Армянская мифология

Тема в разделе "Литература", создана пользователем Piligrimo4ka, 7 сен 2006.

  1. Piligrimo4ka

    Piligrimo4ka

    Регистрация:
    7 июн 2006
    Сообщения:
    3.152
    Симпатии:
    2
    Род занятий:
    студентка
    Адрес:
    с большой деревни
    я очень люблю мифы))) вот и решила создать эту тему,как вы на это смотрите?
     
  2. Piligrimo4ka

    Piligrimo4ka

    Регистрация:
    7 июн 2006
    Сообщения:
    3.152
    Симпатии:
    2
    Род занятий:
    студентка
    Адрес:
    с большой деревни
    РОЖДЕНИЕ АРИЯ

    Однажды Богоматерь Анаит гуляла по Арарату. Солнце уже зашло за горы и собирало свои лучи. Один маленький лучик не спешил покинуть Арарат. Играя с цветами, он не заметил захода Солнца и забыл, что наступило время сна.
    Внезапно Солнце снова поднялось из-за гор и начало бегать по небу в поисках своего лучика. Нашло его, обняло и стало целовать с неутолимой нежностью, проливая счастливые слезы.
    Богоматерь Анаит увидела это и загрустила, затосковала. Пошла к Ара.
    - Что случилось, Мать Богов? - спросил Ара.
    И Анаит ответила:
    - О, Великий Творец, я счастлива, что являюсь Матерью Бессмертных Богов, что мои дети - властелины вселенной, что они вечны и всемогущи. Все совершенно. Но мое материнство - нет.
    - Чего не достает твоему материнству? - спросил Ара.
    - Страдания, - сказала Анаит, - да, страдания. Что за материнство без страдания, без боли?.
    - Чего же ты желаешь?
    - Я хочу истинного материнства, хочу испытать родовые муки, хочу с болью родить, хочу лелеять сына с сердечной тоской, жаждать, мечтать, мысленно терять, искать, оплакивать, дрожать от испуга и затем находить, прижимать к груди, лить счастливые слезы на волосы ребенка и улыбаться, улыбаться... Я хочу родить Земного Бога, чтобы он всегда жил на Земле и всегда нуждался в материнской заботе.
    Улыбнулся Отец Ара и сказал:
    - Твое желание приятно мне. Я сотворю Земного Бога. Он всегда будет жить на Земле и нуждаться в материнском попечении. Но знай, что он не будет бессмертным. У него будут дети, внуки. И материнство будет заветом земной жизни. И ты сама наделишь всех матерей божественным даром материнства - способностью в страданиях быть счастливой.
    И Ара собрал из всех болей мира одну гроздь, из всех любовей - букет, из всех волнений - пригоршню, из снов - самые тревожные, собрал море иллюзий и из всего этого сотворил Материнство Анаит.
    И в муках, в страданиях родила Анаит на Земле в созданной Богами Колыбели прекрасного ребенка - сильного и здорового, солнцеликого, светозарного.
    Отец Ара обнял малыша, залюбовался им и сказал:
    - Этот мой ребенок - первое мое творение на Земле как Айг. И пусть он носит мое имя, как сын Ара, и называется Арием. Пусть Айг Арий живет в Арарате вместе с Бессмертными Богами как Земной Бог. Но он не будет бессмертен как Боги. Он своей жизнью будет утверждать время, поскольку время - это ожидание. Арий всегда будет ждать и, в вечном ожидании, состарится и умрет. Но смерть не будет концом. Его бесконечность - в единстве жизни и смерти. Он умрет, но снова родится на свет - во внуке своего внука. Так, непрерывно умирая и рождаясь, он будет бессмертным, как и все его потомство.
    Рос Арий в буйном разноцветье Арарата, купался в прозрачных озерах и быстрых горных реках, взбирался на устремленные в небо горы Арарата, играл с орлами. И отдыхал в тени Животворного Дерева, и Животворное Дерево нежным шелестом своих листьев сообщало ему божественные истины.
    И поскольку Арий был не так могуч, как его братья - Бессмертные Боги, Мать Анаит постоянно следила за ним, и когда он спал, и когда бодрствовал. Не отрывала от него глаз, когда он плавал или взбирался на кручи, и всячески лелеяла его. По ночам прикрывала его своей божественной пелериной, чтобы не простыл, пела колыбельные и насылала приятные сны.
    Боги любили Ария, с удовольствием играли с ним и покровительствовали ему. И рос Арий здоровым, сильным, жизнелюбивым и шаловливым.
     
  3. Piligrimo4ka

    Piligrimo4ka

    Регистрация:
    7 июн 2006
    Сообщения:
    3.152
    Симпатии:
    2
    Род занятий:
    студентка
    Адрес:
    с большой деревни
    это противоречит христианству,знаю! это миф! В начале,вы все знаете,армяне были язычниками))))
     
  4. АШОТ

    АШОТ

    Регистрация:
    27 мар 2006
    Сообщения:
    285
    Симпатии:
    1
    а что дальше?
     
  5. Piligrimo4ka

    Piligrimo4ka

    Регистрация:
    7 июн 2006
    Сообщения:
    3.152
    Симпатии:
    2
    Род занятий:
    студентка
    Адрес:
    с большой деревни
    этот миф был как бы человек был создан.....типо так и жил этот парень))) все пошли армяне и населяли армению))))
     
  6. Piligrimo4ka

    Piligrimo4ka

    Регистрация:
    7 июн 2006
    Сообщения:
    3.152
    Симпатии:
    2
    Род занятий:
    студентка
    Адрес:
    с большой деревни
    СВЕТ И ТЬМА (продолжение)

    Боги управляли Вселенной. Каждый делал свое дело. Затем собирались все на Земле, в Арарате - для забав, для божественных утех, приправленных виноградным вином. В этих пирах принимал участие и их земной брат - Арий.
    Резвым и веселым был Арий. Он любил Богов, и Боги любили его. Забавны были охмелённые Боги. И однажды малыш Арий решил подшутить над ними. Он направил лучи солнца в глаза охмелённых Богов. Они пробовали защититься от солнечных лучей, а Арий весело смеялся. Когда Боги отрезвели, они присоединились к затеянной Арием игре.
    Один лишь Вишап * досадовал. Хотя и был он Богом, но слаб был глазами. Он рассердился на Солнце, но еще больше - на Ария, что осмелился смеяться над Бессмертными Богами. Ведь Боги зажигали свет Солнца, а Арий жил благодаря его животворному теплу.
    Сильно охмелел Вишап, померк его рассудок, и только страсть и ярость владели этим грозным Богом. Он бешено накинулся на Ария, готовый растерзать его. Удивился Арий, что его невинная шутка смогла так разъярить Вишапа. Но увидев, что Вишап и вправду может растерзать его, напряг все силы, чтоб защититься.
    Вишап нападал, шипя и брызгая ядовитой слюной. И защищался Арий, всей силой своих мощных кулаков. Ведь был он Богом, хотя и Земным. Боролись Бессмертный Бог и Земной Бог. Могуч был Вишап, и в злобе он нещадно портил деревья Арарата, топтал животных и убивал птиц.
    Вмешался Мигр, сделал попытку прекратить стычку и примирить их. Но Вишап со всей своей силой оттолкнул его. Вмешательство других Богов также не дало результата. Вишап уже побеждал Ария. Ведь Вишап был Бессмертным Богом, а Арий - хотя и Богом, но смертным, и в силе уступал Вишапу. И понял Мигр, что его правосудие утвердится только мощью Ваагна.
    В то время Ваагн гулял в далеких космических садах с прекрасной Астхик. В блаженстве пребывал Ваагн и не знал, что происходит на Земле. Мигр нашел Ваагна и обратился к нему:
    - О Ваагн, Вишап губит Арарат и собирается убить нашего брата Ария, спеши на помощь.
    Очнулся Ваагн и поспешил на Землю. Он встал против взбешенного Вишапа:
    - Остановись, Вишап, отрезвись, сдержи свою злобу. Ты немилосердно бьешь своего брата и разрушаешь, оскверняешь Арарат.
    Вишап гневно прошипел:
    - Я ненавижу этого Земного Бога, он лишен совершенства, но садится за стол с Бессмертными Богами. Несовершенный не может быть братом совершенного, я убью его.
    Рассердился Ваагн:
    - Арий брат мне, и он совершенен как Земной Бог. И по воле Отца Ара я защищу его.
    И стали биться два Бога. Прямо в Арарате произошла эта грандиозная битва между Ваагном и Вишапом. От их ударов содрогалась Земля, и эхом отзывалась бездонность мироздания. Долго бились они. Боги с ужасом следили за их поединком. Только Отец Ара спокойно смотрел сверху, обдумывая свое решение.
    Наконец Вишап стал отступать. Ваагн победил. Но Ара призвал соперников к себе и запретил им встречаться в дальнейшем, чтобы их единоборство не продолжалось вечно.
    И Ара назначил Ваагна властелином света, а Вишапа - властелином тьмы. Вишап больше не появлялся в Арарате, поскольку там был Ваагн и было светло. И возненавидел он Ваагна, возненавидел Солнце и Ария. Иногда спускался он с Неба на Землю, прятался в степных песках и злобно шипел в сторону Арарата.
     
  7. Эрика

    Эрика

    Регистрация:
    31 мар 2006
    Сообщения:
    4.956
    Симпатии:
    0
    Род занятий:
    ученица
    Адрес:
    россия))
    к стати- в кристианстве еще существуют "моменты" от язычества))

    а я воть,к сожалению,мифов армянских незнаю :(
     
  8. АШОТ

    АШОТ

    Регистрация:
    27 мар 2006
    Сообщения:
    285
    Симпатии:
    1
    так не чесно на самом интересном
    "КОНЕЦ ФИЛЬМА"
     
  9. Piligrimo4ka

    Piligrimo4ka

    Регистрация:
    7 июн 2006
    Сообщения:
    3.152
    Симпатии:
    2
    Род занятий:
    студентка
    Адрес:
    с большой деревни
    да нет же,все эти мифы взаимосвязаны! :wink:

    ЗЕМЛЕРОЖДЕННЫЙ ТИТАН

    Одинок был Вишап и в Небе, и на Земле. Кругом была тьма, и он - единственный властелин этой тьмы. Вначале ему было приятно, ведь он был абсолютным владыкой царства тьмы. Но затем он стал тяготиться своим положением. Да, он был абсолютным правителем, но кем он правил, кто поклонялся ему, кто приносил ему жертвы?
    И загрустил Вишап. Он часто спускался на Землю и издали наблюдал за Араратом, где летали птицы, бегали животные, где росли деревья и травы. Он завидовал другим Богам, развлекавшихся на лоне природы и игравшими с Арием. А он был один: не было никого, с кем он мог бы поиграть, побеседовать, кому мог бы покровительствовать. Именно по этой причине Вишап еще более злился на Ария, ведь тот своим существованием доставлял удовольствие Богам и подчеркивал несчастье Вишапа. Хоть бы Ария не было, или Вишап тоже имел бы подобного ему.
    И Вишап обратился к Ара:
    - О, Отец мой, я одинок, и грустно течет моя жизнь. В Арарате есть жизнь, и там есть Арий, который радует Богов. Даруй мне подобного Арию, чтобы я опекал его. Ведь даже владыка тьмы имеет потребность радости.
    - Я выполню твое желание, - сказал Ара, - вокруг распространи свое зловонное дыхание, и пустыня оживет. Затем замеси степную глину водой из реки Иордох и слепи из глины похожую на Ария фигуру. Дунь на нее, и она оживет. Но знай, что это сотворенное из земли создание будет лишь внешне походить на Ария. Оно не будет Богом, поскольку не сотворено Творцом. Оно будет Титаном. И ему имя будет - Чарий /не Арий/.
    Довольным вернулся Вишап на Землю. Распространил вокруг свое зловонное дыхание, и на степных песках выросли колючие кусты и травы, и множество скорпионов, змей и ящериц обрели дыхание и оживили прежде пустынную степь. Затем Вишап замесил степную глину водой из реки Иордох и слепил фигуру Титана Чария, дунул на нее, и она ожила.
    Обрадовался Вишап - царство тьмы обрело свою жизнь и своего человека. Вишап полюбил Титана, заботился о нем и неустанно наставлял:
    - Ты вырастишь, возмужаешь, будешь иметь потомство и распространишь мое владычество на всю Землю, и опираясь на мое могущество, уничтожишь род Ария в Арарате, и покроешь тьмой Арарат, чтобы и там я был владыкой.
    И Чарий Титан копил в себе могучую злобу и ненависть к живущему в Арарате Богу Арию. Он всегда мечтал завоевать Арарат и сделать его подвластным Вишапу
     
  10. Султанчик

    Султанчик

    Регистрация:
    28 авг 2006
    Сообщения:
    114
    Симпатии:
    0
    Род занятий:
    профессиональный плавец.
    Адрес:
    Из Еревана,но живу в Москве.
    очень интересно :p
    Напиши ещё каких нибудь мифов! ;super;
     
  11. Piligrimo4ka

    Piligrimo4ka

    Регистрация:
    7 июн 2006
    Сообщения:
    3.152
    Симпатии:
    2
    Род занятий:
    студентка
    Адрес:
    с большой деревни
    ТОРГОМ И АРЕГНАЗ

    От южных границ Арарата прибыл к Араму гонец с недоброй вестью:
    - О, великий Наапет, знай, что из черных пустынь объявился у нас в горах огромный Вишап - змей, захватил все родники и не дает нам воды. Высыхают поля и сады, гибнут скот и дикие звери, от жажды умирают Арии. Силен этот Вишап - змей, и никто не может одолеть его. Найди средство, спаси нас от этой напасти.
    Арам сказал Торгому:
    - Сын мой, ты должен наследовать мое царство и стать царем Земных Богов. Настал твой час, ты должен показать свое могущество и защитить Ариев.
    - Отец мой, - сказал Торгом, - твоя воля от Ара и не подлежит обсуждению. Я иду сражаться против Вишапа - змея. Если всемогущий Ваагн будет мне покровительствовать, я убью Вишапа - змея и докажу свое право управлять Ариями. Если же я окажусь недостойным покровительства Ваагна, я погибну, и Арии избегнут несчастья иметь своим правителем пигмея.
    Арам благословил Торгома, принес жертвы Богам и обратился к Ваагну:
    - О! всемогущий Ваагн, на трудную битву идет Торгом. Молод он и неопытен, а Вишап - змей силен и хитер. Не оставь Торгома, будь его покровителем и увенчай его борьбу победой.
    Юный Торгом на своем огненном скакуне устремился к южным границам Арарата. Вечером он уже был на месте бедствия. Печальное зрелище явилось его взору - засохшие деревья, опаленная зноем растительность и обессиленные жаждой Арии, ожидавшие рассвета, чтобы пожертвовав молодую девушку, получить немного воды от Вишапа - змея.
    Недалеко от поселения, в иссушенном поле прилег Торгом, отдохнуть ночью. Бесчисленные звезды мигали ему. Он почувствовал, что звезды родного неба верят в его победу. А за звездами видел он улыбку Ваагна. В блаженстве Торгом закрыл глаза, он слышал голос Ваагна: $ Земной Бог, юный Торгом, я с тобой, ты победишь Вишапа - змея |. И Торгом спокойно заснул до рассвета.
    Утром он проснулся от шума. Большой табор направлялся в горы. А впереди табора шла юная девица невиданной красоты. Молча и покорно шла она, не жалуясь на свой страшный жребий. И горько стало Торгому, что эта милая девица должна достаться Вишапу - змею.
    Торгом последовал за табором. Недалеко от высокого голого утеса табор остановился, а девица пошла дальше одна и встала под утесом. Юный Торгом пришпорил своего коня и остановился рядом с девушкой.
    Послышался ужасный вой, вздрогнула земля, и громадный Вишап - змей выполз из-за утеса.
    - Хлеб, вино, вездесущий Бог, - воскликнул Торгом и, держа наготове меч, пошел на Вишапа - змея.
    И начался поединок между юным Торгомом и страшным змеем. Дрожала земля, и пыль затмила Солнце.
    Долго бились Торгом и Вишап - змей. Силен был Торгом, но неопытен - нападал спереди. Хитер и увертлив был змей - избегая прямых ударов, старался наносить удары в спину.
    Девушка, почувствовав себя в безопасности за спиной Торгома, призвала Богиню Астхик:
    - О, чистейшая Богиня, передай мою девичью любовь юному Торгому, разбереди его сердце пламенем моей любви, и пусть моя любовь умножит его силы и сделает его непобедимым.
    Услышала Астхик мольбу девушки и передала ее любовь Торгому. И вспыхнул пожар любви в сердце Торгома, взглянул он на девицу, собрал все свои силы и, нанеся сокрушительный удар, разрубил змея надвое.
    И после этого хлынула вода с гор.
    Ликовали Арии, жадно пили воду и славили Торгома и Бога Мощи Ваагна. А девушка, прильнув к груди Торгома, плакала от счастья.
    - Как твое имя, красавица? - спросил Торгом.
    - Я забыла свое имя, - ответила девушка, - этой ночью все меня называли Жертвой. Ты вновь даровал мне жизнь, ты и дай мне имя.
    - Твоя улыбка светла как солнце и нежна, я буду называть тебя Арегназ.
    Торгом вернулся домой. И вскоре Арам послал сватов - просить руку Арегназа для Торгома.
    Отец Арегназа сказал:
    - По воле Ара моя дочь принадлежит Торгому. Но я очень давно дал обет, и если я по своей воле отдам дочь Торгому, я стану клятвопреступником, что не подобает Земному Богу. Видите вдали эту огромную серую землю? До Великого Потопа там текла река, а берега ее были цветущими лугами. Теперь там солончаки, и я поклялся отдать свою дочь тому, кто эти солончаки превратит в цветущее поле.
    Услышав от посланцев ответ отца Арегназ, Арам велел Торгому исполнить это желание. Торгом, увидев солончаки, загрустил. Принеся жертвы Богам, он попросил у них помощи. И ему явился всезнающий Тир:
    - О, благородный Торгом, по воле Ара я здесь. Слушай мое повеление. Русло реки давно закрыто засохшим илом. Очисть русло от ила, затем поднимись в горы, найди источники и направь их воду в русло реки.
    С помощью Тира Торгом нашел русло реки. Собрал окрестных Ариев и сообща с ними очистил его. Затем поднялся в горы, нашел ручьи, речушки и направил их в русло реки. Река широко разлилась.
    Тир собрал солнечные лучи, смешал их, превратил в порошок и посыпал землю, и почва очистилась от соли.
    Торгом обратился к Богине Астхик:
    - О, прекрасная Богиня, укрась это поле разноцветными цветами и розами Арарата.
    Астхик исполнила просьбу Торгома. Собрались Арии, радовались, пировали, славили Отца Ара и Бессмертных Богов, славили Торгома и назвали поле - полем Торгома /в последствии - Тарон/.
    И отец Арегназ, согласно своему обету, благословил дочь и отдал сыну Арама.
    Семь дней, семь ночей длилась свадьба. На восьмой день Арам принес большие жертвы Отцу Ара, Бессмертным Богам и душам предков. Затем вручил Торгому полученный от предков меч-молнию, провозгласил сына владыкой Араратской земли и умер.

    ТОРГОМ И МЕСРАИМ

    Узнав о смерти Арама, Титан Месраим собрал большое войско и двинулся к границе Арарата. Недобрая весть дошла до Торгома. Он с небольшим отрядом встретил Месраима на границе, разделяющей Арарат и Царство Тьмы.
    И Торгом сказал Месраиму:
    - О! царь Титанов, почему ты с войском идешь на меня? Чего ты желаешь? Если света недостает в твоем краю, дам тебе света, недостает созидания - подарю его тебе, желаешь цветы растить - поднесу тебе цветы. Скажи же, чего ты желаешь?
    И Месраим сказал:
    -О! царь Земных Богов, мне свет не нужен - я почитаю тьму, мне созидание не нужно - я жажду разрушения, мне цветы не нужны - меня пьянят запахи колючек.
    И Торгом сказал:
    - О! Месраим, то, чего ты желаешь, есть в твоей стране и напрасно ты стремишься завладеть Араратом, здесь всего этого нет.
    Месраима насмешила наивность Торгома:
    - Храбр ты, о Торгом, но зелен, не усвоил еще мудрость Творца. Ты Бог, я Титан, ты Арий, я Чарий. И по воле Отца Ара твое дело - созидание, творение а мое дело - разрушение, опустошение.
    И Торгом сказал:
    - Месраим, если Творец предуготовил нам разные роли, Он предоставил нам и разные земли. Пусть каждый выполняет свою роль на своей земле.
    - Не мудр ты, о храбрый Торгом,- сказал Месраим,- в своей Пустыне что я могу разрушить, коли там нет созидания? Созидание в Арарате, и только там я могу разрушать! Я пришел сразиться с тобой. Если я окажусь сильнее, завоюю Арарат, и под покровительством моего Бога Вишапа разрушу его и лишу света. Если же ты окажешься сильнее, завоюешь мою Пустыню и под покровительством твоего Бога Ваагна утвердишь там свет и созидание.
    - Месраим,- сказал Торгом,- мне твоя земля не нужна. Если вы счастливы во тьме, живите без света на вашей земле. Я буду сражаться лишь за свою землю, за свой Арарат, который я унаследовал от предков и должен передать потомкам таким же светлым, богатым и цветущим. Я буду сражаться, чтобы Род Ариев вечно жил и творил в Арарате.
    - Как будем сражаться?- спросил Месраим.
    - Месраим,- сказал Торгом,- давай не будем подвергать опасности наших молодых воинов, давай сразимся вдвоем.
    Увидев, какие храбрецы стоят за спиной Торгома, Месраим согласился.
    - Как будем сражаться?- спросил Торгом,- мечами или стрелами, булавами или врукопашную? Выбирай.
    Месраим заколебался: $ Если будем сражаться мечами - от его меча-молнии нет спасения, если стрелами - он молод и остроглаз, если булавами - очень тяжела его булава. Быть может, я избегну смерти, если будем бороться в рукопашную |.
    И Торгом с Месраимом сцепились друг с другом так, что земля задрожала под их ногами и пыль закрыла небо. Их страшные крики разносились далеко вокруг, так что Арии в своем Арарате говорили: $ гроза грохочет в небе |, а Чарии в своем краю говорили: $ от землетрясения падают горы.
    Три дня и три ночи боролись они и не могли одолеть друг друга. Торгом был силен, а Месраим - хитер.
    На четвертый день Месраим почувствовал, что убывают его силы, а Торгом становится все сильнее, и сказал:
    - Стой, Торгом, ты непобедим не сам по себе, тебе передалась мощь твоего Бога - Ваагна.
    - Да,- ответил Торгом,- но и ты увертлив не сам по себе, хитрость и изворотливость твоего Бога Вишапа передались тебе.
    -Это так,- сказал Месраим,- мы никогда не сможем одолеть друг друга. Давай помиримся, я буду славить своего Бога, а ты - своего, и давай побратаемся и поклянемся: если я умру раньше - ты будешь защищать мою семью, если же ты умрешь раньше - я стану покровителем твоей семьи.
    Подали друг другу руки и поклялись своими предками отныне быть братьями. Наивен был Торгом, и искренним было его примирение. Хитер был Месраим, и фальшивым был его обет.
    Торгом вернулся в вечный город. Он был доволен собой, был уверен, что совершил богоугодное дело. И разжег большой костер, принес жертвы, восславил Отца Ара, Бессмертных Богов и святых предков. И удивился, когда увидел, что Боги и души предков не приняли участия в этом обряде. Понял Торгом, что Боги не принимают его жертву. Загрустил он, задумался. И явилась ему Мать Анаит. Он опустился перед ней на колени:
    - О, Мать Анаит, скажи, в чем моя ошибка, почему Боги не приняли мою жертву, ведь я примирился, не пролив крови.
    - Нет, дитя мое, ты обманут Месраимом. Знай, что хитрость - достоинство Чариев и их единственное оружие против Ариев. И этим оружием тебя поразили. И в силу данного тобой обета многие поколения Чариев будут бороться против Ариев, используя их же кровь.
    И тревога овладела Торгомом, и стал он думать, как спасти свой Род от данного им обета, и возвел он неприступные крепости, но соорудить крепость против хитрости Титанов - он не смог.

    ТОРГОМ И ТИТАНИДА ХАТУН

    Спустя некоторое время Месраим умер. Перед смертью позвал он к себе жену - Титаниду Хатун и сказал:
    - Жена, по воле нашего Бога Вишапа нам, Титанам, предназначена миссия объять тьмой Арарат и превратить его в пустыню. Но Боги сильны своим Ваагном. И против них нужно бороться с помощью их же крови.
    После смерти Месраима задумалась Хатун: $ Пошлю человека к Торгому, пусть придет ко мне в гости, пусть ляжет в моей комнате, и я рожу от него сына - храбреца.
    Она послала двух молодцов в Арарат с письмом к Торгому.
    Молодцы вручили Торгому записку Хатун: $ Если ты Бог, будь верен своему обету Бога - приходи и позаботься обо мне, как поклялся.
    Задумался Торгом, не знал, как поступить. Но не мог он нарушить свою клятву и сказал жене:
    - Жена, Титанида Хатун зовет меня в Степь. Наверно она попала в тяжелое положение, и я должен отправиться к ней.
    Арегназ сказала:
    - Торгом, не уходи. Эта Хатун хитра, как змея, она тебя обманывает. Она твою силу хочет, она от тебя сына хочет.
    Вспомнил Торгом слова Богоматери Анаит и понял, что Хатун нужна его кровь, чтобы затем обратить эту кровь против Рода Ариев. Понял, но он дал обет и не мог от него отказаться. Ночами не спал Торгом, все искал выхода. Он воззвал к Отцу Ара, но ответа не получил. Воззвал к Матери Анаит, и она услышала и явилась ему.
    - Мать Анаит, - сказал Торгом, - Титанида Хатун зовет меня к себе. Знаю, она хочет от меня крови. Что мне делать?
    - Сын мой, - сказала Анаит, - ты уже был обманут Масраимом и дал клятву Бога. Хатун тоже обманывает тебя. Но ты связан клятвой и не можешь ее нарушить. Это воля Отца Ара.
    - Мать, - сказал Торгом, - неужели Отец Ара не может освободить меня от этой клятвы?
    - Нет, Отец Ара любит тебя, но установленные им Законы никто не может нарушить, даже Он сам. Ты должен идти. Иди, защити Хатун от происков тамошних князей, но помни повеление Ара - не входи к ней в комнату. Только этим ты можешь искупить свою вину.
    Торгом обещал не сходить с коня и отправился в Царство Тьмы.
    Титанида Хатун велела украсить дорогу к своему дому коврами, зажечь свечи, сама нарядилась и стоя на балкончике ждала Торгома. Увидев вдали наездника, обрадовалась.
    Торгом подъехал, поздоровался и сказал:
    - Титанида Хатун, верный своему слову, я приехал сюда, позови своих князей, я заставлю их повиноваться тебе.
    - Вах, - сказала Хатун, - ты устал с дороги, ты мой гость, сойди с коня, войди ко мне, отдохни, потом займешься делами.
    - Нет, - ответил Торгом, - я дал слово, что не спущусь с коня, позови князей.
    - Торгом, - сказала Хатун, - неужели я не красива и не привлекательна?
    - Ты красива и привлекательна, - ответил Торгом, - но не мне принадлежит твоя красота. Ты - Титанида, я - Армен. И мне принадлежит только красота Арменской женщины.
    - Торгом, - не сдавалась Хатун, - среди Титанов я самая красивая женщина. Сойди с коня и стань властелином моей красоты и всего Пустынного Царства.
    Торгом сказал:
    - Слушай, Титанида Хатун, - мне не нужна чужая земля, мне не нужна чужая красота.
    Увидела Хатун, что упрям Торгом и невозможно заставить его войти в дом, и велела позвать своих князей. Князья, которые содрогались от одного вида Торгома, склонив головы встали перед ним. Торгом застращал их, и они поклялись своим Богом - Вишапом - повиноваться Хатун.
    Считая свое дело законченным, Торгом хотел удалиться, но Хатун сказала:
    - О, предводитель Богочеловеков, давай скрепим наше примирение чашей вина, затем - в добрый путь.
    Принесли, дали князьям по чаше вина, а Торгому налили столетнего вина. Устал Торгом, и мучила его жажда. Не ведая ни о чем, выпил он вино, и сразу же закружилась у него голова. Спустили Торгома с коня и повели в дом, угостили по-царски, напоили и повели в комнату Хатун.
    И зачала Хатун от Торгома ребенка. Через девять месяцев, девять дней, девять часов родила Хатун сына и назвала его Бэлом.
    Семь лет Титанида Хатун удерживала у себя Торгома, поила его вином.
    Однажды, войдя в дом, Торгом услышал голос Хатун. Она играла с Бэлом, приговаривая: $ Умереть мне за тебя, Царь Титанов, вырастешь, укрепишь Царство Чариев, разрушишь Царство Ариев.
    Торгом услышал эти слова, отрезвел и сказал:
    - Хатун, чему ты его учишь? У него молоко на губах не обсохло, а ты уже учишь его злу?
    - Конечно, - ответила Хатун, - он должен стать царем Чариев, поэтому уже сейчас должен учиться Злу.
    - Коли так, я больше не останусь здесь, - сказал Торгом.
    - Твое дело, Торгом, - сказала Хатун, - мне был нужен сын, наследник Пустынного Царства. Семь лет ты был в моей власти, я родила от тебя сына. Теперь, если хочешь, можешь уйти, а можешь остаться. Если останешься, я буду любить тебя, буду верной женой. Если же решишь уйти, я благословлю тебя.
    Опьянение Торгома сразу же прошло. И он сказал сам себе: $Я уже семь лет здесь. Я нарушил данную Богоматери Анаит клятву и своей кровью способствовал росту мощи Титанов. Он молча вышел, оседлал коня и поехал в Арарат.
    Но Арии не обрадовались возвращению Торгома, не приветствовали его. Арегназ же вошла в дом и велела крепко закрыть окна и двери.
    И Торгом обратился к Богоматери Анаит:
    - О! Мать Анаит, велика моя вина и непростительна. Мой народ не принимает меня, Боги отказываются от меня, я сам отвергаю себя. И лишь материнское сердце не оставляет сына, даже заблудшего, даже преступного. Мать, я не умоляю о прощении, не хочу ни жизни, ни власти, прошу лишь сына, чтобы он унаследовал мое царство и защитил мой Род от набирающего силу Бэла.
    Богоматерь Анаит явилась Торгому:
    - Сын мой, по воле Отца Ара я прощу Арегназ, если она примет тебя. Ты будешь иметь наследника, но оба вы как нарушители обета умрете.
    И Торгом сказал:
    - Что значит для вечности одна смерть? Мы были праотцами и станем праотцами и возродимся вновь в наших потомках.
    По велению Богоматери Анаит Арегназ впустила Торгома.
    Через девять месяцев, девять дней, девять часов Арегназ родила сына. Родился младенец при солнечном свете, и солнечный свет был в его глазах. И Богоматерь Анаит сама покровительствовала его рождению. Она первая взяла в руки светозарного младенца, посмотрела на него и воскликнула:
    - О, как он похож на Айг Ария, и пусть его имя будет Айк!
    И Арегназ обратилась к Богоматери Анаит:
    - О, Мать Анаит, ты, что покровительствовала рождению сына Торгома и в честь нашего пращура Айг Ария назвала его Айком, даруй мне сорок дней, чтобы я оберегала Айка от заразы, от опасностей, от дурного глаза, чтобы я освятила его тело нектаром цветов Арарата и посвятив его, оставила жить под покровительством Бессмертных Богов.
    Богоматерь Анаит услышала мольбу Арегназ и выполнила ее просьбу.
     
  12. Piligrimo4ka

    Piligrimo4ka

    Регистрация:
    7 июн 2006
    Сообщения:
    3.152
    Симпатии:
    2
    Род занятий:
    студентка
    Адрес:
    с большой деревни
    :wink:
     
  13. Nerses

    Nerses

    Регистрация:
    25 ноя 2006
    Сообщения:
    163
    Симпатии:
    0
    Ай спасибо, Piligrimo4ka!!!
    Эти мифы не противоречат христианству, просто их надо воспринимать как сказку, которая рассказывает нам о борьбе добра со злом.
     
  14. Piligrimo4ka

    Piligrimo4ka

    Регистрация:
    7 июн 2006
    Сообщения:
    3.152
    Симпатии:
    2
    Род занятий:
    студентка
    Адрес:
    с большой деревни
    конечно нет... мне самой просто интересно было,про наших предков до христианства!Как они воспринимали духовную жизнь...на сколько была у них фантазия))))
     
  15. Лианка_горянка

    Лианка_горянка

    Регистрация:
    8 фев 2007
    Сообщения:
    144
    Симпатии:
    0
    Адрес:
    Прага, ЧР
    Piligrimo4ka, спасибо,очень интересно. Правда про "создание человека" мне бабушка в детстве еще рассказывала,как сказку.
    Согласна,что это не противоречит хрис-ву,т.к. не берутся утверждать,что это истина :)Мы ж все знаем сказку,к примеру, про Буратино,она тож противоречит :), просто надо относится к этому,как к части нашей культуры 8)


    В коллекцию ;)

    АРАМ, в армянской мифологии герой, предок - эпоним армян. По его имени, согласно древним преданиям, стала называться другими народами страна армян [греками - Армен, иранцами и сирийцами - Армени(к)].

    А., из потомства Хайка, защищает границы армянских земель, вступая в борьбу с Мидией, Ассирией и Каппадокией. Он отражает нашествие войск мидян под предводительством Нюкара Мадеса, самого Нюкара Мадеса приводит в Армавир и пригвождает к стене башни на обозрение проходящим, а на его страну налагает дань и подчиняет себе. В войне с Ассирией противником А. выступает Баршам (Баршамин), которого А. побеждает в бою. Мотив борьбы А. с Ассирией, возможно, восходит к войнам урартского царя Араме с ассирийским царём Салманасаром III (9 в. до н. э.). Согласно мифам, А. воюет в Каппадокийской Кесарии, где сталкивается с детьми титанов (титанидами), побеждает титанида Пайаписа Кахья (Папайос Химерогенес), которого изгоняет на остров Азийского моря (Средиземное море). Миф о борьбе А. с титанидами, с Пайаписом, по мнению исследователя И. Марквардта, - вариант мифа о борьбе Зевса с титанами и Тифоном (согласно «Илиаде», жилище Тифона находится в стране аримов в районе вулканической горы Аргей, близ Мажака - Кесарии, Hom. П. II 783). Этот миф протоармяне (аримы) освоили в то время, когда жили в Каппадокии, связав его с именем своего предка Арима. В дальнейшем имя Арим превратилось в А. (под влиянием имени либо урартского царя Араме, либо упоминаемого в Библии Арама, предка жителей Сирии и Месопотамии - арамейцев), содержанием трансформированного мифа стала борьба предка армян с враждебными племенами.




    ТОРК АНГЕХ, Турк Ангех, Турк Ангехеа, Торг Ангех, в армянской мифологии бог, правнук Хайка. Культ Т. А. сложился, вероятно, в результате слияния представлений о богах Ангехе и Тарку. Древне-армянскому богу Ангеху поклонялись в землях бассейна озера Ван. В армянском переводе Библии именем Ангех заменено упоминаемое имя шумеро-аккадского бога Нергал. Ангех (арм., «гриф»), видимо, связывался с тотемическими представлениями армян. Район распространения культа этого божества называли Ангех-тун («дом Ангеха»). Вероятно, на той же территории почитался Тарку, или Тургу (скорее всего, митаннийско-хеттского происхождения), бог плодородия и растительности. В дальнейшем появилась новая форма имени - Турк, или Торк (согласно народной этимологии, турк, «дар»). Вследствие общности района поклонения обоим богам Турк стал отождествляться с Ангехом или рассматриваться как его потомок; утвердилось его наименование Турк Ангехеа («дар Ангеха»). Позднее эпитет Ангехеа был переосмыслен как «безобразный» (от тгех, «некрасивый»), и Т. А. стали связывать не с Ангехом, а с великаном Хайком.

    Согласно мифам, Т. А. - исполин безобразной наружности: с грубыми чертами лица, со сплюснутым носом, ввалившимися глазами, диким взглядом, неуклюжий. Т. А. - каменотёс-ваятель; руками откалывает гранитные скалы, ногтями обтёсывает их, создавая гладкие плиты, на которых ногтями же гравирует рисунок (изображения орлов и др.). Разъярившись, он отламывает огромные скалы и швыряет их в корабли недругов.
    Образ Т. А. нашёл отражение в поэме Г. Агаяна «Торк-Ангех» (1888).


    ПАХАПАН ХРЕШТАК, в армянской мифологии ангел-хранитель. Согласно мифологическим представлениям, два П. х. сопровождают человека с момента его рождения; один охраняет душу, другой - тело человека. По другим поверьям, человеку сопутствует один П. х. - добрый ангел, сидящий на его правом плече, записывающий его хорошие поступки и побуждающий его на добрые дела. Антипод П. х. - располагающийся на левом плече злой ангел, регистрирующий дурные поступки человека, толкающий его на зло. Иногда П. х. отождествляется с ангелом смерти (хогеар), он ведёт в потустороннем мире душу умершего на судилище.


    АРА ГЕХЕЦИК, Ара Прекрасный, в армянской мифологии умирающий и воскресающий бог. Древний миф об А. Г. и богине Шамирам является вариантом мифов об Осирисе и Исиде, Таммузе и Иштар, Адонисе и Астарте, сложившимся, по-видимому, во 2-м тыс. до н. э. у протоармян Армянского нагорья. В эпосе А. Г. выступает царём армянского государства, Шамирам - царицей Ассирии. Шамирам, пожелавшая иметь своим мужем А. Г., славившегося красотой, после смерти её супруга Нина отправляет послов с дарами к А. Г., предлагая ему стать царём Ассирии, либо, удовлетворив её страсть, с миром вернуться в свою страну. Разгневанная его отказом, Шамирам идёт войной на Армению. Своим военачальникам она велит взять А. Г. живым. Однако на поле брани он был убит. Шамирам находит труп А. Г. По её приказу аралезы зализывают раны А. Г., и он оживает (согласно «Истории» М. Хоренаци, Шамирам лишь распускает слух о том, что аралезы воскресили А. Г.). По-видимому, миф об А. Г. лёг в основу изложенного Платоном мифа об Эре: Эр был убит в сражении, но десять дней спустя его тело было найдено на поле битвы целым и невредимым. Когда на двенадцатый день при совершении погребального обряда его тело положили на костёр. Эр ожил и рассказал об увиденном им на том свете (Plat. R. Р., Х 614).
    По имени А. Г., согласно преданию, названы Араратская равнина, гора Цахкеванк (около Еревана), второе название которой-«Ара»; легенда об оживлении А. Г. связывается с холмом в селе Лезк (близ города Ван). А. Г. посвящена картина В. Суреньянца «Шамирам у трупа Ара Прекрасного», трагедия Н. Зарьяна «Ара Прекрасный» и др.



    МАСИС, в армянской мифологии гора (Арарат). По одному из мифов, М. поссорилась со своей сестрой Арагац, из-за чего была с ней разлучена. В древнейших мифах М. - жилище змей и вишапов. В эпосе «Випасанк» у подножия М. живут потомки вишапов (вишапазунк, вишапиды). По некоторым вариантам, в одной из пещер М. каджи заковали в цепи Артаваэда. На вершине М. находится царь змей с драгоценным камнем на голове. Раз в семь лет все змеи, обитающие вокруг М., являются к своему царю. В армянском переводе Библии в мифе о всемирном потопе ковчег Ксисутра (Ноя) остановился на горе М.
    С вершины М. Ксиеутр спустился на землю.


    АРЭВ, Арэгак («солнце», в переносном значении - «жизнь»), в армянской мифологии персонификация солнца, иногда в виде колеса, излучающего свет, чаще в образе юноши. Согласно мифам, дворец А. находится на востоке, на краю света. Вечером, воспламенённый и усталый, А. возвращается к матери (заход солнца по-армянски - «майрамут», «вход к матери»). А. купается, мать вытаскивает его из воды, укладывает в постель, кормит грудью. Отдохнув, он снова пускается в путешествие. По другому мифу, А. купается и отдыхает в озере Ван, на дне которого находится его ложе. Перед рассветом ангелы облачают А. в огненную одежду. Когда А. умывается, горы и равнины покрываются росой. На высокой горе на востоке поднимаются 12 телохранителей А. и огненными посохами ударяют по горе, которая вместе с другими горами преклоняет свою голову перед царём А. Тогда А., голова которого покрыта огненными волосами, поднимается на небо. По некоторым мифам, А. сопровождает огромная птица, её крылья раскрыты, чтобы от лучей А. не загорелась земля. Арэв мчится по небосводу, сидя на льве. Лев своим огромным мечом защищает его от злых духов. Культ А. с древних времён был распространён среди армян. В 5 в. до н. э. в жертву богу солнца приносили лошадей (Xenoph. Anab. IV 35). Ещё в 12 в. в Армении существовали сектанты - солнцепоклонники (арэвордик), преследуемые армянской христианской церковью. Восьмой месяц древнеармянского календаря и первый день каждого месяца назывались Арегом (т. е. А.). Следы культа А. сохранились в народных молитвах и клятвах до 20 в.

    Во многих мифах А. и Лусин. (луна) выступают как брат и сестра. Чаще всего в них А. - сестра, а Лусин - брат. В одном варианте оба они - дети бога. По велению отца они должны днём и ночью поочерёдно сторожить мир. По жребию А. должна была действовать ночью. Из-за этого между А. и Лусином возник спор. Вмешался бог и повелел Лусину сторожить мир ночью, а А. - днём. Отец даёт А., стесняющейся людей, массу игл, чтобы она колола глаза тому, кто будет на неё смотреть. По другим мифам, в спор между братом Лусином и сестрой А. вмешивается их мать, державшая в руках в этот момент тесто. Она даёт пощёчину Лусину и выгоняет его ночью из дома (до сих пор видны следы теста на лице Лусина). Согласно другой версии, А. - брат, а Лусин - сестра. Сначала они вместе ходили по небосклону. Но красавицу Лусин сглазили, и она заболела оспой. Лусин попросила А. колоть глаза тем, кто смотрит на неё, а сама от стыда стала ходить по ночам.



    ВАХАГН, Ваагн, в армянской мифологии бог грозы и молнии. Согласно мифу, его рождали в муках небо и земля, а также пурпуровое море; к рождению был причастен и красный тростник (которым разрешилось море), извергавший дым и пламя; из пламени появился В. - юноша с огненными волосами, с пламенной бородой и глазами, подобными двум солнцам. Родившись, В. вступает в борьбу с вишапами (отсюда его эпитет «Вишапаках» - «вишапоборец») и побеждает их. Миф о В. сложился, вероятно, в сер. 1-го тыс. до н. э. на основе индоиранских мифов о грозовых божествах, борющихся и побеждающих змееобразных демонов. В истоке этимологии имени В. - эпитет Индры «Вритрахан» («убийца Вритры»). Борьба В. с вишапами - «грозовая борьба» бога против злой персонификации бури, смерча или грозовых облаков (вишапа-демона).
    В эллинистическую эпоху В. отождествлялся с Гераклом. Согласно варианту мифа, В., предок армян, суровой зимой украл у родоначальника ассирийцев Баршама солому и скрылся в небе. Когда он шёл со своей добычей по небу, он ронял на своём пути мелкие соломинки; из них образовался Млечный путь (по-армянски называемый «дорога соломокрада»). По иной версии, В. - не бог, а сын царя Тиграна-вишапоборца, убившего Аждахака.
    В честь В. были построены храмы в Аштишате, в Ахевакане, Малом Ахбаке (ныне в Турции).
    Образу В. посвящены картины современных художников А. Коджояна, О. Минасяна, стихи И. Иоаннисяна и Е. Чаренца.

     
  16. Лианка_горянка

    Лианка_горянка

    Регистрация:
    8 фев 2007
    Сообщения:
    144
    Симпатии:
    0
    Адрес:
    Прага, ЧР
    АРМЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ.

    АРМЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ, комплекс мифологических представлений армян. Истоки А. м. уходят к мифологиям и верованиям племён, населявших Армянское нагорье, участвовавших в этногенезе армянского народа (урумейцы, мушки, вторгшиеся в 12 в. до н. э. в пределы ассирийской провинции Шуприа, хуррито-урартские племена и др.). Мотив ожесточённой борьбы между урумейцами и Ассирией, а с 9 в. - между Урарту и Ассирией в модифицированном виде лёг в основу многих древнеармянских мифов. А. м. складывалась под значительным влиянием иранской культуры (многие божества армянского пантеона - иранского происхождения: Арамазд, Анахит, Вахагн и др.), семитских мифологических представлений (см. Астхик, Баршамин, Нанэ). В эллинистическую эпоху (3-1 вв. до н. э.) древнеармянские божества отождествлялись с античными богами: Арамазд - с Зевсом, Анахит - с Артемидой, Вахагн - с Гераклом, Астхик - с Афродитой, Нанэ - с Афиной, Михр - с Гефестом, Тир - с Аполлоном или Гермесом.

    АСТХИК («звёздочка»), в армянской мифологии богиня плотской любви и воды, возлюбленная Вахагна. Её главный храм в Аштишате (к северу от современного города Муш в Турции) назывался «спальня Вахагна». Возможно, первоначально А. и Анахит - два имени одной и той же богини плодородия, любви и воды.
    Имя А. восходит к символу богини - планете Венера. В дальнейшем Анахит и А. стали самостоятельными божествами. Согласно мифам, А., необычайная красавица, каждую ночь купалась в Евфрате там, где он течёт по узкому каменистому ущелью (местность Гургура, «грохот»). Чтобы любоваться обнажённой богиней, юноши зажигали огни на горе Дагонац (Таронская гора, в пределах современной Турции). Защищая себя от чужих взоров, А. покрывала туманом всю Таронскую долину. Согласно другим мифам (возникшим, вероятно, после распространения христианства), А.- дочь Ксисутра (Ноя), рождённая после всемирного потопа. После смерти Ксисутра вспыхнула война за власть над вселенной между его сыновьями Зрваном, Титаном и Япетосом. А. уговаривает их прекратить раздоры. Титан и Япетос признают власть Зрвана, но ставят условием истребление всех его детей мужского пола, чтобы потомки Зрвана не властвовали над ними. После умерщвления двух сыновей Зрвана А. вместе с его жёнами спасает остальных, отправляя их на запад, на. гору Дьюцнкец.
    В эпоху эллинизма А. отождествлялась с Афродитой. Храмы и места почитания А. находились в Аштишате, в области Андзевацик на горе Палаты (к юго-востоку от озера Ван), в Артамете на берегу озера Ван и др. По армянскому календарю в середине лета (в конце старого года и в начале нового) устраивался праздник вардавар (вероятно, от «вард», «роза» или «вода»), А. приносили в дар розу, выпускали голубей, а участники обряда обрызгивали друг друга водой.
    БАРШАМИН, Баршимниа, Баршам, в армянской мифологии божество, выступающее противником богов и героев (Вахагна, Арама и др.). Образ восходит, по-видимому, к западносемитскому Баалшамему, культ которого был распространён в Армении. Построенный в честь Б. храм и статуя из слоновой кости, вывезенная из Месопотамии Тиграном II (1 в. до н. э.) и установленная в селении Тордан (к юго-западу от современного города Эрзинджан в Турции), были разрушены после принятия в Армении христианства (4 в.).

    НАНЭ, Нанэа, в армянской мифологии богиня, дочь верховного божества Арамазда. Имя Н. восходит к имени аккадской богини Нанайи. Предполагают, что в Армении почитание Н. было перенято от сирийцев. Культ Н. переплетался, по-видимому, с культом богини-матери Анахит, Н. чтилась также как Великая мать (в народной армянской речи имя Н. приобрело нарицательное значение - бабушка, мать). Скорее всего, Н. были присущи функции богини войны: в эллинистическую эпоху она отождествлялась с греческой Афиной.

    ВИШАПЫ, в армянской мифологии драконы, хтонические существа. Выступают в зооморфном (чаще всего - в виде змеи) или антропоморфном облике, персонифицируют грозовую бурю, смерч или грозовые облака.
    Согласно мифам, большой В. поглощает солнце, отчего происходит затмение. В. живут в высоких горах, в больших озёрах, на небе, в облаках. Поднимаясь на небо или спускаясь вниз, особенно на озёра, производят грохот, сметают всё на своём пути. Доживший до тысячи лет В. может поглотить весь мир. Часто во время грозы постаревшие В. с высоких гор или озёр подымаются на небо, а небесные В. спускаются на землю. В основе мифов о борьбе с В. - распространённый мифологический мотив о борьбе хаоса с космосом. С утверждением христианства мифы о В. подверглись модификации, вишапоборца Вахагна вытеснили архангел Гавриил (Габриел Хрештак) и ангелы, они вступают в сражение с В., которые во время грозы вместе со злыми духами пытаются проглотить солнце (воспламеняющиеся грозовые тучи - огненные тела В., гром - их крик, а молния - стрела Габриела Хрештака, посох или прут ангелов). Ангелы вздымают В. к самому солнцу, от лучей которого В. превращаются в пепел и сыплются на землю.
    В эпосе В. - чудовища, завладевшие водными источниками; они вынуждают людей приносить им в жертву девушек; воды и девушек высвобождают герои, убивающие В. В эпосе «Випасанк» выступают В., живущие у подножия Масиса, потомки вишапа Аждахака и его жены Ануйш - «матери вишапов» (этих потомков иногда называют «вишапидами», по-армянски - «вишапазунк»). Предводитель и отец В. Аргаван пригласил к себе во дворец на обед царя Арташеса с сыновьями. Во время обеда Аргаван строит козни против царя. Разгневанный Арташес, вернувшись в Арташат, посылает сына Мажана с войском для уничтожения В. Однако тот не выполнил приказания отца. Истребил их, включая Аргавана, Артавазд.

    После официального принятия в Армении христианства (301) появляются новые мифологические образы и сюжеты, древние мифы и верования подвергаются трансформации. В А. м. библейские персонажи перенимают функции архаических богов, духов, напр. Иоанн Креститель (армянский Карапет) - Вахагна, Тира, архангел Гавриил (Габриел Хрештак) - Вахагна, духа смерти Гроха. В позднем средневековье частичное воздействие оказали мифологические представления соседних мусульманских народов.
    Основные сведения об А. м. сохранились в произведениях древнегреческих, византийских (Платон, Геродот, Ксенофонт, Страбон, Прокопий Кесарийский), средневековых армянских [5 в. - Мовсес Хоренаци, Агатангехос (Агафангел), Езник Кохбаци, 7 в. - Себеос, Анания Ширакаци] авторов, а также в поздней народной традиции.
    Для древних мифов, переданных в письменной традиции, характерна историзация содержания. Архаические боги и герои преобразовались в них в эпонимов армян, основателей страны и государственности (Хайте, Арам, Ара Гехецик, Вахагн и др.). Мифические события были включены в конкретно-географическую среду. Злые космические или хтонические духи и демоны стали фигурировать как «чужие» этнические вожди, цари или царицы вражеских государств (Аждахак, против ник Хайка - Бэл из Вавилона, Баршамин и др.). Борьба между хаосом и космосом трансформировалась в военно-политическую борьбу между армянским и «чужими» народами и государствами - Ассирией, Мидией и др. (война армянского царя Тиграна против мидийского царя Аждахака и др.). Центральный сюжет в древне-армянской мифологии - сопротивление протоармян или армян иноземному порабощению.
    При демифологизации и историзации архаических мифов и складывании эпоса между различными мифологическими персонажами возникает определённая генеалогическая связь: Арам, один из эпонимов армян, - потомок первопредка Хайка, Ара Гехецик - сын Арама, Анушаван Сосанвер - внук Ара Гехецика. Эпические цари (Тигран, Арташес, Артавазд) считались также потомками Хайка.
    В древних мифах прослеживаются элементы тотемизма. По одному мифу, имя княжеского рода Арцрунидов происходит от наименования птицы - орла (арцив), который раскрытыми крыльями заслонил от солнца и дождя спящего юношу - предка этого рода. В «Випасанке» царь маров (мидян) вишап Аждахак выступает их тотемом (согласно народной этимологии, мар - «змея», «вишап»). Тотемические представления проявляются в мифах о Ерванде и Ервазе, родившихся от связи женщины с быком; отец-бык выступает тотемом их рода.
    В большинстве мифов животные, растения первоначально имели антропоморфный облик. Священными животными выступают бык, олень, медведь, кошка, собака, рыба, священными птицами - аист, ворона, журавль, ласточка, петух. В эпосе «Сасна Црер» («Давид Сасунский») вестник, посланник богов - ворона (аграв). Вещей птицей, глашатаем утреннего света выступает петух (акахах), воскрешающий людей от временной смерти - сна, отгоняющий духов болезни. В христианизированном мифе он назначается игуменом монастыря св. Георгия, без его клича никакой караван, остановившийся в монастыре, не отправляется в путь. Аист (арагил) фигурирует в мифах как вестник Ара Гехецика, как защитник полей. Согласно древним мифологическим представлениям, два аиста олицетворяют солнце. По некоторым мифам, аисты в своей стране - люди, земледельцы. Когда приходит время, они надевают перья и прилетают в Армению. Перед отлётом убивают одного из своих птенцов и приносят его в жертву богу. Многие мифы посвящены змеям, культ которых издревле был" распространён среди народа (особенно почитался уж - лорту, которого считали другом армян и даже называли «армянином»). Считалось, что священные змеи живут в пещерах в своих дворцах, у царей змей на голове - драгоценный камень или золотые рога. У каждого из царей - войско. Священные растения в А. м. - платан (соси), можжевельник, бригония (лоштак).
    Горы в мифах обычно персонифицированы. Согласно одному варианту, горы некогда были людьми исполинских размеров. Будучи братьями, каждое утро, после пробуждения, они затягивали свои пояса, затем приветствовали друг друга. Но, постарев, они не смогли больше рано вставать и здоровались, не затягивая ремней. Бог за нарушение старого обычая наказал братьев, превратив их самих в горы, их пояса - в зелёные долины, их слезы - в родники. В других мифах Масис (Арарат) и Арагац были сестрами, Загрос и Тавр - рогатыми вишапами, борющимися между собой. В версиях, распространённых после принятия христианства, горы Арарат, Сипан, Артос и Арнос связываются со всемирным потопом.
    В армянских мифах огонь и вода также персонифицированы, выступают как сестра и брат. Сестра-огонь поссорилась с братом-водой, поэтому между ними - вечная вражда; вода всегда гасит огонь. По одному варианту, огонь был создан сатаной, ударившим железом по кремню. Этим огнём и стали пользоваться люди. Тогда разгневанный бог создал молнию (огонь божий), которой он карает людей за пользование сатанинским огнём. С огнём связаны культовые церемонии во время свадеб и крестин. В феврале, в праздник терындез, разжигали ритуальные костры.
    В А. м. значительное место занимают астральные сюжеты. В древности официальная религия армян включала культ солнца и луны; их статуи находились в храме в Армавире. Секты солнцепоклонников сохранялись в Армении ещё и в 12 в. (мифы о солнце и луне см. в статьях Арэв и Лусин). Со звёздами был тесно связан культ предков. Так, Хайк - астральный лучник, отождествляющийся с созвездием Орион. Согласно народным поверьям, каждый человек имеет в небесах свою звезду, которая меркнет, когда ему угрожает опасность. Существуют мифы о Млечном пути (согласно одному из них, у убитой женщины-оборотня из груди разбрызгалось на небосклоне молоко), о созвездии Большой Медведицы (семь кумушек, превращённых разгневанным богом в семь звёзд).
    Из явлений природы выделяется грозовая буря. Гроза с багряными тучами уподобляется рождению в муках, гром - крику женщины при родах, происходящих между небом и землёй. Персонификация грозовой бури и смерча - вишапы, против которых воюет бог грозы и молнии Вахагн. По другим мифам, распространившимся после принятия армянами христианства, персонификация грома и молнии - пророк Илия (Егиа). Отражение в мифах нашли зарница (блеск брюха большой рыбы на земле, когда она переворачивается на спину), роса (слезы луны или пророка Илии). Ветер или буран связываются со святым Саркисом. Ночную тьму олицетворяют гишерамайрер. Противопоставлением злой ночной тьме является «добрый свет» дня, особенно утренняя заря, уничтожающая ночных злых духов. Персонифицирует утреннюю зарю в народных поверьях «непорочная дева», или «розовая дева» (после распространения христианства - богоматерь).
    Небо представляет собой город с медными воротами и каменными стенами. У бездонного моря, разделяющего небо и землю, находится рай. У райских ворот течёт огненная река, через которую переброшен мост волосинка (мазэ камурч). Под землёй находится ад. Измученные в аду души грешников покидают ад, поднимаются по мосту, но он рвётся под тяжестью их грехов и души падают в огненную реку. Согласно другому мифу, мост протянут над адом; когда наступит конец света и воскреснут все усопшие, каждый из них должен будет пройти по этому мосту; грешники упадут с него в ад, а праведники перейдут в рай (ср. с мостом чинват в иранской мифологии). Земля, согласно одной версии, находится на рогах быка. Когда он трясёт головой, происходит землетрясение. По другой версии, земля окружена телом огромной рыбы (Лекеон или Левиатан), плавающей в мировом океане. Рыба стремится поймать свой хвост, но не может. От её движений происходят землетрясения. Если удастся рыбе поймать свой хвост, разрушится мир.
    В эпосе нашли отражение мифы о героях-богоборцах, некоторые из них в наказание заковываются в цепи (Артавазд, Мгер Младший и др.). Терпит поражение и эпический герой Аслан ага, вступивший в борьбу с Габриелом Хрештаком.
    В А. м. получили развитие этногонические мифы (об эпонимах армян Хайке и Араме), мифы о близнецах и культурных героях (Ерванд и Ерваз, Деметр и Гисанэ, Санасар и Багдасар и др.), мифологический мотив о борьбе хаоса с космосом (см. в статьях Вишапы, Вахагн). В эсхатологических мифах прослеживается влияние митраизма и христианства. В «Сасна Црер» бог Михр (восходит к Митре) в образе Мгера Младшего входит в скалу, из которой он выйдет лишь тогда, когда грешный мир разрушится и возродится новый мир (по иному варианту - когда Христос придёт на последний суд). По другому мифу, люди постепенно будут уменьшаться и в конце концов превратятся в ачуч-пачуч, тогда и настанет конец света.
    Формирование пантеона богов, по всей вероятности, произошло в процессе этногенеза армян, когда создавались первые протоармянские племенные союзы. Возможно, что два мифических предка армян Хайк и Арам были этническими божествами двух мощных племенных союзов (хайасов и арменов), игравших в процессе этногенеза армян решающую роль. К раннеармянскому пантеону богов относятся также Ара Гехецик, Шамирам и др. С созданием первых армянских государственных образований на основе культов древних божеств и под влиянием иранских и семитских представлений формируется новый пантеон богов, возглавленный отцом всех богов Арамаздом. В пантеон вошли: Анахит, Вахагн, Астхик, Нанэ, Михр, Тир, Аманор и Ванатур, Баршамин. В культовых центрах древней Армении этим богам были посвящены особые храмы.
    В А. м. значительное место занимают мифы и верования о демонах и злых духах. В архаических мифах и в эпосе «Випасанк» выступают демоны: вишапы, дэвы и каджи. В заговорах, заклинаниях, народных поверьях упоминаются чарки и другие злые духи.
    Образы и сюжеты А. м. нашли отражение в искусстве и литературе. До нас дошли древнейшие огромные каменные изваяния, имеющие форму рыб, названные в народе «вишапы». Они находились у родников, искусственных водоёмов. Начиная с эпохи бронзы встречаются многочисленные изображения, статуи, барельефы мифического оленя, связанного с культом богини-матери, позднее - с христианской богоматерью. При раскопках древнего Арташата обнаружены многочисленные античные терракотовые культовые статуэтки (1-2 вв. н. э.), многие из которых изображают Анахит. В Британском музее находится бронзовая статуя Анахит, найденная в Садахе (на территории современной Турции). Каменный жертвенник бога Михра из городища Двин хранится в Двинском археологическом музее. На средневековых армянских миниатюрах изображены разные мифологические сцены и персонажи (алы, Тыпха, древо жизни, хушкапарики, мифические животные и ДР.).

    АРАГАЦ, в армянской мифологии гора (Арагац), сестра Масис (Арарат). Согласно мифу, любящие друг друга А. и Масис однажды поссорились. Тщетно пыталась их помирить гора Марута Cap; разгневанная, она прокляла обоих - они оказались навсегда разлучёнными.
    По мифу, сложившемуся после распространения христианства, на вершине А. молился Григор Просветитель (проповедник христианства, первый католикос Армении, кон. 3 - нач. 4 вв.), ночами ему светила свешивавшаяся с неба (без верёвки) лампада.



     
  17. Лианка_горянка

    Лианка_горянка

    Регистрация:
    8 фев 2007
    Сообщения:
    144
    Симпатии:
    0
    Адрес:
    Прага, ЧР
  18. Piligrimo4ka

    Piligrimo4ka

    Регистрация:
    7 июн 2006
    Сообщения:
    3.152
    Симпатии:
    2
    Род занятий:
    студентка
    Адрес:
    с большой деревни
    Анаит

    У армян богиня-мать, богиня плодородия и любви, дочь (или жена) Арамазда.
    Возможно, первоначально Анаит и Астхик – два имени одного божества. Постепенно Анаит и Астхик стали почетаться как две различные богини. С именем Анаит стал связываться в первую очередь культ плодородия (в этом сказалось влияние иранской богини Ардвисуры Анахиты); изменяется и характер культа Анаит: он теряет свой первоначально оргиастический характер.
    Ее именуют «великая мать», «великая госпожа», «мать целомудрия», считают покровительницев армян.
    Культ Анаит был широко распространен в Армении до официального принятия христианства.
    Ей были посвящены многочисленные храмы, воздвигнуты статуи (золотая – в храме в Ериза, бронзовая – в Садахе (на территории своременной Турции), найдены культовые статуетки 1-2 веков нашей эры при раскопках древнего Арташата).
    В эллинистическую эпоху Анаит отождествлялась с Артемидой.
     
  19. Piligrimo4ka

    Piligrimo4ka

    Регистрация:
    7 июн 2006
    Сообщения:
    3.152
    Симпатии:
    2
    Род занятий:
    студентка
    Адрес:
    с большой деревни
    Аманор и Ванатур

    У армян божества нового года, связанные с культом плодородия. Аманор («Аманор» - «новый год») приносит первые плоды нового года (начинавшегося по древнеармянскому календарю в августе), Ванатур («Ванатур» - «приютодатель») дает приют многочисленным участникам новогодних праздников (устраивавшихся в Багаване, близ современного города Диядин на территории Турции).

    Пережитки культа Аманора и Ванатура в 20 веке прослеживаются в хвалебных песнях о «Нубаре» («новый плод»).
    Возможно, Ванатур – лишь эпитет Аманора, а не собственное имя отдельного божества.
     
  20. Piligrimo4ka

    Piligrimo4ka

    Регистрация:
    7 июн 2006
    Сообщения:
    3.152
    Симпатии:
    2
    Род занятий:
    студентка
    Адрес:
    с большой деревни
    ТОЛЬКО КОРНЯМИ ЖИВЫ ВЕТВИ...

    Истоки

    "Изначально был Ар (созидание, сотворение). И Ара (Арарич) - Творец. Ара не имеет начала, и абсолютен он. И вне времени сотворил он мир. Потому и мир не имеет начала и так же абсолютен. Арарич - один, а богов множество. И многобожествен сотворенный Творцом мир.
    И каждый Бог - дитя Ара, каждый Бог - лучезарный дух, каждый Бог - космическая сила, каждый Бог - бессмертная мощь. И эти боги утверждали волю Ара во всей Вселенной, управляли каждым ее движением, ощущением, волей, мыслью и любовью..."
    Таким предстает "Таинство творения" в древней Араратской мифологии, восходящей к тем временам, когда возник и начал свою историю в Арарате (арар - творение, ат - место) - на Армянском нагорье - один из родов человечества - арийский род (праиндоевропейцы). Здесь он слагал свои легенды и предания, отсюда, из индоевропейской прародины, арийцы распространились по миру, образовав различные арийские народы. Оставшиеся же в Арарате арии стали называться арменами, а Арарат - Арменией...
    Это - наша история, наши корни, древние мифы, в глубокой символике которых отображается и раскрывается жизненный опыт нации, ее душа и дух, философское осмысление Вселенной, космических законов мироздания, таинства жизни и смерти. Именно национальная мифология - это тот духовный генетический фундамент, на котором формируется, вырастает, становится мудрой любая древняя нация. Относиться к своей архаической мифологии, как к наивным сказкам далеких предков - нелепо, предать же забвению свое языческое прошлое и культуру - все равно что обрубить собственные корни, потерять истоки нации.
    "Факты, касающиеся нашего происхождения, не исчезли, они сохранились в памяти народа - хотя и неосознанно, хотя и в раздробленном, расчлененном и искаженном виде. И как мы раскапываем в земле наши материальные ценности, так и в душе народа можем добыть его духовные ценности", - писал возглавлявший до недавнего времени языческую общину Армении "Арорди" (ар, арев - творец, ворди - сын) Слак КАКОСЯН - человек интересной судьбы и большого таланта, практически всю свою жизнь посвятивший сохранению и приумножению богатейшего наследия армянской национальной мифологии. В результате его многолетних поисков и кропотливой работы были восстановлены, воссозданы многие наши древнейшие языческие предания, исследован уникальный пласт армянской языческой культуры.
    "Ухтагирк" (Книга обета) - так называется книга Слака Какосяна, которую без преувеличения можно назвать трудом всей жизни. Он делал последние правки, уже находясь при смерти. Поставил точку и ушел навсегда, выполнив собственный обет. "Ухтагирк" вышел в свет в прошлом году, а за несколько лет до этого часть древних преданий - Араратская мифология - была переведена Эмилией Татевосян на русский язык и опубликована в журнале "Литературная Армения" (N4, 2000г.).

    Стрела времени

    "По воле Ара род ответствен перед Ара, народ - перед родом и Ара, племя - перед народом, родом и Ара. Семья ответственна перед племенем, народом, родом и Ара. А личность - перед семьей, племенем, народом, родом и Ара. Это чувство ответственности - мать всех добродетелей. А право без ответственности - безнравственно, оно источник всевозможных злодеяний..." (Араратская мифология, "Божественные законы")
    Таков древнейший кодекс чести настоящего ария, армянина, патриота, которому в течение многих веков из поколения в поколение следовали и продолжают следовать верные сыны нации, доказывая, что время не стирает и не изменяет истинные духовные ценности. Этими "Божественными законами" жил и один из величайших армянских патриотов - Гарегин Нжде, идейным и духовным последователем которого считал себя Слак Какосян.
    В 30-х годах прошлого столетия, будучи в США, Нжде создал общину "Цехакрон ухтер", проповедовавшую приверженность национальным истокам, корням, идеям, традициям предков и духовным ценностям. Позже, лишившись своего лидера, община несколько ослабла. В 1979 году в Штатах оказался Слак Какосян. Его, выпускника филологического факультета Ереванского государственного университета, националиста и патриота до мозга костей, просто заставили покинуть Армению, объявив диссидентом. В Лос-Анджелесе Слак встретился с членами общины "Цехакрон ухтер" и продолжил дело Нжде. Вернувшись на Родину в 1988 году - как только открылись "шлюзы", С. Какосян создал общину "Арорди", в деятельности которой возродились те же цели, которые ставил перед собой Нжде и его "Цехакрон ухтер".

    Корни и ветви

    "По воле Отца Ара вы получили свое наследство. Идите за своими стрелами. Понесете с собой огонь отцовского очага и от него разожжете свои очаги. И пока этот огонь будет гореть, вы останетесь душевно связанными с отцовским очагом, будете питаться его мощью и вечно обновлять в себе арийские качества. От ваших потомков возникнут новые арийские племена - ветви арийского древа, корни которого - в Арарате. Волю Отца Ара - никогда не отрываться от корней родового древа - как завет передавайте вашим потомкам, ибо только корнями живы ветви..." (Араратская мифология, "Сыновья Арама")
    Помним ли мы, знаем ли мы свои корни? По многовековой традиции мы продолжаем справлять праздники, начало которым было положено в глубокой древности - Затик, Вардавар, Трндез. Но многие ли из нас знают, в чем изначальная суть этих праздников, в чем их смысл? К примеру, 13 февраля мы справляем Трндез - что это за день, который нынешняя молодежь обычно путает с чуждым нам праздником - днем Святого Валентина, в то время как они абсолютно не идентичны по смыслу?
    "Все армянские древние праздники органично связаны друг с другом, с природными и космическими процессами, - рассказывает жрец общины "Арорди" Зограб ПЕТРОСЯН. - По старому армянскому календарю наступление Нового года наши предки, как и многие древние народы, справляли 21 марта. Новый год начинался с весны, с обновления природы, ее цветения. Праздник Трндеза связан с ожиданием и подготовкой к Новому году, к смене времен года. Дело в том, что 21 марта происходит огромный энергетический сброс, спящая земля просыпается, и мы должны быть готовы к тому, чтобы вобрать в себя эту энергетику и перейти рубеж зимы сильными, а не ослабленными после зимней "спячки". Одним словом, мы должны быть готовы к перемене, должны сделать шаг ей навстречу. Выдержать столь мощный выброс космической энергии нелегко. Ведь не зря весной практически у всех людей с ослабленной энергетикой обостряются застарелые болезни. По представлениям наших предков, кроме земного года есть и космический, который длится 10000 лет. Он тоже влияет на нас. Мы, арии, наделены огромным энергетическим потенциалом и очень чувствительны к энергетическим колебаниям. Зима - земная ли, космическая ли - ослабляет нас.
    Мы справляем Трндез в феврале, и до Нового года, в течение 40 дней, полученная энергия должна "созреть", "дать плоды", обратиться в силу, в оружие. Причем важно справлять его не где попало, а в местах сакральных, обладающих мощной энергетикой. Мы, например, празднуем Трндез в Гарни, Кармир-Блуре..."

    ТРНДЕЗ. КОСТЕР ОТ БОЖЕСТВЕННОГО ОГНЯ
    Из Араратской мифологии

    Ман собрал ариев и обратился к ним: "Дорогие сородичи, я видел Бога Ваагна и передаю вам его наказ. Скоро начнутся божественные потуги, и тогда придет Ваагн, чтобы спасти наш род от нечистых когтей Вишапа. Давайте раскопаем сокровища недр Арагаца и с помощью божественного огня выкуем меч-молнию. С первым весенним солнцем придет Ваагн, освятит наш меч, и мы победим титанов и освободим наш Арарат".
    НО АРИИ НЕ СТАЛИ СЛУШАТЬ МАНА. Затрясли кулаками, ругаясь и проклиная его, затем стали издеваться и, обозвав безумцем, удалились. И Ман один пошел раскапывать недра Арагаца. Эхо ударов его кирки разносилось по всему Арарату и возбуждало любопытство ариев. Возле него собралась толпа. Люди глумились над Маном, бранились, иногда бросали в него камни. Но, безучастный ко всему, Ман настойчиво продолжал копать. Упорство Мана подействовало на толпу, люди притихли, насмешки прекратились, уступив место пугливой осторожности. Толпа в страхе отступила и издали следила за действиями Мана. И хотя люди не понимали, что он делает, но чутье подсказывало им, что готовится нечто ужасное.
    Ман разогнул спину только тогда, когда выкопанные им богатства Арагаца заблестели под лучами утреннего солнца. Он вытер пот со лба и взглянул на небо. Казалось, далеко, очень далеко в небе лопнул плод граната и из него вытекал сок. Понял Ман, что потуги начались. Он обратился к толпе, не осмеливавшейся подойти к нему:
    - Арии, посмотрите на небо - начинаются божественные потуги, они принесут нам мощь и силу.
    Арии посмотрели на небо, и раздались панические крики: "Это божье наказание! Вишап карает нас за ужасный грех Мана! Это конец света!.." И убежали арии, спрятались в своих домах, крепко закрыв двери и окна, и в страхе начали молиться.
    А БОЖЕСТВЕННЫЕ ПОТУГИ НАЧАЛИСЬ. Потуги Неба, потуги Земли, потуги багрового моря, а в море тростник испытывал родовые муки. Из тростника шел дым, из тростника вырывалось пламя и, взвившись до неба, смешалось с огнем солнца. Солнце в потугах выбрасывало огонь вместо лучей, множество молний перекрещивалось, терзая голубизну неба, и раскатам грома вторило эхо от далеких звезд. И от родовых схваток стонала Земля, и поверхность ее разрывалась от сильных сотрясений, извергая лаву, и багровое море бушевало, выбрасывая могучие ревущие волны на берег.
    Обьятые ужасом арии, запершись в своих домах, причитали в ожидании конца света и проклинали Мана, проклинали потуги как зловещее предзнаменование. На коленях молили Вишапа наказать Мана и спасти их. Но бессилен был Вишап предотвратить божественные потуги. Он сам выл от ужаса, предчувствуя свой близкий конец. И лишь арий Ман приветствовал божественные потуги. Он выбежал на берег моря и божественным огнем, вырывавшимся из ствола тростника, зажег факел.
    И с факелом в руке, обходя дома, стучал в двери и призывал: "Арии, откройте ваши двери и окна! Это не конец света, это - новое начало мира! Вновь рождается Ваагн, наш спаситель! Выходите, берите сучья, разожгите священные костры - и пусть божественный огонь поможет вам прозреть! Освятитесь священным пламенем и восстановите вашу былую мощь!"
    НО ОЧЕНЬ МАЛО ДВЕРЕЙ ОТКРЫЛОСЬ. Только самые сильные осмелились взглянуть на божественный огонь и разжечь им костер. Огонь опалил им лица, и пропал страх из их сердец. Они плясали вокруг костров, пели хвалебные песни, восславляли Ара и Ваагна. Молодицы, жаждавшие материнства, прыгали через божественный огонь, чтобы освятить чрево и зачать. А в это время Ман расплавлял добытые им богатства Арагаца в божественном огне и ковал меч-молнию. Могучие удары его молота были слышны по всему Арарату, нагоняя страх на Вишапа.
    Очень немногие арии - только те, что освятились божественным огнем и обрели былую мощь, присоединились к Ману. Сорок дней пылал божественный огонь в священных кострах, и сорок дней арии пели и танцевали вокруг них. Слышались удары молотов - это Ман с обретшими силу ариями ковал спасительное оружие.
    В своем предисловии к "Араратской мифологии" Слак Какосян писал: "... история нации становится жизненным опытом, если поколения нации вновь и вновь осмысливают пройденный путь..." По его утверждению, собранные, восстановленные и воссозданные им древнейшие языческие предания - лишь ничтожная часть богатейшей архаической мифологии нашего народа. Остальное еще ждет своих исследователей...

    Зара ГЕВОРКЯН
     

Поделиться этой страницей