Андраник

Тема в разделе "История", создана пользователем HAY-FIDAI, 25 мар 2007.

  1. HAY-FIDAI

    HAY-FIDAI

    Регистрация:
    5 фев 2007
    Сообщения:
    1.009
    Симпатии:
    0
    АНДРАНИК (Озанян Андраник) (1865—1927), деятель армянского национально-освободительного движения, национальный герой армянского народа. Учился на родине, в Шапин-Гарахисаре, в школе Мушегян. Был рабочим в Константинополе, затем — в Румынии. Возвратившись на родину, работал плотником, принимал участие в обществ, жизни. В 1891 стал членом партии Гнчак, некоторое время спустя вышел из нее и вступил в ряды партии Дашнакцутюн. Дважды порывал с Дашнакцутюн—в 1907 (возобновил связи с партией в 1914) и в 1917—окончательно, заявив об этом в печати. В начале 90-х гг. ХIХ в. Андраник вступил в армянский гайдуцкое движение, развернувшееся в Западную Армении. Был рядовым гайдуком, затем десятником и командиром группы в гайдуцких отрядах Абро, Гургена, затем Ахбюр Сероба. С целью приобретения оружия и установления связей с силами, действовавшими в разных местностях, Андраник побывал в Севастополе, Тифлисе, Батуме, Карсе, Александрополе, Ереване, Эчмиадзине, Нахичеване, Тавризе, Салмасте и другие местах, установил контакты с видными деятелями армянской национально-освободительной борьбы Грайром, Никол Думаном, Мецн Мурадом. После гибели Ахбюр Сероба (1899), Андраник был признан общим руководителем гайдуцких сил, действовавших в Васпуракане и Сасуне. Участвовал во многих боях с турецкими регулярными войсками и курдскими разбойничьими бандами, защищая население Западной Армении от их посягательств. Проявил личное мужество, незаурядные способности военачальника. Громкую славу в народе и широкий резонанс в печати многих стран Европы, а также России и Кавказа, принесли Андранику, в частности, бой у монастыря Аракелоц 1901 и Сасунская самооборона 1904, в ходе которых бойцы Андраника успешно отражали атаки во много раз превосходящих сил турецких погромщиков. Только в 1904 группа Андраника свыше 30 раз вступала в бои с турецкими регулярными войсками. В конце 1904 Андраник покинул Западную Армению, побывал в Иране, Баку и Тифлисе, имел встречи с местными армянскими общественно-политическими кругами, затем обосновался в Женеве (Швейцария). Здесь он издал «Боевые инструкции» (1906), представлявшие по существу наставление по ведению гайдуцкой борьбы. Находясь в Швейцарии, а затем в Болгарии (с 1907), Андраник внимательно следил за развитием национально-освободительного движения армянского народа, деятельностью армянской политической партии. Он убежденно считал, что острие освободительной борьбы армянского народа должно быть направлено против Османского деспотизма, что нельзя допускать никакого сближения армянских политических кругов с младотурками, поскольку подобный курс чреват губительными последствиями для Западных армян. Во время 1-й Балканской войны Андраник принял деятельное участие в формировании отдельной роты армянский добровольцев, которая затем под командованием Г. Нжде и Андраник приняла активное участие в войне против Турции в составе македонской группировки болгарской армии (см. Балканские войны 1912—1913). В начале первой мировой войны 1914—18 Андраник прибыл в Тифлис, был назначен командиром 1-го отряда армянский добровольцев, который в составе русских войск Кавказского фронта отличился в боях при взятии Вана, Битлиса, Муша, в известном сражении при Дилмане (апреля 1915). В дальнейшем, будучи возмущен недоверием русского командования в отношении армянских добровольцев, Андраник в марте 1916 подал в отставку и покинул фронт. В 1916—17, находясь в Тифлисе, а затем на Северном Кавказе, Андраник развил энергичную деятельность по оказанию разносторонней помощи находившимся здесь армянским беженцам, принял участие в 1 съезде Западных армян (см. Съезды западных армян 1917, 1919); предпринял издание газеты «Айастан» (1917—18), выступавшей за сплочение сил Восточных и Западных армян. В январе 1918 Андраник был назначен командиром дивизии вновь сформированного Армянского армейского корпуса с заданием обеспечить оборону Эрзрумского укрепленного района. В том же месяце командование Кавказской армии присвоило ему звание генерал-майора. В условиях начавшегося распада Кавказского фронта, ухода русских войск, под натиском превосходящих сил турок дивизия Андраника была вынуждена отступить по линии Карс-Александрополь-Воронцовка, заняла позиции у Джалал-оглы, имея задачей не допустить продвижения турецких войск в направлении Еревана. В июне Армянский отдельный ударный отряд (командование им Андраник принял в апреля) отступил через Дилижан—Севан—Нор Баязет — Селимский перевал к Джульфе и Хою (Иран) с целью оказать помощь скопившимся в Северном Иране армянский беженцам, а также армянскому населению Вана. Встретив сопротивление превосходящих сил турок, отряд Андраника возвратился в Нахичеван. Провозгласив Нахичеван неотъемлемой частью Советской России, Андраник телеграфно сообщил руководителю Бакинской коммуны С. Шаумяну, что отдает свой отряд в распоряжение центрального правительства Советской России. Совершив в сложных условиях переход в Зангезур, отряд Андраника сыграл решающую роль в обороне этого края от турецких войск и мусаватистов. В ноябре Андраник во главе своего отряда двинулся на Карабах, чтобы защитить его от посягательств турок и мусаватистов, но по требованию представителей английского командования на Кавказе, давших обещание решить вопрос мирным путем, возвратился назад. Разочаровавшись в политике держав Антанты в отношении Армении, не разделяя действий правительства Республики Армении, Андраник в апреле 1919 привел свой отряд в Эчмиадзнн, распустил его, а сам уехал за границу. Находясь во Франции, а затем в Англии, Андраник разрабатывал планы оказания помощи армянам Киликии в их борьбе за независимость. С 1922 жил в США, продолжал оказывать содействие армянам диаспоры, выступал за сплочение сил всех армян ради достижения заветных целей народа, лояльно относился к Советской Армении. Умер в курортном местечке Чико, близ гор. Сакраменто (Калифорния), был похоронен во Фрезно. В 1928 прах Андраника был перевезен в Париж и погребен на кладбище Пер-Лашез. Еще при жизни Андраника народ сложил о нем много песен. В Советской Армении именем Андраника названы площади, улицы, школы в городах и селах, установлены памятники ему. Андраник — один из наиболее любимых героев армянского народа.

    АНДРАНИК спас более 600тысяч АРМЯН во время резни. если кто сможет добавить добавте.
     
  2. Janik

    Janik

    Регистрация:
    20 фев 2007
    Сообщения:
    57
    Симпатии:
    0
    Мой прадедушка был в его войске Я горжусь этим человеком и прадедушкой ведь еслиб не было ни Андраника ни Геворга Чахуша Дро Кери в общем Фидаи нас бы не было
     
  3. Элина

    Элина

    Регистрация:
    8 фев 2007
    Сообщения:
    1.635
    Симпатии:
    0
    Род занятий:
    учеба
    Адрес:
    Москва
    GangstA_Man, апер.........ты- настоящий патриот.......горжусь знакомством с тобой.....пусть и виртуальным :)
     
  4. HAY-FIDAI

    HAY-FIDAI

    Регистрация:
    5 фев 2007
    Сообщения:
    1.009
    Симпатии:
    0
    Janik
    кто читал ШИРАЗА "дантеяканэ" там всё полробно написанно и оочень красиво и как АНДРАНИК вывел АРМЯН..........там всё хорошо написанно прочитайте)))
    Элина
    ;armflag;
     
  5. РОБЕРТ

    РОБЕРТ

    Регистрация:
    25 мар 2006
    Сообщения:
    445
    Симпатии:
    0
    ФОТО АНДРАНИКА
    [​IMG]
     
  6. HAY-FIDAI

    HAY-FIDAI

    Регистрация:
    5 фев 2007
    Сообщения:
    1.009
    Симпатии:
    0
    точно и я щас фотку вставлю я совсем забыл. блин у меня опять нэт не работал поэтому раньше не вставил)))))
     
  7. HAY-FIDAI

    HAY-FIDAI

    Регистрация:
    5 фев 2007
    Сообщения:
    1.009
    Симпатии:
    0
  8. HAY-FIDAI

    HAY-FIDAI

    Регистрация:
    5 фев 2007
    Сообщения:
    1.009
    Симпатии:
    0
  9. HAY-FIDAI

    HAY-FIDAI

    Регистрация:
    5 фев 2007
    Сообщения:
    1.009
    Симпатии:
    0
  10. Dusky

    Dusky

    Регистрация:
    23 апр 2007
    Сообщения:
    17
    Симпатии:
    0
    Адрес:
    Yerevan -> Msk
    [​IMG]

    РЫЦАРЬ ВИЗАНТИЗМА

    "Кавказские народы должны относиться к русскому народу с пониманием, принимая во внимание, что от нашествия варваров их защищал русский солдат"...

    Смутные времена в своей основе все похожи друг на друга. Для осмысления наших проблем необходимо заглянуть в прошлое и выяснить причины трагедии сегодняшнего дня и определить пути исцеления от охватившей современное общество болезни, имеющей своими истоками это самое еще не отошедшее в историю прошлое. Ведь постижение сущности сегодняшней ситуации и поиск выхода из кризиса должны быть напрямую связаны с осмыслением прошлого, в котором и следует искать ответы на многие вопросы, мучающие каждого честного гражданина России.

    Вопреки распространившимся в последние годы стереотипам, которым безусловно способствовал распад СССР, Великая Россия была и остается жизненно необходимой не одному только русскому народу, но и всем восточно-христианским народам, чье культурное наследие и духовный потенциал уходят своими корнями в древнюю византийскую традицию. Не секрет, что крах веры в Великую миссию России на Востоке в начале нашего века оказался для греков, армян, ассирийцев (сирийцев) и езидов не менее драматичным и трагичным, чем для самих русских. Иллюстрацией подобного могут служить и недавние события на Балканах, когда в буквальном смысле предоставленные самим себе сербы оказались жертвами геноцида объединенных сил "нового мирового порядка". И все же сегодня, как и восемьдесят лет назад, многие выдающиеся деятели освободительного движения православных и восточно-православных народов даже в самые критические для России дни не утрачивают веры в то, что Россия жива и сумеет занять подобающее великой христианской державе место в мировой политической системе.

    Вера эта зиждется на осознании общности исторических судеб народов византийской Ойкумены, на понимании необходимости совместной борьбы православного и восточно-православного мира за свое выживание. Как не вспомнить здесь слова, сказанные в не менее критическом для России 1918 г. великим сыном армянского народа генералом Андраником Сасунским, почитаемым героем и руководителем общего антиосманского сопротивления не только армянами, но и греками, сербами, ассирийцами и другими сирийскими христианами, болгарами и езидами: "Как только Россия встанет на ноги, воздвигнется новая могучая и непобедимая Россия, какой она не была никогда". Эти слова звучали более чем контрастно на фоне апокалиптических настроений русской интеллигенции, порожденных страшной чередой февральского и октябрьского переворотов. Следует отметить, что говорил это легендарный генерал как раз тогда, когда в результате большевистской пропаганды рухнул Кавказский фронт, и обманутые шедшими к власти в России немецкими шпионами русские солдаты массами бежали в Россию, бросая и распродавая по дороге оружие, часто попадавшее в руки ее заклятых врагов и поворачивавшееся теперь против проверенных в боях друзей христианской державы.

    В этой ситуации оставленным на произвол судьбы православным казалось, что Россия уже навсегда отвернулась от них, но истинные патриоты армянского, греческого, ассирийского и других духовно родственных народов сохраняли веру в Россию и продолжали отчаянное сопротивление, которое понималось ими не только как борьба за собственное выживание, но и защита Великой России, ведь именно с ней были связаны вековые надежды этих народов на избавление от османского ига. К чести российской армии, немало верных своему воинскому долгу и Отечеству русских офицеров и казаков после развала их воинских частей не покинуло Кавказский театр боевых действий, а влилось в армянские, ассирийские и греческие дружины, действовавшие в Анатолии и Северо-Западной Персии. В конце января 1918 г. Андраник Сасунский осудил организованную мусаватистскими кругами Азербайджана у станции Шамхор близ Гянджи резню более пяти тысяч русских солдат и офицеров, возвращавшихся домой с фронта. В интервью газете "Мшак" генерал подчеркнул: "Кавказские народы должны относиться к русскому народу с пониманием, принимая во внимание, что от нашествия варваров их защищал русский солдат. Гянджинский инцидент наводит на грустные размышления. Нельзя так относиться к сынам России, проливавшим на протяжении трех лет борьбы свою кровь в наших горах. Русский народ не должен повернуться спиной к традиционному курсу своих отцов, предать забвению пролитую его отцами кровь на Кавказских горах и покинуть эту страну, оставляя ее на произвол судьбы, забывая даже свои будущие интересы. Он должен остаться и защищать Кавказ и кавказские народы. На Кавказе должна быть сохранена общероссийская государственность. И если русский солдат покинет Кавказ и уйдет, у кавказских народов не хватит сил отстоять эту идею". Эта поистине хрестоматийная фраза была произнесена Андраником Сасунским в тяжелейшей обстановке, когда с приходом к власти большевиков турки практически без боя возвращали себе отвоеванные Россией с 1914 г. территории, включая Анатолию, и готовились к захвату Кавказа, выходу в Крым, Поволжье и Среднюю Азию, пытаясь поднять против России население ее окраин, используя, где это выгодно, идеи исламского единства и, конечно, пантюркизма.

    Командующий войсками Кавказского фронта генерал от инфантерии Лебединский, понимая, что на Кавказе больше не существует другой силы, способной сдерживать турецкую агрессию, кроме особой армянской дивизии, состоявшей не только из армян, но и из других православных народов (в нее входили донские и кубанские казаки), назначил командиром дивизии Андраника Торосовича Озаняна, присвоив ему чин генерал-майора. Выбор командира дивизии, на плечи которой зимой 1918 г. ложилась вся тяжесть распавшегося Кавказского фронта, был, конечно же, не случаен. К этому времени Андраник Сасунский успел снискать себе славу не только гениального военного тактика и стратега, но и популярного среди православных и восточно-православных народов идеолога византизма, последовательно отстаивавшего идею единения этих народов с Россией в борьбе против османских поработителей. Андраник Торосович Озанян родился 22 февраля 1865 г. в Западной Армении, в городке Шапир-Гарахисар, столице Горного Сасуна - труднопроходимой области, остававшейся на протяжении долгих веков османской оккупации лишь формально подчиненной турецкой администрации и потому со временем превратившейся в центр не только армянского сопротивления, но и сопротивления всех коренных народов азиатской части империи, подвергавшихся планомерному истреблению со стороны османских властей. Уже через год после окончания школы Андраник попадает в турецкие застенки за избиение жандарма, терроризировавшего армянское население. Совершив удачный побег из тюрьмы, Андраник переезжает в Константинополь, но вскоре возвращается в Западную Армению, а затем отправляется в Крым и на Кавказ для доставки оружия армянским боевым отрядам. В Западной Армении Андраник вступает в партизанский отряд известного фидаина Сероба Вартаняна и становится признанным руководителем нескольких ударных групп партизан, ведущих борьбу против турецких погромщиков и регулярных армейских частей.

    В 1902-1904 гг. отряды Андраника вели бои против турок и курдов-мусульман в Сасуне, Тароне и Васпуракане. За героическое сопротивление превосходящим силам противника Андраника стали называть новым Давидом Сасунским. В 1905 г. Андраник выехал на Кавказ, где обсуждал вопросы дальнейшей борьбы против османского ига с видными деятелями армянского национального движения и представителями Российской империи. После этого Андраник отправился в длительное путешествие, в ходе которого посетил Францию, Швейцарию, Бельгию, Англию, Болгарию и Иран, информируя общественность о национально-освободительной борьбе армян Западной Армении и необходимости в этой связи приобретения оружия. В Болгарии сасунский горец написал свои "Боевые инструкции", обобщив опыт партизанской борьбы. Спустя семь лет этот опыт хорошо послужил болгарам во время Первой Балканской войны. В 1912 г. из армянских добровольцев Андраник организовал роту, вошедшую в состав ополчения болгарской армии. Армянские воины проявили героизм в боях за города Мастанли, Узун, Мерефте, Шаркей и др. Андраник Сасунский участвовал в разгроме турецкого корпуса генерала Явера-Паши. Болгарское командование высоко оценило участие армянской роты в Первой Балканской войне. Начальник ополчения генерал-майор Ганев, начальник штаба Винков и адъютант капитан Николов свидетельствовали, что все "участники этой роты могут гордиться своей отважной деятельностью. А Армения должна быть уверена, что имея таких сыновей, которые способны умереть даже за чужое дело, она в недалеком будущем обретет счастливую и долгую свободу".

    Заметим, что болгарские военные, отдавая справедливую дань героизму армян, все же недопонимали некоторые существенные моменты, очевидные для стоявшего на византистских позициях Андраника Сасунского. Во-первых, сражаясь против турок на стороне православных славян, армяне умирали не за "чужое дело", а, во-вторых, одного героизма армянского народа было, к сожалению, еще мало, чтобы добиться прочной независимости от османских поработителей, подлинным гарантом которой, как и предвидел Андраник, могла стать только великая православная Россия, способная отстоять в борьбе с любым противником право на существование византийской цивилизации, к культурно-историческому типу которой принадлежат православные и восточно-православные народы. Поэтому не случайно, что даже в самые трагические для армянского народа дни Андраник Сасунский призывал соотечественников заботиться о судьбе России - решающей составной части православного мира. В интервью газете "Франкфуртер Цайтунг" в 1907 г. Андраник подчеркнул, что западные армяне видят свое спасение в помощи России. В страшную зиму 1918 г., говоря об отношении армян к России, генерал отметил, что "любые действия, направленные против России, чужды нашему народу, нашему рыцарскому духу, нашим нравственным идеалам". С началом Первой Мировой войны Андраник Сасунский спешит в Россию. 12 августа 1914 г. в Тифлисе он встречается с главнокомандующим войсками Кавказского военного округа Мышлаевским и заявляет о готовности участвовать в войне против Турции. Сасунскому горцу было поручено сформировать и возглавить первую добровольческую армянскую дружину.

    Во главе этой дружины Андраник ведет неравные бои с турецкими войсками и завоевывает авторитет среди русского военного командования. Генерал-лейтенант Чернозубов, в частности, писал: "Я всегда видел в Андранике горячего патриота, борца за свободу Армении, глубоко любившего свою Родину. Я с особым удовольствием всегда читал выдержки в русском переводе из статей армянских газет, где воздавалась честь Андранику как национальному герою, всегда храбро несшему свою голову для осуществлению национальных идеалов в борьбе с вековым врагом Армении". Другой, не менее известный, русский генерал Юденич сказал об Андранике, что тот "до безумия храбр". За личное мужество и успехи армянской дружины в боях на Кавказском фронте в 1915-1916 гг. Андраник Сасунский был награжден Георгиевской медалью IV степени, Георгиевским крестом IV и III степени, орденами Св. Станислава II степени с мечами и Св. Владимира IV степени. По признанию Чернозубова, "успехи русской армии у Ашнака, Вруш-Хорана, Ханика, Котура, Сарая, Молла-Гасана, Беленджика и Гаратели в значительной степени связаны с боевыми действиями 1-й армянской дружины, во главе которой всегда находился Андраник - храбрый, опытный начальник, прекрасно понимавший обстановку боя, он был всегда во главе дружины и пользовался большим авторитетом среди добровольцев. Дружина под начальством Андраника доблестно участвовала в бою под Муханджиком (Дильман) 15-18 апреля 1915 г., в котором Кавказ был спасен от вражеского нашествия". Тогда Андраник Сасунский еще не предполагал, что спустя несколько лет ему, командиру 1-й армянской дивизии, придется еще раз спасать от турецкого нашествия Кавказ, на этот раз, можно сказать, единолично.

    30 января 1918 г. турецкие войска под командованием Мехмеда Вахиб-паши приступили к крупномасштабным операциям на Эрзерумском, Ванском и Приморском направлениях: 30 января они заняли Эрзинджан, 11 февраля - Трапезунд, 14 апреля без боя вошли в Батум и стали продвигаться к Сухуму. 25 апреля пал Карс, 15 мая - Александрополь. Дивизия Андраника Сасунского была лишена возможности маневрировать, ибо ведя тяжелые оборонительные бои на Эрзерумском направлении, прикрывала отступление сотен тысяч армянских, греческих и ассирийских беженцев, уцелевших в 1915 г., над которыми снова нависла страшная угроза после отступления русских из Анатолии. Опасность захвата турками большей части Кавказа и повторения геноцида в Восточной Армении казалась почти неизбежной. Однако 16-18 мая 1918 г. у поселка Воронцовка дивизия Андраника неимоверными усилиями сдержала османские войска и их приспешников. И хотя некоторым группам неприятеля удалось на 20-25 км подойти к Тифлису, основная масса их была остановлена и отброшена назад. Перехватив инициативу у врага, генерал ведет бои на Караклиском направлении. В развернувшейся 25-28 мая 1918 г. Лорийской битве, во многом оказавшейся судьбоносной не только для Армении, но и Кавказа в целом, Андраник Сасунский сорвал на Дилижанском направлении генеральное наступление турецких войск, пытавшихся через Дилижан выйти к Баку и продвинуться к Дагестану и Чечне. В результате понесенного поражения турецкое командование было вынуждено отдать приказ оставить большую часть горного Лорийского края.

    В начале июня 1918 г. армянская дивизия вступила в Ноно-Баязет, затем по Селимскому перевалу через Даралагяз-Шарур в Нахичевань. Вскоре были заняты Джульфа и Битлис. 14 июня Андраник издал приказ, в котором отмечалось, что его войска подчиняются центральному Российскому правительству, а Нахичевань объявлялась неотделимой частью России. Генерал Андраник отправил также телеграмму чрезвычайному комиссару по делам Кавказа и председателю Бакинского Совнаркома Шаумяну, в которой выразил готовность оказать помощь Бакинской коммуне, оборонявшейся от наступавших на Баку турецких войск. По этому поводу генерал Андраник сказал: "Я послал эту телеграмму, чтобы известить московское правительство о том, что я, моя армия честно преданы русским". Здесь также проявилась византистская позиция генерала, заключавшаяся в стремлении всеми силами сохранить целостность России. Главной стратегической установкой турецкого командования летом 1918 г. стал захват Баку с дальнейшим продвижением на Дагестан и выход за пределы Кавказа в сторону Поволжья и Закаспия. Турки наступали на Баку по линиям: Батум-Тифлис-Казах; Дилижан-Казах-Евлах; Александрополь-Нахичевань-Шуша-Евлах и Нахичевань-Шуша-Баку. Еще весной 1918 г. турецкие войска оккупировали северную часть персидской территории, создавая плацдарм для развития наступления на Баку. Захватив, в частности, иранские города Маку, Салмас, Тебриз, Сараб, Ардебиль и Хой, турки намеревались через железную дорогу Александрополь-Джульфа перебросить в Персию новые войска для наступления на Баку. Но в Нахичевани отряды Андраника Сасунского перерезали железнодорожный путь, а в Джульфе захватили турецкий гарнизон. В районе Хоя сасунские формирования нанесли внезапный удар в тыл расположенной в Северо-западном Иране турецкой армии, заставивший турок остановить наступление на Баку и перебросить против Андраника значительные силы. Бои в Хое продолжались несколько дней. Турки понесли огромные потери, однако постоянно прибывавшие к ним подкрепления создали угрозу окружения армянской дивизии. В этих условиях Андраник Сасунский вынужден был оставить Хой и, прорвав цепь окружения, отступить в район Джульфа-Баку. Затем под напором численно превосходящих турецких войск генерал Андраник был вынужден оставить Нахичевань и перебраться в Горный Зангезур, имея целью через Нагорный Карабах прорваться к Баку и преградить дорогу наступающей турецкой армии. Андраник Сасунский сыграл огромную роль в защите Зангезура, оказавшегося маленьким островком в Закавказье, куда так и не удалось проникнуть турецким оккупантам. В ходе боев до 40% турецких войск на Кавказе было брошено в Зангезур против Андраника. Когда лидеры новообразованных кавказских республик в страхе перед турецким нашествием еще в январе 1918 г. обратились к турецкому правительству, выражая готовность сесть за стол переговоров, то в ответ услышали, что Турцию их мнение не интересует, ее волнует лишь то, что думает по этому поводу генерал Андраник. Что было вполне логично, ибо именно войска Андраника Сасунского оставались основным препятствием к покорению турками Кавказа, а непреклонность генерала и его преданность идее византизма ни у кого не вызывали сомнений. Этой идее генерал оставался верен всю свою жизнь.

    В 1919 г. он писал, что "никакое государство, будь то Англия, Франция или Америка, кто бы ни был, не должно сопротивляться продвижению России на юг, а со стороны народов Закавказья не должно быть ни одного выстрела против России в защиту западных государств". Характерной чертой деятельности Андраника было гуманное отношение к мирным жителям не зависимо от их этнической и религиозной принадлежности. Заботясь о безоружных жителях, генерал всегда проявлял завидную предусмотрительность. Героическое сопротивление сасунской дивизии не только спасло от уничтожения массы православных и восточно-православных народов, но и предотвратило дальнейший распад теперь уже советской России, а это говорит о том, что по степени своей исторической значимости роль личности Андраника Сасунского, сохранившего в боях идею византизма и передавшего потомкам, даже превосходит роль его легендарного земляка Давида Сасунского. Столкнувшись с предательством со стороны союзников по Антанте и большевиков, сполна воспользовавшихся плодами героической борьбы Андраника для закрепления на Кавказе, генерал вынужден был эмигрировать за границу. Находясь проездом в Тифлисе, он сказал: "Я никогда в своей жизни не стремился к личному счастью и благополучию. Я постоянно стремился только к одному и боролся только за одно - за свободу и благополучие своего родного народа. Я не ищу признания своих заслуг и желаю лишь, чтобы был счастлив народ, которому я служу всю свою жизнь". Эту службу Андраник продолжил и в эмиграции.

    В декабре 1919 г. американская газета "Вашингтон Пост" писала: "Генерал Андраник стоит на самой вершине армянского героизма. Армяне всюду его встречают с ликованием. Они с большим вниманием и восхищением прислушиваются к каждому его слову. А ему, этому воину, который после крушения Царской России вел неравные бои с турецкой армией, есть о чем говорить. Ныне его слова также остры, как была остра его сабля". Проживая в США, Андраник Сасунский продолжал выступать за сохранение целостности Советского Союза именно потому, что верил в возрождение России, в ту византистскую идею, которой посвятил всю свою жизнь. Именно Андранику принадлежат сказанные в 1918 г., но ничуть не потерявшие своей актуальности и сегодня, слова: "Мне больно, когда вы думаете, будто Россия распалась, умерщвлена раздорами и не очнется раньше, чем через пятьдесят лет. Но вам следовало бы помнить, что стапятидесятимиллионный здоровый, обладающий богатыми потенциальными возможностями народ не может умереть, он жив".

    Андраник умер 31 августа 1927 г. в г. Фрезно (США). В январе 1928 г. его останки были перенесены в Париж и захоронены на кладбище Пер-Лашез. Если ратный подвиг Андраника-военачальника уже изучен, то наследие Андраника - идеолога византизма еще нуждается в глубоком осмыслении. Сегодня этот вопрос стоит как никогда актуально. Мы становимся свидетелями возрождения византизма среди буквально всех православных и восточно-православных народов во главе с Россией - абхазов, армян, ассирийцев, белорусов, болгар, греков, грузин, езидов, коптов, малобарцев, молдаван, осетин, румын, сербов, сирийцев, словаков, украинцев, черногорцев, эфиопов. Византизм для принадлежащих к византийскому ареалу православных и восточно-православных народов - это возвращение к своим духовным истокам, к тому, что позволило каждому из них сделать свой неповторимый вклад в копилку мировой цивилизации и при всем этом всем вместе создать единый культурно-исторический тип, обладающий уникальными возможностями духовного и материального созидания. Но византизм в нынешних условиях глобальной экспансии атлантизма и геополитической катастрофы установления однополярного мира - это еще и необходимая как воздух стратегия и, даже более того, философия выживания, без принятия которой под вопросом оказывается не только завтрашнее существование наших народов, но во многом теряет непреходящую ценность и тот великий вклад, который внесла византийская цивилизация в сокровищницу мировой культуры. Следовательно, речь идет уже не только о судьбах православных народов, но о судьбах всего человечества.
     
  11. VaLdEmAr

    VaLdEmAr

    Регистрация:
    5 авг 2007
    Сообщения:
    47
    Симпатии:
    0
    Адрес:
    Тбилиси
    Мой прадед тоже воевал вместе с Андраником, я им горжусь! У меня даже фотки старые остались)
     
  12. bizzarmo

    bizzarmo

    Регистрация:
    8 авг 2007
    Сообщения:
    10
    Симпатии:
    0
    Род занятий:
    1111
    Адрес:
    1111
    [​IMG]
    Paris France

    [​IMG]
    Yerevan


    [​IMG]
     
  13. Janik

    Janik

    Регистрация:
    20 фев 2007
    Сообщения:
    57
    Симпатии:
    0
    скинешь братух фотки?
     
  14. Сона

    Сона

    Регистрация:
    28 мар 2007
    Сообщения:
    110
    Симпатии:
    0
    Род занятий:
    Учусь в школе
    Адрес:
    Из Еревана,но живу в Ялте
    Мой прадед тоже!!!Зовут Закар!
     
  15. HAMEST AXCHIK

    HAMEST AXCHIK

    Регистрация:
    9 май 2007
    Сообщения:
    725
    Симпатии:
    1
    Род занятий:
    Ученица
    Адрес:
    москва
    ХРОНИКА ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АНДРАНИКА

    1865 г., 25 февраля — в уездном городке Шапин-Гараисар Западной Армении,в семьеремесленника-армянина родилсяАндраникТоросовичОзанян.
    1875 — 1882 гг. — учеба в Шапин-Гараисарском армянском училище Мушегян.
    1884 — 1886 гг. — Андраник уезжает в Константинополь, работает плотником. Устанавливает связи с деятелями армянского национально-освободительного движения.
    1889 г. — вступает в партию «Гнчак».
    1892 г. — вступает в партию «Дашнакцутюн».
    1892 г. — совершает террористический акт над начальником Константинопольской полиции, который был известен своими жестокими расправами над. деятелями армянского национально-освободительного движения.
    1893г. — в составе фидаинской группы Апро принимает участие в боевых действиях против турецких войск в Тароне. Однако под нажимом иностранных консулов фидаины оставляют Сасун и Тарон.
    1895г. — вместе с 26 гайдуками-добровольцами перебирается через Караурган в Тарон и Сасун. До весны 1896 г. принимает участие в боевых действиях фидаинов против турецких войск.
    1896 г., март — переходит русскую границу у Сарыкамыша, прибывает в Карс, откуда направляется в Александрополь.
    1896 — 1897 гг. — наемная работа в Севастополе и Ялте.
    1897г., май — отъезд из Крыма. Вместе с группой гайдуков направляется на Кавказ и в Персию.
    1897 г., 11 июля — с группой гайдуков пересекает у персидского пограничного села Сарай границу Западной Армении.
    1897 г., 27 июля — назначается десятником гайдуков.
    1897 г., 31 августа — скрывается в пустыне Ктуц, на острове Ванского озера.
    1897 г., сентябрь — возобновляет в Сасуне и Тароне вооруженную борьбу с турецким деспотизмом в отряде Сероб-Ахпюра.
    1899 г. — начальник фидаинской дружины. Он становится одним из руководителей гайдукских групп, действовавших в Тароне и Сасуне.
    1900г. — убивает активного участника армянских погромов Бшаре-Халила.

    -440-

    1900 г., декабрь — созывает в Сасуне совещание начальников гайдукских дружин и представителей местного армянского населения, на котором обсуждается вопрос о вооружении населения и привлечении его на борьбу с турецким деспотизмом.
    1901 г., июль-октябрь — помогает сасунцам в подготовке вооруженного восстания.
    1901 г., 4 ноября — с 28 гайдуками укрепляется в монастыре Аракелоц в Мушской долине и держит оборону монастыря в течение 25 дней.
    1901г., 27 ноября — после героических боев с многочисленными турецкими войсками Андраник невредимым выводит свой, отряд из монастыря, прорывает осаду и уходит в Сасунские горы.
    1902 г. — с гайдукскими дружинами ведет боевые действия в Тароне и Сасуне.
    1903 г. — Осенью Андраник перебирается в Шатах. Отсюда перевозит в Сасун оружие и продовольствие.
    1904 г., январь — август — во главе гайдукских дружин, принимает участие в боях против турецких войск в окрестностях армянских сел Сасуна и Муша.
    1904 г., 3 августа — дружина Андраника на кораблях из Тарона отплывает на остров Ахтамар.
    1904 г., 5 — 7 августа — гайдуки под руководством Андраника отражают нападение окруживших остров Ахтамар турецких военных кораблей.
    1904, 7 августа — дружина Андраника под покровом ночи отплывает на корабле на остров Ктуц.
    1904 г., 21августа — Андраник и его сподвижники в монастыре Варага,
    1904 г., сентябрь — сгруппой гайдуков переправляется в Персию.
    1904г., октябрь-ноябрь — отправляется в Баку и Тифлис. В Тифлисе гостит у поэта Ованеса Туманяна.
    1905г., январь-март — едет в Париж, оттуда, в апреле — в Женеву. Здесь он пишет «Боевые наставления гайдукским отрядам», опубликованные в Женеве в 1906 г.
    1906 г. — Андраник обращается с призывом к революционерам-зинворам об объединении усилий. С конца 1906 г. живет в Болгарии.
    1907 г., 22 февраля — в Ване принимает участие в работе съезда партии Дашнакцутюн, выступает против линии партии и объявляет о выходе из партии.
    1907г., ноябрь — выезжает в Софию, затем — в Варну.
    1908г., декабрь — приезд в Швейцарию.
    1909 г., февраль — нелегально выезжает в Константинополь, где встречается с некоторыми лидерами дашнакской партии.
    1909 г., ноябрь — выезжает из Варны в Париж для приобретения оружия я боеприпасов.

    -441-

    1910 г. — в Варне Андраник оборудует мастерскую — лабораторию но набивке патронов. 1910 г., сентябрь — вторичная поездка в Манчестер для покупки оружия..
    1910 г., октябрь — 1912 г., октябрь — живет в Болгарии.
    1912 г., октябрь — выезжает в Софию и принимает командование армянской добровольческой ротой.
    — Возглавляемая Андраником Армянская добровольческая рота принимает участие в составе Болгарской армии в 1-й Балканской войне против. Турции.
    1912 г. 4-15 ноября — рота Андраника принимает активное участие в сражении при Мастанло, Узун-Гюмидлере, Балкан-дереси, Мерганлы, где 15 ноября взят в плен Явер-паша.
    1912 г., 23 ноября — Армянские добровольцы вступают в город Родосто.
    1913г., 22 ноября — рота Андраника принимает участие в боях за г. Meрефте.
    1912 г., 16 декабря — 1913 г., 20 января — оборона берегов Мраморного моря.
    1913 г., 23 января — Армянская добровольческая рога принимает участие в боях за Шаркей.
    1913 г., 25 мая — в результате заключения мира с Турцией рота расформирована. До августа 1914 г. живет в Болгарии.
    1914 г., 2 декабря — в связи с началом 1-й мировой войны Андраник из Варны уехал в Одессу, через Ялту, Туапсе, Поти — в Тифлис.
    1914 г., 12 августа — встреча с главнокомандующим войсками Кавказского военного округа Мышлаевским.
    1914 г., октябрь — Андранику поручено сформировать первую армянскую добровольческую дружину и принять се командование.
    1914 г., 16 октября — Андраник из Тифлиса выезжает на фронт.
    1914 г., 25 октября — Андраник прибывает в Хой, Салмаст (Персия) и принимает командование первой армянской добровольческой дружиной.
    1914 г., 3 ноября — встреча в Дильмане с командующим азербайджанским отрядом русских войск генерал-лейтенантом Чернозубовым.
    1914 г. 4 — 5 ноября — участие Андраника с добровольческой дружиной в боях у села Ашнак.
    1914 г., 7 — 16 ноября — дружина Андраника ведет победоносные бои а районе горных перевалов Буруш-Хоран и Каш-кюль.
    1914 г., 19 ноября — 26 ноября — добровольцы Андраника принимают участие в боях за Сарай и Асурли.
    1914 г., 1 — 5 декабря — дружина овладела г. Пелачук.
    1914 г., 1 декабря — на Кавказском фронте начинается общее отступление русских войск. Андраник с дружиной отходит в Сарай, Котур.
    1914 г., 3 декабря — добровольцы отступают в направлении сел. Рази.

    -442-

    1914 г., 5 декабря — дружина вступает в бой с противником у курдского села Беляджик и отбивает его атаки.
    1914 г., 31 декабря — дружина отступила к Джульфе, к русской границе. За проявленную в боях доблесть Андраник награждается Георгиевским крестом с мечом.
    1915 г., 11 января — первая добровольческая дружина Андраника отбывает из Джульфы в направлении Тавриза.
    1915 г.. 12 января — дружина вступает в г. Маранд.
    1915 г., 14 января — 10 февраля — дружина совершает маневры на территории между городами Маранд — Софиан-Хой.
    1915 г., 10 февраля — Андраник едет в Тифлис на лечение.
    1915 г., 23 февраля — Андраник возвращается на фронт. В марте дружина вновь сосредотачивается в Хое, где производит боевые маневры до 15 апреля.
    1915 г., 15 — 18 апреля — Первая армянская добровольческая дружина проявляет доблесть и самоотверженность в Дильманском сражении, в котором разгромлены основные силы корпуса Халил-бея.
    1915 г., 20 апреля — 4 мая — дружина преследует остатки разгромленного корпуса Халил-бея.
    1915 г., 5 мая — дружина Андраника в составе Ванского отряда русских войск принимает участие в боях за г. Баш-Кала.
    1915 г., 15 — 18 мая — дружина Андраника, в районе горного перевала Борчала-Даг,однабросается ватаку на противника, и обращает егов бегство.
    1915 г., 31 мая — дружина Андраника с боями продвигается до Айоцдзора Ванского вилайета, овладевает несколькими селениями. Дружина продвигается в направлении Вана.
    1915 г., 3 июня — Андраник с добровольцами вступает в Ван.
    1915 г., 12 июня — дружина вступает в Востан.
    1915 г., 16 — 17 июня — дружина Андраника в боях при Зеване наносит сокрушительный удар и обращает в бегство противника, перешедшего в контрнаступление. За проявленные в бою храбрость и умелое руководство дружиной Андраник награждается Георгиевским крестом 2-й степени.
    1915 г., 29 июня — дружина принимает участие в боях на озере Ван.
    1915 г., 7 — 17 июля — 7 июля бой под с. Уртабом. Дружина с кровопролитными боями продвигается в направлении Датвана и Тарона. Овладевает портом Датван и некоторыми селами Мушской долины.
    1915 г., 11 июля — начинается новое общее отступление русских войск. Андраник отходит к порту Ахлат, Беркли-Калэ.
    1915 г., 17 июля — за активное участие в боях при Датване Андраник награждается Георгиевским крестом 1-й степени.
    1915 г., 17 июля — дружина прибывает в Беркли-Калэ, принимает участие в боях, защищая караваны армянских беженцев, движущихся в направлении русской границы.

    -443-

    1915 г., 26 июля — остатки первой армянской добровольческой дружины сосредотачиваются в Игдире.
    1915 г., 8 августа — Андраник в Ереване.
    1915 г., 12 августа — Андраник едет в Тифлис. 25 августа награждается орденом Св. Станислава 2-й степени.
    1915 г., сентябрь-октябрь — Андраник занимается пополнением снаряжения, вооружения и обучением дружины.
    1915 г., 14 октября — докомплектоваиная Первая армянская добровольческая дружина под командованием Смбата прибывает в Ван.
    1915 г., 2 ноября — Андраник направляется на фронт и вступает в командование дружиной. Дружина ведет непрерывные бои против вражеских сил на северо-западном и западном побережье Ванского озера.
    1915г., 23 декабря — Андраник в Ване.
    1916 г., 10 января — Андраник прибывает в Варчаш.
    1916г., 20 января — 13 февраля — бой при с. Норашен, Дружина овладевает Адильджевазом.
    1916 г., 2 февраля — дружина овладевает Ахлатом.
    1916 г., 7 февраля — дружина овладевает Датваном.
    1916 г., 15 — 21 февраля — 1 марта — дружина Андраника в составе отряда-генерала Абациева ведет упорные бои в направлении Битлиса. За проявленную доблесть в этих боях Андраник представляется к награде орденом Владимира 4-й степени с мечом и бантом.
    1916 г., 1 марта — дружина вступает в Багеш (Битлис).
    1916 г., 8 марта — преследуя отступающего противника, дружина Андраника вступает в Мушскую долину.
    1916 г., 13 марта — Андраник вступает в Муш.
    1916 г., 14 — 18 марта — дружина защищает от вражеских набегов дорогу Муш-Багеш.
    1916 г., 18 марта — из-за размолвки с генералом Абациевым, Андраник. передает командование дружиной Смбату, и уезжает в Тифлис.
    1916 г., май — в связи с расформированием армянских добровольческих дружин в регулярные войска, Андраник подает в отставку.
    1916 г., июль-август — Андраник уезжает в Баку, оттуда — на Северный Кавказ. В армянских колониях Пятигорска, Армавира, Майкопа и др. населенных пунктах организует материальную помощь армянскому беженству.
    1916 г., сентябрь — с той же целью направляется в Новый Нахичевань (Ростов).
    1917г., январь — Андраник вновь в Армавире.
    1917 г., 14 апреля — Андраник, писатель В. Тотовенц, А. Бонапартян и Тер-Акопян в Тифлисе заключают договор об издании ежедневной газеты «Айастан».
    1917 г., 22 декабря — издается приказ главнокомандующего войсками Кав-

    -444-

    казского фронта о формировании Особой армянской стрелковой дивизии под. командованием Андраника.
    1918 г., 23 января — Андранику присваивается воинское звание зауряд генерал-майора.
    1918 г., 16 января — приказ главнокомандующего войсками Кавказского фронта о переформировании Особой армянской стрелковой дивизии в Сводный армянский отряд.
    1918 г., 2 февраля — приезд Андраника в Александрополь для формирования отряда.
    1918 г., 15 февраля (2 марта) — Андраник прибывает в Эрзерум и возглавляет оборону Эрзерумского укрепленного района.
    1918 г., 27 февраля — после ожесточенных боев сводный отряд Андраника оставляет Эрзерум.
    1918 г., 11 марта — Андраник возвращается в Александрополь.
    1918 г., 12 марта — расформирование Армянского Сводного отряда, в связи с Брест-Литовским мирным договором.
    1918 г. 10 апреля, Александрополь — формирование Армянского Отдельного ударного полка (отряда) под командованием Андраника.
    1918 г., 11 апреля — Армянский отдельный ударный отряд занимает отведенные ему позиции на пограничной линии.
    1918 г..15апреля — турецкие войскапереходят в наступление по всему фронту.ПадениеАлександрополя.Отряд Андраникаведет боевые действия с превосходящими силами противника.
    1918 г., 16 апреля — 17 апреля — после упорных . оборонительных боев. отряд Андраника отходит в направлении Воронцовки.
    1918 г., 4 мая — отряд с боями отходит к Джалалоглы. Андраник принимает энергичные меры к подготовке отпора противнику.
    1918 г., 17 мая — после кровопролитных боев отряд оставляет Джалал-оглы.
    1918 г., 18 мая — отряд вступает в село Дсех. Андраник в гостях у Ованеса Туманяна.
    1918 г., 25 мая — отряд отбывает из Дсеха.
    1918 г., 28 мая — отряд останавливает у села Никитино продвижение турецких войск к Дилижану.
    1918 г., 1 июня — 3 июня — Армянский особый ударный отряд Андраника в Дилижане.
    1918 г., 5 июня — отряд прибывает в Еленовку.
    1918 г., 9 июня — отряд вступает в Нор-Баязет.
    1918 г., 10 июня — отряд отбывает из Нор-Баязета.
    1918 г., 13 — 16 июня — пребывание отряда в Кешишкенде.
    1918 г., 17 июня — в районе Нахичевани по распоряжению Андраника разрушаются железнодорожные мосты, заваливаются тоннели и демонтируются рельсы, чтобы сдержать продвижение турецких войск.

    -445-

    1918 г., 20 июня — отряд вступает в Нахичевань. 1918 г., 21 июня — отряд занимает русскую и персидскую части Джульфы
    и берет в плен турецкую охрану.
    1918 г., 21 июня — отряд продвигается в направлении Хоя.
    1918 г., 22 июня — в предместьях Хоя отряд Андраника вступает в бой с крупным авангардом (600 солдат) турецких войск.
    1918 г., 23 июня — Армянский отряд, прикрывая движение многотысячного беженства, отходит к Джульфе.
    1918 г., 25 июня — в Джульфе к отряду Андраника присоединяется добровольческая дружина ванских армян. Объединенный отряд продвигается в направлении Нахичевана,
    1918 г., 3 июля — отряд Андраника в Нахичеване.
    1918 г., 7 июля — Армянский национальный совет Нахичевани просит Андраника взять на себя защиту местного армянского населения от турецкой угрозы.
    1918 г., 12 июля — отряд Андраника прибывает в Абракунис.
    1918 г., 14 июля — Андраник подписывает приказ о переходе вместе с отрядом в распоряжение Советской России, об объявлении Нахичеванского уезда неотъемлемой частью Советской России и введении военного положения.
    1918 г., 16 — 19 июля — в Джульфе и Нахичеване происходят ожесточенные боимежду частями Андраникаи вторгшимися туда турецкими войсками,
    1918 г., 19 июля — падение Нахичевана.
    1918 г., 20 июля — отряд Андраника вместе с беженцами отступает из 'Нахичевани в направлении Абракуниса.
    1918 г., 27 июля — отряд Андраникаи беженцы вступают в Капан.
    1918 г., 3 августа — отряд и беженство прибывают в Горис.
    1918 г., 3 августа — отряд и беженство прибывают в село Ангехакот Сисианского района.
    1918 г;, 1 сентября — начальники некоторых дружин покидают со своими зинворами ударный отряд Андраника и направляются в Даралагяз к границам армянской республики. В распоряжении Андраника остаются 1300 зинворов из 4-х тысяч.
    1918 г., 3 сентября — Андраник приступает к реорганизации отряда.
    1918 г., 4 сентября — по инициативе Андраника созывается совещание представителей населения Сисианского района. Принимается решение оставить отряд в районе и организовать оборону от турецкой угрозы.
    1918 г., 17 — 25 сентября — население Сисианского района под руководством Андраника готовится к отражению турецкой угрозы. Производятся маневры отряда.
    1918 г., 28 сентября — нападение мусаватских вооруженных сил на Горисский район, Андраник со своим отрядом спешит на помощь. По дороге в окрестностях сел Агуди и Вагуди вновь происходит вооруженное столкновение с местным населением.

    -446-

    1918 г., 29 сентября — отряд Андраника вступает в Горис.
    1918 г., 1 — 10 октября — Андраник организует оборону Горисского района.
    1918 г., 14 октября — отряд Андраника вместе с Шушинским и Гандзакским полками занимает линию обороны Горис-Сисиан.
    1918 г., 16 октября — отряд вновь сосредотачивается в Горисе.
    1918 г., 19 октября — на протяжении оборонительной линии фронта завершается сооружение позиций отряда и других армянских воинских частей. Андраник совершает инспекционный осмотр фронта.
    1918 г., 20 октября — Андраник из населения Горисского района формирует две запасные роты.
    1918 г., 26 октября — Андраник получает письма из Карабаха с просьбой: спешить на помощь.
    1918 г., 16 ноября — часть сил Андраник отправляет в с. Хндзореск.
    1918 г., 18 ноября — вооруженные силы Андраника отбывают в направлении Карабаха. Отряд продвигается вперед к Забугскому ущелью, ведя непрерывные бои с турецкими и мусаватскими войсками.
    1918 г., 30 ноября — отряд занимает с. Маркиз, господствующее над местностью.
    1918 г., 1 декабря — вооруженные силы Андраника, отбивая контратаки, противника, занимают ряд других селений.
    1918 г., 2 декабря — Андраника посещают представители командующего английскими оккупационными войсками в Закавказье Томсона и от его имени вручают Андраника ультиматум о немедленном прекращении военных действий..
    1918г., 3 декабря — отряд Андраника прекращает военные действия.
    1918 г., 4 декабря — вооруженные силы Андраника возвращаются в Горис.
    1918г., 22 декабря — в Горисе Андраника посещает английский майор Гибон, ведет переговоры по вопросам военно-политической обстановки и положения армянского беженства.
    1919г., 6 января — вторая встреча майора Гибона с Андраником в Горисе. 1919 г.,10 января — встреча с английским капитаном Бошером.
    1919г., 25 января — встреча с владельцем Капанских медных рудников Робеном.
    1919 г., 24 февраля — в торжественной обстановке Андраник награждает отличившихся солдат и офицеров отряда Георгиевскимикрестами.
    1919 г., 25 февраля — Андраника посещает капитан английской армии Таунсенд.
    1919 г., февраля — Андраник выделяет из средств отряда пшеницу для беженства и сирот.
    1919 г., 5 — 6 марта — новое посещение майора Гиббона. Он ведет переговоры с Андраником об условиях вывода армянского ударного отряда из Зангезура.
    1919 г., 25 марта — Армянский отдельный ударный отряд под командованием Андраника начинает эвакуацию из Зангезура.

    -447-

    1919 г., 2 апреля — отряд отбывает из Ангехакота.
    1919 г., 5 апреля — отряд в Даралагязе.
    1919 г., 11 апреля — отряд Андраника прибывает в Давалу.
    1919 г., 13 апреля — отряд прибывает в Эчмиадзин.
    1919 г., 17 — 23 апреля — Андраник распускает отряд.
    1919 г., 27 апреля — сдав оружие и боеприпасы католикосу, Андраник отправляется в Тифлис.
    1919 г., 28 апреля — Андраник в гостях у Ованеса Туманяна в Тифлисе.
    1919 г., 30 апреля — беседа Андраника с министром иностранных дел меньшевистского правительства Грузии Гегечкори.
    1919г., 7 мая — глава военной миссии Франции на Кавказе выдает Андранику визу для поездки в Европу. Андраник едет из Тифлиса в Батум, оттуда
    кораблем в Константинополь.
    1919 г., июнь — через Константинополь Андраник едет в Манчестер (Англию).
    1919 г., ноябрь — по приглашению Погоса-Нубара Андраник прибывает в Париж.
    1919 г., 12 ноября — Андраник в составе Армянской национальной делегации прибывает в Нью-Йорк.
    1920г., январь — Андраник с делегацией посещает Бостон и Чельси. 1920 г., апрель — прибытие в г. Фрезно (Калифорния).
    1920 г., май — посещение Чикаго.
    1920г., июнь — посещение Нью-Йорка.
    1920г.,29 июля — возвращается в Париж.В гостях у Погоса Нубар-паши. Посещает Измир, затем — Египет.
    1920г., ноябрь — посещение Александрии (Египет).
    1921 г., март — в Манчестере возглавляет Армяно-английский комитет помощи армянским беженцам и сиротам.
    1922г., февраль — приезжает в США для организации вспомоществования в пользу армянского беженства и сирот.
    1922 г., 15 мая — бракосочетание Андраника с госпожей Нвард Кюркчян в Париже.
    1922 г., 6 июня — госдепартамент США дает Андранику разрешение на постоянное жительство в США.
    1922 г., 1 июля — Андраник с супругой отбывает из Манчестера в Лондон.
    1922 г., 5 июля — возвращение в США.
    1922 г., октябрь — Андраник обосновывается на постоянное местожительство в г. Фрезно.
    1926г., июнь — Андраник во Флориде.
    1927г., февраль — посещение г. Сан-Франциско. 1927 г., апрель — поездка в Бостон.

    -448-

    1927 г., май — поездка в Нью-Йорк, Филадельфию.
    1927г., август — Андраник проходит курс лечения на курорте Ричардсон-Спринге.
    1927 г., 31 августа — смерть Андраника в г. Фрезно.
    1927 г.,3сентября — похороны Андраника на Араратском кладбище в Фрезно.
    1928 г. — останки Андраника из Фрезно перевозятся в Париж на кладбище Пер-Лашез.

    -449-
     
  16. HAMEST AXCHIK

    HAMEST AXCHIK

    Регистрация:
    9 май 2007
    Сообщения:
    725
    Симпатии:
    1
    Род занятий:
    Ученица
    Адрес:
    москва
    Награды
    Генерал Андраник был награжден высокими государственными наградами Болгарии (Крест храбрости), Греции, России (Георгиевский крест и сабля, ордена Св Станислава и Владимира), Франции (орден Почетного легиона) и других стран. [6]


    Память
    В ряде стран (Армения, Болгария, Румыния, Франция) именем Андраника названы площади, улицы, школы, магистраль Гюмри-Карс, станция метро, установлены памятники и памятные доски.

    С 1986 г. действует армянский общенациональный союз «Зоравар Андраник» (председатель- экс-чемпион мира по вольной борьбе Норайр Мушегян). Союз активно участвовал в ликвидации последствий спитакского землетрясения 1988 г., в обороне Нагорного Карабаха.

    Имя Андраника Озаняна носили или носят одна из группировок организации АСАЛА, один из отрядов самообороны Карабаха, спортивный клуб в Ливане, команда скаутов в Аргентине [7], крупнейший армянский интернет-клуб на Yahoo! [8].

    В Ереване открыт музей Андраника (основатель- Ильич Бегларян).


    О нем
    "Генерал Андраник стоит на самой вершине армянского героизма. Армяне всюду его встречают с ликованием. Они с большим вниманием и восхищением прислушиваются к каждому его слову. А ему, этому воину, который после крушения Царской России вел неравные бои с турецкой армией, есть о чем говорить. Ныне его слова также остры, как была остра его сабля". газета "Вашингтон Пост", дек. 1919 [9]


    “Он- армянский Робин Гуд, Гарибальди и Вашингтон в одном. Он идеальный патриот, о ком везде создаются баллады и имя которого воодушевляет петь песни о нем армянину- на работе, армянке- во время дел, или когда убаюкивает малыша”. Мелвил Четерс ("The Literary Digest", 1920)


    "Успехи русской армии у Ашнака, Вруш-Хорана, Ханика, Котура, Сарая, Молла-Гасана, Беленджика и Гаратели в значительной степени связаны с боевыми действиями 1-й армянской дружины, во главе которой всегда находился Андраник - храбрый, опытный начальник, прекрасно понимавший обстановку боя, он был всегда во главе дружины и пользовался большим авторитетом среди добровольцев. Дружина под начальством Андраника доблестно участвовала в бою под Муханджиком (Дильман) 15-18 апреля 1915 г., в котором Кавказ был спасен от вражеского нашествия". Генерал Чернозубов [10]


    “Во главе добровольческого армянского отряда, сформированного в Софии, стоял Андраник, герой песни и легенды… Армяне ему подчиняются, турки его боятся, султанские войска преследуют его по пятам…

    ...Но душою отряда является Андраник. Он великолепен в своем темно-сером защитного цвета костюме, в высокой каракулевой шапке и ладных солдатских сапогах, из-за которых торчит плеть, символ неофициальной власти. С боку у него бинокль и браунинг, на груди - целый букет с надписью на ленте: "Свобода или смерть", это - подношение армянок из комитета Красного Креста… "Я - не националист, - говорит он в объяснение своего похода, - я признаю только одну нацию: нацию угнетенных"”. Лев Троцкий [11]


    "Это был человек совершенно особенный, он отличался от всех, кого я встречал на Кавказе. В Андранике был какой-то магнетизм, притягивавший всех, и я с первой же минуты поддался его обаянию. Его войско было первое настоящее войско, которое я видел на Востоке. Не будет преувеличением, если скажу, что этот армянский полководец был самой трагической, героической и характерной фигурой из всех, порожденных мировой войной". Полковник Гибон [12]


    "В лице Вас, приветствую настоящего народного героя...". С. Г. Шаумян [13]


    "...Андраник завоевал себе славу легендарного народного героя." И. Х. Баграмян [14]


    "Имя Андраника было окружено ореолом славы... Среди бойцов он пользовался непререкаемым авторитетом... считался народным героем". А.И. Микоян [15]


    "Характерной чертой деятельности Андраника было гуманное отношение к мирным жителям не зависимо от их этнической и религиозной принадлежности. Заботясь о безоружных жителях, генерал всегда проявлял завидную предусмотрительность". Х. Политидис, И. Зая и И. Артемов [16]


    "...Рождается новый термин, связанный с именем легендарного героя, - андраникизм, приобретающий не только исторический, но и геополитический и философский смысл. Впервые этот термин прозвучал в газете «Красная звезда» 6 июля 2002 г.: «Показ андраникизма как альтернативы идеологии мюридизма и ваххабизма представляет собой новый подход в создании целостной картины Кавказа как в его прошлом и настоящем, так и в будущем». Здесь главное: отношения между народами России и Кавказа должны строиться на их нерушимой дружбе, которая будет способствовать «преодолению всех трудностей сегодняшнего этапа исторического развития». Н.М.Северикова, кандидат философских наук, преподаватель МГУ им.Ломоносова [17]


    "Андраник для армянского народа не просто личность, а олицетворение мощной и непоколебимой идеи. Андраник больше всего был революционером... священной злостью восставшей земли". Аветис Агаронян [18]


    "Андраник превратился в символ священной армянской освободительной борьбы...". Католикос Всех Армян Его Святейшество Вазген Первый [19]
     

Поделиться этой страницей