленные ритуальные предметы, выполненные из золота, серебра, слоновой кости. Здесь и кресла католикосов, декорированные перламутром и слоновой костью, и с литыми из серебра фигурками. В Эмиадзине хранились также и древнейшие образцы искусства прошлого. Тут были и древнейшие рукописи, и миниатюры, которые позже были перевезены в Ереван.
    Слева от входа на территорию монастыря - Эчмиадзинская типография, основанная в 1772 году, а справа - кельи монахов.
    На территории монастыря находится много хачкаров. Среди них и АМЕНАПРКИЧ (1279 года), и хачкар ХVII, перевезенный с кладбища Старой Джуги, и установленный недавно современный хачкар - жертвам геноцида 1915 года.
    ЭЧМИАДЗИН - резиденция армянского патриарха - католикоса всех армян. Его дворец расположен во дворе монастыря. У входа в резиденцию католикоса возвышаются "ворота Трдата". Хотя они многократно перестраивались, но в их основании сохранились каменные блоки IV века. Полагают, что на месте этих ворот размещался дворец армянских царей.
    На територии монастырского комплекса находится также и Духовная Академия святого Эчмиадзина. Это единственное в мире учебное заведение такого типа. Слушателей немного-всего 50 человек.Здесь в основном изучают следующие предметы: логику, риторику, психологию, всемирную историю, философию и языки. Из языков особенно тщательно изучают старогреческий, русский, английский, армянский - как современный так староармянский.
    При монастыре была открыта и первая армянская школа.
    В Эчмиадзине находится еще три древних памятника. Согласно легенде эти храмы возвигнуты в честь мучениц - первых христианок, бежавших из Рима от преследований императора. Это храмы: Сурб РИПСИМЕ, Сурб ГАЯНЭ и Сурб ШОГАКАТ.
    Храм Сурб Рипсиме построен в 618 году.Это стройное и величественное сооружение. Внутри церковь имеет форму прямоугольника в который вписан крест, образуемый четырьмя полукруглыми апсидами. В четырех углах расположены приделы. Из одного из них можно войти в расположенный под алтарем склеп, где по преданию была погребена Рипсиме. Декоративное убранство здания очень скромное. В 1790 году к нему была пристроена двухъярусная колокольня с восьмиколонной звонницей. В притворе церкви хранятся, инкрустированные перламутром, престольные врата 1741 года.
    Храм Сурб Гаянэ был возведен в 630 году на месте часовни IV века. Он является одним из лучших памятников армянской архитектуры. Внешний облик храма отличается стройностью пропорций. Лаконичное и строгое здание церкви украшено лишь орнаментами на растительные мотивы, расположенными на обрамлениях дверей и окон. Прямоугольное помещение церкви изнутри разделено двумя рядами колонн на три части. Колонны предназначены для несения тяжести купола, опирающего на стройный восьмигранный барабан. В 1652 году он был капитально обновлен, а в 1683 году к нему пристроили галлерею для погребения иеархов армянской церкви. На крайних куполах галлереи - изящные звоницы. На архитектурных деталях - орнаментальная резьба. Над входом сохранилась стенопись ХVII века на рождение Христа.
    Храм Сурб Шогакат был возведен в 1694 году. Он примечателен своеобразной архитектурой, известной под названием "купольной залы". Единственная дверь, ведущая в церковь открывается из сводчатой галереи, находящейся с западной стороны. Купол церкви изнутри поддерживают всего несколько колонн. Благодаря тщательным расчетам, cтроители спокойно обошлись без промежуточных опор. Сводчатая галерея над входом увенчана шестиколонной звонницей. Строгая форма деталей и убранства имеет много общего с устройством главного кафедрального собора и храма Святой Рипсиме.
    На территории Эчмиадзина находится также здание семинарии, построенное в ХIХ веке. Здесь преподавал великий композитор Комитас, а сейчас здесь находится художественный музей, носящий его имя. Здесь выставлена коллекция работ крупных художников ХХ века: Сарьяна, Ханджяна, Кочара и др.

    [​IMG]Монастырь Дади или Хута является одним из величественных памятников армянской архитектуры. Он построен на холме, возвышающимся над горной долиной, у подножия Карабахских и Мровских хребтов.
    В V веке храм стал резиденцией Агванского епископа, а затем одним из важных культурно-просветительных центров этого района.
    Все сооружения монастыря, а их более десяти, расположены на склонах холма.
    Легенда гласит, что монастырь был построен еще в середине I века на месте погребения одного из учеников апостола Фадея (Тадея) - Дади, который был предан мученической смерти в Арцахе за проповедование христианства.
    Сооружения памятника, в основном, сохранились неплохо.
    По сведениям историков монастырь был заселен большим количеством людей. Он неоднократно опустошался, ограблялся персами, арабами, сельджуками, османскими турками. Начиная с ХVII в. Дадиванк постоянно терял свои земли, а жители деревень, принадлежащих монастырю, насильственно переселялись с насиженных мест. И уже в середине ХIХ века от монастыря остались лишь руины.
    В северной части памятника находится старинная церковь монастыря. Строгий внешний вид церкви чуть смягчают покрытые орнаментом наличники входов.
    Вторая церковь, также довольно древняя, примыкает к первой. Она значительно уже и короче первой церкви. Ее молельный зал разделен внутренней стеной на две равные части. Одна из них, по вероятности, служила притвором.
    Временем наивысшего расцвета монастыря является ХIII век. В это время и была воздвигнута притвор-часовня епископа Грикора, которая представляла собой довольно своеобразную постройку. Для гармонирования с остальными постройками, ее стены были выложены из необтесанного камня, однако изнутри они были облицованы хорошо отесаными блоками. Стены притвора с внутренней стороны украшены многочисленными вставными хачкарами. Притвор в течение многих веков служил усыпальницей великих князей.
    Композиционным центром всего комплекса является соборная церковь Арзу-Хатум, построенная в XIII веке. Это довольно изящная и эффектная постройка, сооруженная из белых и серых камней. Сочетание тщательно отесанных камней из разнообразных ценных пород, гармоничное сочетание внешних архитектурных форм, декоративные рельефы сделали собор украшением всего ансамбля. Весь фасад церкви украшают декоративные арки. Обширная площадь стен под окнами покрыта надписями. Над одним из окон, высеченные во весь рост две фигуры держат макет церкви. Здание церкви прямоугольно снаружи и крестообразно изнутри. Во всех углах находятся двухэтажные ризницы. На стенах и сейчас видны отдельные части роскошных фресок. На одном из сохранившихся фрагментов росписи изображена сцена мученической смерти святого Стефана - человека, преданного своей вере.
    Своеобразно оформлен и купол церкви. Барабан купола разделен на 16 высоких и широких граней. Грани попеременно имеют либо треугольные ниши с арками, либо узкие окна. Из-за такого расчленения купол имеет веерообразную форму. Здесь использован яркий контраст цветов: плиты кровли темно-серого оттенка, барабан - светло- розовый, а полуколонки с арками, опоясывающие барабан - из серого камня.
    К церкви Арзу-Хатун примыкает зала удлиненной формы, построенная в 1241 году. Она служила притвором для церкви.
    Напротив ворот комплекса в середине ХIII века была сооружена двухэтажная колокольня. В глухой нише второго этажа установлены два чудотворных хачкара. На хачкарах очень четко и тщательно вырезаны геометрические и растительные орнаменты.Благодаря очень мелкой и изящной резьбе, они похожи на совершенный образец ювелирного или вышивального искусства.
    Напротив залы-притвора расположена церковь Хасана Великого, которую из-за маленьких размеров иногда называют часовней. Его стены воздвигнуты из грубо обработанных камней, в которые вставлены маленькие хачкары. Купол церкви, кровля которого обрушена, сделан из кирпича.
    На территории комплекса находится множество зданий светского назначения. Из них особенно примечателен зал пиршевств, который выделяется богатством форм и декоративных деталей. Здесь расположены еще четыре сооружения, которые использовались как жилые комнаты.
    В различных частях территории расположены гостиницы, мастерские, книгохранилище, маслодавильня, давильня винограда, монашеские кельи и другие постройки.
    На окрестных холмах, вне крепостной стены, сохранились развалины трех часовень.
    Всю площадь южнее монастыря занимали монастырские сады, большая часть которых ныне срослась с лесом.

    [​IMG]Монастырь АГАРЦИН находится в окрестностях Дилижана. Он окружен густыми лесами, живописным горным ландшафтом. Сам памятник архитектуры как-бы сливается с природой.
    Духовенство Агарцинского монастыря способствовало развитию образования в стране, участвовало в упорной и длительной борьбе по защите устоев армянской церкви. На территории монастыря действовала монастырская школа, где обучали и духовным, и светским дисциплинам. В школе обучали музыке по древнеармянским нотам-хазам. Главной церквью монастырского комплекса является СУРБ АСТВАЦАЦИН (св. Богородицы), построенная в 1281 году. Это самое крупное сооружение ансамбля. Его высокий купол состоит из 16 граней и украшен изящными арками. Здание церкви снаружи имеет форму прямоугольника, а изнутри оно крестообразное. Портал входа богато украшен живописной резьбой. На одной из стен находится барельеф с избражением двух людей в монашеском одеянии. Между ними высечен макет церкви и изображение голубя с распахнутыми крыльями.
    Церковь СУРБ ГРИГОР. Это самая древняя постройка комплекса. Она построена в ХI веке. Церковь снаружи имеет прямоугольную а изнутри - крестообразную форму. В ХII-XIII вв перед входом в церковь был построен притвор, который назывался ГАВИТ или ЖАМАТУН. Он был возведен над усыпальницей, расположенной перед входом в церковь. Четыре мощные колонны и восемь полуколонн поддерживают сводчатый купол здания. На куполе находится световое отверстие - ердик. Наружные стены здания выложенны из гладких камней. Внутри здание имеет богатое убранство. Одинаковые архитектурные элементы выглядят совершенно по-разному, будь то колонны, оконные проемы или своды. Все вокруг украшенно барельефами. Тут и различные орнаменты, и человеческие фигуры, и птицы. Церковь СУРБ СТЕПАНОС построена в 1244 году. Эта постройка как-бы является миниаюрной копией главного собора. На южной стене расположены солнечные часы. Здесь также сохранилась надпись о реставрации церкви в ХVII веке.
    На территории ансамбля находится ТРАПЕЗНАЯ, построенная в 1248 году. Это один из лучших памятников средневековой Армении. Здание трапезной - это прямоугольное помещение длиной около 20 метров. Двумя массивными столбами она разделена на две, почти квадратные, части. Столбы лишь отмечают границу залов, не мешая целостности его восприятия. Весь огромный зал трапезной перекрыт сетью перекрещивающихся арок. Массивные и тяжелые, они нарочно очень низко опущены на пристенные колонны. Благодаря этому как-бы увеличен их пролет. Все это придает легкость всей конструкции. В центрах купола каждой из частей трапезной находятся восьмигранные световые отверстия - ердики, служащие для освещения внутреннего пространства. Поскольку трапезная предназначалась для приема многочисленных гостей и богомольцев, вдоль стен располагались длинные каменные скамьи. Широкий арочный проем в ее западной части, вероятно, был предусмотрен для входа и выхода многочисленных паломников и внесения больших котлов с пищей. У южной стены церкви Сурб Григора находилась царская усыпальница рода Багратидов. Сохранились лишь надгробные плиты с именами царя Смбата и царя Гагика. Агарцин, видимо, был не маленьким поселением. Рядом с трапезной сохранились остатки кухни, около собора Аствацацин - остатки притвора, на подходах к Агарцинскому ансамблю видны руины нескольких часовен. В густой траве тут и там разбросаны хачкары, украшенные затейливой резьбой. Об Агарцине сложено много легенд. Одна из легенд гласит о несметных сокровищах, будто бы спрятанных в его стенах и окружающих скалах. Но главным сокровищем Агарцина является красота каменных строений.
     
  5. lilyo4ek

    lilyo4ek

    Регистрация:
    5 апр 2007
    Сообщения:
    5.034
    Симпатии:
    0
    :arrow: LaFleur
    офигенная тема...
     
  6. agapi mou

    agapi mou

    Регистрация:
    10 апр 2007
    Сообщения:
    906
    Симпатии:
    0

    TATEVIVANQ ETO UDIVITELNOE MESTO YA KAJDOE LETO PRIEJAU TEDA IZ TATEVA MOI ROD BOJE ETO TAKOE UDIVITELNOE MESTO SLOVAMI NE VOZMOJNO PEREDAT,YA SIDELA TAM CHASAMI NA STENE SMOTRELA NA GORI I KAZALOS CHTO TI V SKAZKE!TAM EST ISTOCHNIK TAQ JUR TAM VSE KUPAUCA UDIVITELNO KRASIVOE MESTO,A POD NIM PESHERA MNOGIE O NEI NE ZNAU A MENYA BRAT TUDA POVEL YA GOVORU NE SPUSHUS STRASHNO KRUTOI SKLON A ON NET DAVAI NAZAD DRUGOI LEGKOI DOROGOI VIJDEM)))XAXA A YA POVERILA I ZALEZLA )))TAM MNOGO STALAKTITOV I STALAGMITOV I TAK KAK V SKAZKE KRASIVO)))NO NAZAD TOJ JE DOROGOI POLEZLI YA RAZODRALA NOGU I VOT UJE 3 GODA U MENYA SHRAM OSTALSA SHAS MALO VIDNO NO KAK SMOTRU VSPOMINAU)))
    I ESHE ETOT STOLB BIL SOZDAN DLYA TOGO CHTO B KOGDA VRAJESKIE VOISKA SKACHUT OT KOPIT LOSHADEI SOZDAECA TRYASKA I ETOT STOLB NACHINAL DVIGACA PREDUPREJDAYA OB OPASNOSTI!UDIVITELNOE MESTO REBYATA OBYAZATELNO KTO NE BIL POEDTE TUDA!A KAKOI NAROD PREKRASNIJ!SIRUM EM QEZ IM TATEV JAN!
     
  7. agapi mou

    agapi mou

    Регистрация:
    10 апр 2007
    Сообщения:
    906
    Симпатии:
    0
    [​IMG]

    KRASAVICA TATEVA!!!!
     
  8. LaFleur

    LaFleur

    Регистрация:
    25 ноя 2006
    Сообщения:
    465
    Симпатии:
    0
    Адрес:
    Москва
    [​IMG]Ансамбль памятников САНАИН расположен на небольшом горном плато у каньона реки Дебед на высоте 1000 метров над уровнем моря. С другой стороны каньона находится город Алаверды. Дорога из него в Санаин начинается у древнего каменного моста, переброшенного через реку Дебед. Санаинский мост - выдающее сооружение и по своим инженерным, и по художественным достоинствам. Он был построен в 1192 году. Это однопролетное арочное сооружение длиной 18 метров,и высотой 12,5 метров от поверхности воды. Высокое качество каменной кладки при безукоризнено проведенном расчете свода придало мосту исключительную прочность. Он сохранился до наших дней.
    На другом берегу реки, на фоне горной цепи, открывается прекрасная панорама памятников монастыря САНАИН, которые являются классическими образцами архитектурных ансамблей Армении.
    По свидетельствам историков монастырь был известен задолго до Х века. В Х-ХI веках здесь уже жили несколько сот монахов. В этот период Санаин стал одним из крупных просветительских центров Армении. На территории монастыря действовала Академия, в которой преподавали выдающие ученые и просветители средневековья. Большое внимание уделялось изучению гуманитарных наук. Сохранились упоминания о том, что в посольства, отправляемые из Армении за границу, входили советники из числа ученых Санаина. В ХII веке в Санаине существовала Медицинская школа. В ней изучалась анатомия и физиология внутренних органов человека.
    Территория монастыря невелика. Но здесь, на протяжении более четырех веков, зодчими разных поколений возводились замечательные архитектурные памятники, составляющие на редкость единный и гармоничный комплекс.
    Церковь АСТВАЦАЦИН (Богородицы) является самым древним из сохранившихся строений монастыря. Она была построена в первой половине Х века беглыми монахами. Гладкие стены здания сложены из базальта. Лишь у самого купола есть несколько рельефов в виде голов животных и человека. В одном из углов церкви на камне высечен макет здания. В 1652 году надстроили купол церкви. Он был повыше и покрыт более высоким шатром.
    Церковь АМЕНАПРКИЧ (Всеспасителя), которая является композиционным центром комплекса, была построена в 966 году из серого базальта. Это самый крупный из памятников Санаина. По своему типу он похож на церковь Аствацацин, отличаясь от него лишь размерами, гладкой кладкой и некоторыми деталями. В верхней части фасада помещена скульптурная группа. На ней изображены два царя, выполненные во весь рост. Их лица обращены друг к другу, а в руках они держат модель храма. Сохранились описания великолепного внутреннего убранства собора: богатая церковная утварь тонкой работы, облачения служителей, расшитые золотом и серебром. Под куполом собора висела люстра со 112 светильниками светло-оранжевого цвета. В 1064 году, а затем в 1104 году собор был разграблен. Церковь была почти полностью разрушена при землетрясении 1139 года.
    Церковь СУРБ ГРИГОРА построена в 1061 году. Здание церкви круглое снаружи и крестообразное изнутри. В 1655 году церковь была отреставрирована. В 1063 году к церкви было пристроено книгохранилище. Это уникальное строение являлось крупнейшим средневековым хранилищем рукописей. Здание книгохранилища представляло собой квадратную постройку, в которой на изящные, покрытые изумительной резьбой полуколонны, опираются мощные арки, несущие, в свою очередь, высокий купол в форме восьмигранного шатра, в вершине которого находился традиционный ердик, через который в помещение проникал основной свет. Одновременно он служил и для вентиляции. Роль шкафов здесь выполняли ниши, которые были декорированы геометрическими узорами и вырезаными на стенах профилями. В помещении было только одно окно. У одной из стен обнаружены детали ораторской трибуны. Здесь, вероятно, проходили богословские диспуты. Для защиты помещения книгохралища от ветра, дождя и снега вдоль его южной стены была возведена галерея, где, вероятно, проходили беседы ученых со своими воспитанниками и посетителями. Галерея служила также усыпальницей. В 1181 году к главному храму был пристроен притвор. На четыре мощные колонны, основной частью которых являются приплюснутые шары, опирается ряд больших и малых арок, поддерживающих высокий купол из розового камня. На капителях колонн - объемные скульптурные украшения, напоминающие плоды граната и круглые винные кувшины. В углах капители одной из колонн - скульптурные изображения львиных голов. По своей архитектуре здание является одним из лучших образцов построек такого типа.
    В 1211 году с северной стороны притвора было сооружено уникальное сооружение - ПРЕДПРИТВОР. Она соединяла обе церкви и Академию магистра. Здесь шесть массивных и приземистых столбов делят внутреннее пространство помещения на три части, каждая из которых покрыта цилиндрическим сводом. Западная стена заменена открытой аркадой, придающей живописность фасаду соружения.
    Здание АКАДЕМИИ МАГИСТРА, построенное в ХI веке, представляет собой галерею с мощными арками и устоями, покрытую каменными плитами. Здание занимает пространство между церквями Аствацацин и Аменапркич. Здесь проводил свои занятия выдающийся ученый средневековья - Григор Магистр.
    В ХIII веке на территории монастыря была построена нарядная трехэтажная КОЛОКОЛЬНЯ, увенчанная шестиколонной ротондой, в которой висели колокола. Первый этаж здания служил монастырским складом, а второй использовался в качестве молельни. В просторном и светлом помещении третьего этажа, очевидно, работали переписчики рукописей.
    Справа от ворот монастыря, у крепостных стен, находится здание бани и трапезной, недавно обнаруженное археологами.
    За пределами монастыря сохранилась церковь СУРБ АРУТЮН (святого Воскресения). Это миниатюрное квадратное здание с двумя алтарями. Очевидно, что церковь служила поминальной часовней.
    Сохранилась также церковь СУРБ КАРАПЕТ, построенная в ХI веке. Постройка интересна тем, что нижняя часть стен сложена из темнозеленых камней, а верхняя часть - из чисто тесаных блоков базальта.
    На расстоянии 200-300 метров от монастыря в 1255 году построено здание родника. Это своеобразный водопровод-родник, в котором собиралась вода из семи ключей. Над ним раскинут двухарочный каменный шатер со скамьями вдоль стен.
    На территории монастыря находится много красивых, богато орнаментированных хачкаров, которые являются неповторимыми образцами творений мастеров-каменотесов средневековой Армении.
    Недалеко от Санаина находится другой памятник средневековой Армении. Это Ахпатский монастырский комплекс, основаный в Х веке. Ансамбль расположен на высоком скалистом плато, находящемся среди леса. Даже сейчас, превращенный в музей, Ахпат выглядит настоящим маленьким городком со множеством церковных и гражданских построек.
    Ансамбль создавался постепенно, в течение трех столетий. Основная группа памятников окружена крепостными стенами. Памятники АХПАТА имеют большое сходство с памятниками САНАИНА. Их архитектурные детали и декор сооружений так похожи, что можно предположить, что они выполнены мастерами одной школы.
    Прямо у входа находится величественная КОЛОКОЛЬНЯ, построенная в 1245 году. Она увенчана красивой ротондой, возведенной на семи колоннах. Нижняя часть здания имеет квадратную форму, а второй этаж - форму восьмигранника.
    ГЛАВНЫЙ храм Ахпата похож на Санаинский Аменапркич и по типу постройки, и по деталям, и по времени создания. Церковь была богато украшена уникальными, однако плохо сохранившимися фресками. Особое место среди построек комплекса занимает притвор или ГАВИТ главного храма, построенный в ХIII веке. Перекрытие помещения осуществлено двумя парами мощных перекрещивающихся арок, причем эта система применена здесь дважды, одна над другой. На таких же арках покоится и купол со световым отверстием - ердиком.
    Церковь СУРБ НШАН (святого Знамения) была построена в Х веке. Она имела вид просторной купольной залы. В 1257 году к нему был пристроен притвор, именуемый домом АМАЗАСПА. Это уникальное ооружение является единственным, в своем роде, памятником. Здесь применена система перекрещивающихся арок, которая повторена дважды, но не в длину, а в высоту. Ни одно из средневековых зданий не имеет таких длинных (13метровых) арочных пролетов, придающих легкость и воздушность всему сооружению. На арки опирается высокий купол, охватывающий всю ширину сооружения. Особый интерес вызывает, помещенная на одном из фасадов, композиция, на которой представлены две человеческие фиуры, стоящие друг против друга c моделью церкви. Хотя скульптурная группа как бы вырублена в гладкой стене, но она очень пластична, почти трехмерная.
    Рядом с притвором построена галерея, где установлено много хачкаров.
    Рядом с этими зданиями находится небольшая часовня, которая состоит из одного просторного зала. Купол, на котором находится традиционный ердик, опирается на четыре мощные колонны.
    Известно, что в Ахпате была очень богатая библиотека. Здесь не только хранились, но и создавались рукописные шедевры. Листы с текстом были украшены миниатюристами искусными орнаментами. Книги были заключены в переплет, который представлял высокохудожественное произведение ювелиров и резчиков по металлу. Часть этих рукописей хранится в Матенадаране, но, к сожалению, многие рукописи утрачены. Есть предположения, что они надежно спрятаны в тайниках, находящихся в окружающих лесах.
    Сохранилось здание библиотеки, которое представляет из себя небольшое прямоугольное помещение со сводом, опирающим на перекрещивающие арки. Многочисленные ниши на стенах выполняли роль шкафов для книг.
    На территории монастыря находилась ТРАПЕЗНАЯ. Огромное пространство помещения колоннами разделено на две части. Каждая из частей перекрыта восьмигранным купольным сводом с традиционным ердиком посередине. Над дверью трапезной высечен рельефный крест.
    Как внутри монастырской ограды, так и вне ее, находится много хачкаров XI-XIII веков, покрытых тонкой резьбой и скульптурными изображениями. Особый интерес представляет хачкар АМЕНАПРКИЧ (Всеспаситель), установленный в галерее. На ней - скульптурное изображение сцены распятия.
    Недалеко от основного комплекса находится родник Ахпатского монастыря. Над ним в 1258 году было сооружено трехарочное помещение. Вдоль стен располагались каменные скамьи. Рядом находится открытый резервуар, куда стекает излишек воды, используемый для полива.

    [​IMG]Город Аштарак расположен в 20 км от Еревана. Вокруг него сохранилось много памятников позднего средневековья. Всего в пяти километрах от города находится архитектурный комплекс ОВАНАВАНК. Он включает в себя базиличное здание V века, крестово-купольный храм ХIII века с притвором, который украшен различными орнаментами и барельефами, хачкары VIII века.
    Недалеко от него находится монастырь САГМОСАВАНК в котором было крупное хранилище рукописей.
    На северо-востоке от Аштарака стоит Егвардкая трехнефная базилика VI века.
    У подножия горы Араилер сохранился храм ЗОРАВОР. Здание церкви имеет звездообразную форму.Купол поддерживают изнутри восемь колонн, между которыми перекинуты арки.
    В самом Аштараке находится церковь ЦИРАНАВОР - самый древний из здешних памятников. Это скромная, лаконичная постройка базиличного типа возведена в V-VI веках из черного туфа. Внутреннее пространство здания разделено колоннами, поддерживающими купол, на три части. В ХVIII веке церковь была обведена еще одним внешним кольцом стен. До наших дней сохранились лишь стены постройки. Но по каменной кладке, по сохранившимся архитектурным деталям видно, что здание церкви неоднократно перестраивалось, что в течение долгих веков люди заботились об устойчивости стен, тщательно заделывали проемы, пробоины, оставляя лишь бойницы, так как долгие годы базилика одновременно служила крепостью и убежищем для окрестных жителей. Поэтому Циранавор иначе называют ПОКАБЕРД (крепость Пока).
    Недалеко, на высоком утесе, находятся руины также плохо сохранившейся церкви - СПИТАКАВОР, возведенной в ХIII-XIV веках. Постройка имеет квадратную форму. Она лишилась перекрытия, сохранились лишь стены из туфа. В настоящее время ведутся работы по ее реконструкции.
    На северо-западе Аштарака выделяется стройный силуэт сравнительно молодой церкви МАРИНЕ. Ее возвели в 1821 году, а в 1836 году надстроили колокольню. Это крестово-купольное сооружение с двумя приделами. На южном фасаде церкви помещены солнечные часы, рядом стоит хачкар ХIII века, а недалеко от него сохранился хачкар ХVI века.
    На территории старинного кладбища, находящегося на окраине города, среди хачкаров, возвышается уникальная часовня КАРМРАВОР, построенная в VII веке. Это единственный памятник в Армении, у которого до наших дней уцелела черепичная кровля. По своей сути КАРМРАВОР является маленьким мавзолеем. Являясь домом скорби, часовня выглядит замкнутой и одинокой, будто она высечена из единного монолита. На ней минимум декоративных украшений. Скромный плетенный орнамент украшает лишь её карнизы. Небольшую отделку имеют окна, на которые по сечению нанесена резьба. Cнаружи, по периметру стен, высечены надписи. Восьмигранный барабан купола, увенчанный необычным покрытием шлемовидной формы, покоится на арках, опирающихся на полуколоннах. Внутри здания царит полумрак.
    Вокруг часовни много интересных хачкаров. Среди них особенно знаменит ЦАК-КАР, т.е. Дырявый камень, названный так из-за отверстия в пьедестале. Надпись на нем сообщает, что он поставлен в 1268 году.
    На высоком утесе на окраине Аштарака находится небольшая церковь Сурб САРКИС, восстановленная в последние годы.
    На северной окраине Аштарака находится МУГНИНСКИЙ монастырь. Он воздвигнут в ХII веке на месте часовни, построенной на мощах Георгия Победоносца. В ХVII веке епископ Мугнеци полностью разрушил ветхую часовню и на ее месте из грубообтесанного камня построил церковь, которая также вскоре была снесена. В 1664 году здесь был заложен фундамент, поныне стоящей здесь церкви СВ. ГЕВОРГА, строительство которой была окончено в 1670 году. Церковь выложена из черного обтесанного туфа, на фасадах красными камнями выложена шахматообразная кладка. В обширном прямоугольном зале церкви четыре колонны поддерживают купол. Барабан купола выложен из попеременных рядов черного и красного камня. На нем высечены горельефы, изображающие четырех апостолов. По обе стороны от алтаря расположены покрытые сводом ризницы. На втором этаже устроены тайники с передвижными дверьми из цельного камня. Помещение церкви освещается восмью большими окнами.
    Церковь славится богатым декоративным оформлением снаружи и росписями внутри. Стены покрыты красочной настенной росписью.Вокруг находятся живописные группы сдвоенных и строенных хачкаров, вставленных в стену. Среди них есть и датированные 986 годом. Входы в церковь имеют дубовые двери, изготовленные в 1838-1839 годах. Обрамления входа и окон покрыты тончайшей резьбой. Кровля церкви и купол были повреждены молнией, которые были отремонтированы в ХIХ веке.
    Одновременно с церквью была построена СВОДЧАТАЯ ГАЛЕРЕЯ. Перекрытие галереи опирается на арки, связывающие четыре колонны с настенными колоннами. Галерея завершается двенадцатиколонной ротондой - звонницей.
    Территория монастыря, на которой имеются также хозяйственные и жилые помещения, трапезная, фонтан-бассейн, обнесена оградой.
    В Мугни издавна действовала школа. Уже в ХI веке здесь создавались рукописи. В 1870 году здесь вновь была открыта одна из, действовавших тогда в Армении, малочисленных духовных школ, которая просуществовала до первого десятилетия ХХ века.
    Еще одной достопримечательностью Аштарака является мост, построенный в ХVII веке на месте более древнего одноарочного моста XIII века. Мост перекинут над очень живописным каньоном реки. Это массивное трехарочное сооружение, имеющее длину 75 метров и ширину 5 метров.Между большой и средней арками помещается треугольный волнорез. У моста находится древняя водяная мельница с каменными жерновами. Из муки, получаемой на этой мельнице, выпекается самый вкусный в городе хлеб.

    [​IMG]На южном склоне г. Арагац, над глубоким ущельем рек Аркашан и Амберд, неприступной твердыней высится многоэтажный замок. Треугольная территория крепости с двух сторон надежно защищена глубокими ущельями, а с третьей, северной стороны, возвышаются мощные стены крепости из крупных базальтовых блоков. Стены усилены полукруглыми башнями. Вода в крепость поступала из горных родников, находящихся выше по склону гор. Рядом находится кольцо водосборных плотин, которые удерживая воду после таяния снегов, снабжали ею крепость.Вообще система водоснабжения в Амберде была устроена весьма надежно. На случай осады в крепости было построено два водохранилища. Ну, а если все же не хватало запасов воды, обитатели Амберда могли использовать подземный ход, спускавшийся к реке Амберд. До сих пор сохранились причудливые каменные изваяния рыб - вишапы, обычно отмечавшие истоки ирригационной системы.
    Для врагов замок был неприступен. Крупные каменные блоки стен должны были принимать на себя удары вражеских метательных снарядов и стенобитных орудий. Стены были сложены из грубо обработанных каменных блоков. Их единственным украшением были фаянсовые тарелки, вделанные под зубцы башни, которые, по поверью, своим блеском должны были поразить дурной глаз пришельца.
    Предполагают, что замок появился в VII веке при князьях Камсараканах. Затем замок перешел во владение прославленного армянского военоначальника Ваграма Пахлавуни. Потом Амберд был куплен у Пахлавуни правителями Армении - князьями Багратуни, которые превратили крепость в главный форпост своего царства.
    Если для непрошенных врагов крепость была неприступной, то желанных гостей в Амберде встречали совсем иначе. Внутри крепости пришелец оказывался среди роскоши, в мире ярких и теплых красок. Все стены комнат замка были увешаны дорогими коврами. При раскопках была обнаружена дорогая утварь. Были найдены бронзовые светильники, курильницы, ступки, обломки фаянсовой посуды, туалетных флаконов из расписного египетского стекла, дорогие кубки, расписные блюда и кувшины.
    Внутри крепости находилась баня, которая состояла из двух комнат. Под каменными плитами стен находилось пространство, куда из топки поступал воздух для обогрева стен, который затем выходил по глиняным трубам. В одной из комнат был водоем - прообраз каменной ванны, куда по одним трубам подавалась горячая вода, а по другим - холодная, поступающая из ответвлений наружного водопровода.
    На территории крепости в 1026 году была построена Амбердская церковь. В постройке здания церкви такое удивительное равенство всех пропорций, что она прослыла одним из самых совершенных творений такого типа. Здание церкви, помещенное в рамку сурового горного пейзажа, не нуждалось в мелких украшениях. Постройку оживляет лишь обрамление южной двери, выполнененное в крупных формах. Тем не менее вся постройка выглядит очень красивой.
    На территории крепости сохранились руины производственных и жилых строений, часовни и других построек.
    Впервые крепость была взята штурмом в XI веке сельджуками, во второй раз - в XIII веке татаро-монголами, которые сожгли все, что могло гореть в постройках, и разрушили многие каменные сооружения. Многие сооружения этого замечательного средневекового комплекса оказались погребенными под землей.
    Но и теперь, спустя много веков, полуразрушенный и покинутый замок покоряет всех своим величием и мощью.
    Недалеко от крепости Амберд расположено селение Бюракан. В первой половине Х века на территории Бюракана была построена церковь св. Иоанна. Здание церкви имеет прямоугольную форму с двумя ризницами. Снаружи стены покрыты гладкими камнями. Изнутри церковь имеет богатое убранство. Особенно примечательны арки, поддерживающие купол. Интерьер церкви богат декоративными украшениями. Красивым орнаментом покрыты наличники окон.
    На окраине селения находится церковь Артаваздик.
    Во второй половине ХVII века Бюракан стал летней резиденцией католикоса Армении.
    При археологических раскопках на территории селения были обнаружены древние захоронения, в которых было найдено много оружия.
    В настоящее время здесь действует знаменитая Бюраканская астрофизическая обсерватория, созданная выдающимся астрофизиком современности Виктором Амазасповичем Амбарцумяном.
     
  9. HAY-FIDAI

    HAY-FIDAI

    Регистрация:
    5 фев 2007
    Сообщения:
    1.009
    Симпатии:
    0
    LaFleur
    умница)) ;poceluy; спасибо за тему)))коллега)))))))))
     
  10. HAMEST AXCHIK

    HAMEST AXCHIK

    Регистрация:
    9 май 2007
    Сообщения:
    725
    Симпатии:
    1
    Род занятий:
    Ученица
    Адрес:
    москва
    LaFleur Кахцрс спасибо большое за информацию ;poceluy;очень интересно читать :)
     
  11. LaFleur

    LaFleur

    Регистрация:
    25 ноя 2006
    Сообщения:
    465
    Симпатии:
    0
    Адрес:
    Москва
    милые форумчане,расскажите пожалуйста про свои путешествия в Армению,какие исторические места посетили,что необыкновенного узнали,а если были в каком-нибудь из этих монастырей или храмов,крепостей,расскажите какое впечатление на вас они оставили и что запомнилось,что узнали нового))

    начну я :roll:

    я была во многих монастырях наших армянских и призываю всех армян побывать в этих местах,это необыкновенные,исторические,святые места.сегодня хочу рассказать про монастырь Ахарцин(Агарцин)..удивительное место,необыкновенное.. монастырь как будто сливается с природой..средь лесов и гор..запомнилось мне там необыкновенная колонна..когда впервые смотришь на нее,кажется,что стены монастыря держатся на этих колоннах.но там есть один секрет..одна колонна,хоть и внешне не отличается от других,но выполняет она иную функцию..на ней не держится храм,у нее другая цель..она с секретом..покрутив ее,увидете сздаи полочки ..они специально сделаны для хранения святых книг,при нападении врагов..и ни раз эта колонна спасала наши сокровища-Святые книги наши..при входе в главный храм,увидете под ногами надгробные плиты..на первый взгляд это кажется диким..люди ходят по ним и половина из них почти разрушены..но все это не просто так..как мне объяснили в самом храме,так захотели наши Священники,..для того,чтобы люди,когда зайдут в храм,прошлись по их могилам и они заберут их грехи..чтобы зашли люди в храм чистыми,с чистой душой и полной любовью.)).

    жду ваших историй)) :roll: :oops:
     
  12. Арараджа

    Арараджа

    Регистрация:
    1 май 2007
    Сообщения:
    474
    Симпатии:
    0
    УУУУУУУУУ... ДА, да, да ... помню, помню.. лето 2007 года... побывал во всех этих монастырях и храмах... было здорово...
    ощущения непередаваемые, как будто очутился в сказке ;ya-tolko-ya;
     
  13. Арараджа

    Арараджа

    Регистрация:
    1 май 2007
    Сообщения:
    474
    Симпатии:
    0
    Особенно понравился наш языческий ГАРНИ!!!
    Я почувствовал силу, радость и горе тысячелетий увидя этот храм...
     
  14. HAMEST AXCHIK

    HAMEST AXCHIK

    Регистрация:
    9 май 2007
    Сообщения:
    725
    Симпатии:
    1
    Род занятий:
    Ученица
    Адрес:
    москва
    Вор гнам Хайастан эс тари ампайман кгрем им тпаворуцюннерс ;lubovv;
     
  15. HAMEST AXCHIK

    HAMEST AXCHIK

    Регистрация:
    9 май 2007
    Сообщения:
    725
    Симпатии:
    1
    Род занятий:
    Ученица
    Адрес:
    москва
    ЦЕРКОВНЫЙ КОМПЛЕКС МАРМАШЕНА
    Группа церквей Мармашенского монастыря состоит из трех сооружений. Большая церковь представляет собой купольны зал. Возведена князем Вахрамом Пахлавуни прославленным спарапетом Ани в 986-1029 гг.



    --------------------------------------------------------------------------------






    [​IMG]

    [​IMG]




    АРИЧАВАНК

    Главная церковь монастырского комплекса представляет собой купольный зал, возведена 1201 году амирспасаларом Закарэ Закаридом и его братом князем Иванэ. Притвор к церкви был пристроен в XIII веке.





    [​IMG]



    [​IMG]


    [​IMG]



    --------------------------------------------------------------------------------
    [​IMG]
    [​IMG]


    ЦЕРКОВЬ В ЛМБАТАВАНЕ

    Церковь св. Степанноса в Лмбатаване находится не подалеку от города Артика. Представляет собой небольшую церковь центрально-купольной композиции, крестообразную в плане.


    [​IMG]
    [​IMG]





    --------------------------------------------------------------------------------





    ЦЕРКОВЬ В АРТИКЕ



    [​IMG]

    [​IMG]



    --------------------------------------------------------------------------------
    [​IMG]



    Кармир ванк (Базилика хачеванк)
    (4-5 вв)


    [​IMG]


    [​IMG]


    --------------------------------------------------------------------------------

    [​IMG]


    ЦЕРКОВЬ В ПЕМЗАШЕНЕ
    (4-5 вв)

    [​IMG]

    [​IMG]



    --------------------------------------------------------------------------------
    [​IMG]



    ЦЕРКОВЬ СВ. АПОСТОЛОВ ФАДЕЯ И ВАФЕЛАМЕЯ В СЕЛЕ САРНАХПЮР


    [​IMG]


    ПИЩЕРА ГРИГОРИЯ ЛУСАВОРИЧА В СЕЛЕ САРНАХПЮР
    (родниковая вода Сарнахпюр)



    [​IMG]


    --------------------------------------------------------------------------------
     
  16. lilyo4ek

    lilyo4ek

    Регистрация:
    5 апр 2007
    Сообщения:
    5.034
    Симпатии:
    0
    ес тари анпайман поеду.
    и буду все фотографировать
     
  17. Arthayk

    Arthayk

    Регистрация:
    26 мар 2008
    Сообщения:
    3
    Симпатии:
    0
    ЛЮДИ ПОДСКАЖИТЕ ПОЖ., КАКИЕ СЕЙЧАС В АРМЕНИИ МОНАСТЫРИ ДЕЙСТВУЮЩИЕ, ТО ЕСТЬ С МОНАХАМИ - ПО-НАСТОЯЩЕМУ :wink:
     
  18. Арараджа

    Арараджа

    Регистрация:
    1 май 2007
    Сообщения:
    474
    Симпатии:
    0
    Татевский монастырь))))))))
     
  19. Naira

    Naira

    Регистрация:
    16 апр 2006
    Сообщения:
    196
    Симпатии:
    0
    Адрес:
    Эстония,Таллинн
    Я спускалась в эту яму заточения Маштоца.
    Спускаться нужно очень аккуратно,потому что
    не трудно сорваться. Это незабываемое ощущение
    - стоять на этом месте и зная,что отсюда начинается зарождение христианства в Армении. Эту поездку я запомню
    на всю жизнь.
     
  20. Арараджа

    Арараджа

    Регистрация:
    1 май 2007
    Сообщения:
    474
    Симпатии:
    0
    Naira ты была в Гегарде? Знаешь как там красиво...ваййй... :D
     

Поделиться этой страницей